Полная выдающихся эпизодов, неровная адаптация Вашингтона Августа Уилсона представляет новый режиссерский талант и претендента на "Оскар".
“Урок фортепиано” - последняя в череде недавних экранизаций цикла “Американский век” из 10 пьес Августа Уилсона после “Заборов” 2016 года и "Черной задницы Ма Рейни" 2020 года. Дензел Вашингтон снялся в первом фильме и поставил его режиссером, а также он продюсирует полнометражный режиссерский дебют своего сына Малкольма Вашингтона. Другой сын Дензела (брат Малкольма), Джон Дэвид Вашингтон, играет главную роль в ансамблевом произведении, старшая сестра Малкольма Катя Вашингтон - исполнительный продюсер, и, завершая прочное семейное дело, фильм посвящен матриарху семьи Вашингтон, актрисе Паулетте Вашингтон, с посвящением “для мамы” на экране.
“Урок фортепиано” открывается в 1911 году в штате Миссисипи, когда фейерверк четвертого июля озаряет бессловесное ограбление красными и синими вспышками. Группа неназванных чернокожих мужчин врывается в пустой дом, чтобы украсть пианино. Рано утром следующего дня несколько белых мужчин на лошадях в отместку сжигают отдаленный коттедж, но воры убегают.
Это яркое начало, которое указывает на то, что эта адаптация, возможно, не настолько привязана к месту действия исходного материала. К сожалению, адаптация Малкольма во многом верна пьесе Уилсона и также основана на одном месте.
Все начинается через 25 лет после того ограбления, когда мальчик Вилли (Джон Дэвид Вашингтон) и его друг Лаймон (Рэй Фишер) без предупреждения приезжают в дом дяди Вилли Доакера (Сэмюэл Л. Джексон) и его сестры Бернис (Даниэль Дэдуайлер) в Питтсбурге, везя на буксире грузовик с арбузами. Их приезд сопровождается планом, которым крикливый Мальчик Вилли свободно делится со всеми, кто готов слушать. Выручка от продажи этих арбузов северянам вместе с некоторыми деньгами, которые он скопил, составит две трети суммы, необходимой для покупки недвижимости в Миссисипи. Именно эта последняя треть движет “Уроком фортепиано”: мальчик Вилли хочет продать семейную реликвию – красивое пианино ручной работы, стоящее в центре первого ограбления, — которое сейчас стоит в гостиной Бернис и Доакер в Питтсбурге. Гравюры ручной работы, мельком увиденные в темноте в начале, теперь видны в мельчайших деталях — это пианино довольно изысканное и свидетельствует о работе художника-постановщика Дэвида Бомбы.
Это пианино олицетворяет тяжелую историю семьи, и у каждого члена есть свой способ справиться с этой болью. Бернис не рассматривает возможность его продажи — вокруг него было слишком много семейного кровопролития, а именно из—за того, что отец ее и Мальчика Вилли был убит на следующее утро после ограбления, — чтобы просто выбросить его. Она относится к нему со ссылкой, граничащей со страхом, и даже отказывается его играть. Мальчик Вилли более бесцеремонен, рассматривая это как ценный актив, который может помочь ему продвинуться в мире, ключ к получению бесценного титула владельца недвижимости. Чернокожему мужчине нечасто выпадает такая возможность, особенно на Юге в 1936 году, и он горит желанием ухватиться за нее. “Урок игры на фортепиано” становится мощной историей о травме поколений и различных способах, с помощью которых люди противостоят ей, игнорируют или убегают от нее. В нем также рассказывается о том, как класс и раса глубоко переплетены на протяжении всей истории Америки.
Малкольм адаптировал пьесу Уилсона, получившую Пулитцеровскую премию, с Вирджилом Уильямсом, сценаристом-ветераном телевидения, сыгравшим в сериалах “24”, ”Скорая помощь" и “Криминальные умы". Благодаря основополагающей прозе Уилсона сценарий чередует бравурные речи с небольшими моментами, иллюстрирующими, как взаимодействуют люди с глубокими семейными узами. Несмотря на то, что Бернис Дэдуайлер временами может показаться немного занудой, вы понимаете ее раздражение из-за хаоса, который эти необъявленные родственники вносят в ее дом. У нее есть ребенок, о котором нужно заботиться, ей постоянно мерещится зловещий призрак наверху, и у нее просто нет времени на дурачества, которые приносят эти мужчины.
Мастерство Малкольма заключается в постановке "Мужской тусовки ". В самом ярком эпизоде фильма Мальчик Вилли, Лаймон и Мальчик-победитель (Майкл Поттс в роли брата Доукера, только что приехавшего из Канзас-Сити) начинают петь рабочую песню из своих фермерских дней в Миссисипи. Доакер неохотно присоединяется — ему незаинтересованно вспоминать какой-то момент своей жизни в зеркале заднего вида. Но он не может устоять, и четверо мужчин объединяются, создавая мощный кухонный хор, дополняемый стуком по столу и хлопками в ладоши, а также различными соло, выделяемыми каждому мужчине. Расширенная сцена захватывает дух, она подчеркивает уверенность Малкольма в себе — это не та постановка, которую многие начинающие режиссеры осмелились бы поставить. У этого паренька Малкольма есть мужество.
Сэмюэл Л. Джексон блистает в роли Доакера, человека, который довольствуется тем, что проводит последние дни на Севере, днем сидит на крыльце и курит, а по вечерам пьет виски со своим братом и племянником. Джексон, который может позвонить, когда его попросят, здесь более сдержан, воплощая человека, измученного всем, что он пережил на юге, и ищущего более спокойного существования за много миль от всего этого. Как бы то ни было, он может оценить, что его племянник Бой Вилли не утратил своей искры, своего гнева, своих амбиций. Таким образом, его терпение к своему несносному племяннику контрастирует с Бернис, у которой просто не хватает духу терпеть его.
Напротив, исполнение Джоном Дэвидом Вашингтоном роли дерзкого Мальчишки Вилли максимально приближено к исполнителю, декламирующему монологи из пьесы. Его длинные речи и перформативный язык тела не гармонируют с другими выступлениями, в которых преобладают театральность и тонкость, и в ключевые моменты разрушают эмоциональную суть фильма.
Рэй Фишер в роли Лаймона - запасной вариант дерзкого мальчика Вилли. Он, может быть, и туповат, но определенно знает, что делает, когда использует свое неуклюжее телосложение и медленную речь, чтобы непринужденно ухаживать за дамами, включая Бернис в " длительном соблазнении" — одном из самых замечательных моментов фильма. Здесь Малкольм доказывает, что может справиться с такими деликатесами, как постановка неспешного романа, наряду с более шумными семейными ссорами и поздними ночными попойками.
Партитура Александра Депла ожидаемо сочная, если не сказать немного властная в некоторых местах, он часто работает со звуковым оформлением, намекая на сверхъестественные элементы фильма, прежде чем они займут центральное место позже. К кульминации история приближается к территории откровенного ужаса. Это смелый выбор, идущий в русле жанра, и в конечном итоге он захватывает повествование и делает эмоциональный катарсис менее резонансным. Несмотря на всю его уверенность в том, что звездные актеры играют друг с другом, Малкольм уклоняется от возможности прямолинейно, в лоб, достичь эмоциональной кульминации. Операторская работа оператора Майка Джулакиса сочетает классическую технику с более современной эффектностью. Как и весь остальной фильм, он отточен и надежен — в нем делается попытка отточить исполнение, не будучи слишком скучным или привлекающим внимание.
Поскольку исходный материал Уилсона полон для меня соответствующих весомых тем, адаптация Малкольмом Вашингтоном “Урока игры на фортепиано” носит референциальный характер, часто чрезмерно референциальный, и хотя эта версия содержит изрядную долю выдающихся эпизодов наряду с исполнениями, готовыми получить "Оскар", фильм никогда полностью не складывается в эффективное, неповторимое, эмоциональное повествование. Причины, стоящие за этим, трудно выделить, какими бы тонкими они ни были. Присутствующий на протяжении всего фильма сверхъестественный компонент занимает центральное место в заключительном акте, и этот поворот слишком близок к современной тенденции “повышенного ужаса”, предполагающей столкновение со своей травмой как единственным способом рассеять злых духов. Игра Джона Дэвида Вашингтона раздражает, вместо того чтобы дополнять его коллег по фильму, а в основном единственная постановка не позволяет осознать масштабы того, как кино может выйти за рамки сцены как в визуальном, так и в повествовательном плане. Однако здесь достаточно многообещающего, чтобы отметить этот впечатляющий дебют Малкольма Вашингтона и указать на новичка в треке.
✨Как Вам фильм «Урок фортепиано», понравился❓ Какое впечатление оставило на Вас, семейство Вашингтона❓ Свои Ответы, Мысли и Впечатления, пишите в комментариях❗❗❗
Будет Интересно: