Найти в Дзене

Дети и гаджеты

Моя любимая тема - огромная, мноплановая и разносторонняя. На несколько статей.

Рисунок Таисии Лунёвой https://vk.com/yourstai
Рисунок Таисии Лунёвой https://vk.com/yourstai

Давайте честно: ещё ни разу в роддоме не видали детёнка с гаджетом. Все мы приходим в этот мир с плюс-минус работающей нервной системой, а вот то, как она будет формироваться, чем наш мозг будет нас радовать, что родители дадут в руки малышу, - это уже вопрос условий развития ребёнка.

В гаджетах абсолютного зла нет, но ответственность за культуру пользования лежит изначально на семье. Вот и попробуем разобраться, как использовать гаджеты всем во благо. А как-нибудь в другой раз поговорим про зависимость и что с ней можно сделать.

Немного рассуждений и теории

Гаджеты и цифровые технологии – по сути обычные культурные инструменты, орудия. Как краски, оружие, медицинские и музыкальные инструменты. Если умеешь пользоваться – то можешь творить, создавать на благо всего мира. Если не умеешь – то это как обезьяна с гранатой – либо себя, либо окружающих взорвёшь. Антропологи и психологи считают, что любые орудия и технологии должны быть не только изобретены, но и психологически освоены. И искусство, и мода, и кулинария, и технологии должны адаптироваться, срастись с местными традициями. А тут такое дело – на глазах одного поколения мы от дисковых телефонов и «Петяяяя, выходи во двооор!» перешли к супер-коробочкам, в которых и развлечение, и работа, и общение, и даже еда (если заказать доставку). Поэтому и нашим детям сложно, поэтому и мы без ума им гаджеты суём в руки.

Вот она, наша ответственность: мозг съест всё. Он не печень и не кишечник, которые возмутятся. И то, что попало в мозг, остаётся в нём навсегда. Пусть мы пока смутно представляем этот нейронный процесс, но любая порция информации – от тактильного раздражения до симфонии и формулы – неизгладимо и безвозвратно изменяет синаптические процессы, процессы контакта нейронов. Пусть всего нескольких. Но навсегда. Мелочей нет.

Понимаете, какая на нас, родителях, ответственность за контент?

В целом ситуация такая:

· Цифровые технологии и гаджеты – наша реальность. Их невозможно отрицать. Всё уже свершилось, они часть нашей повседневной жизни.

· Нам надо не запрещать, а формировать культуру пользования гаджетами у наших детей. Помогать им не только с интерфейсом разобраться (с этим как раз проблем нет), но психологически освоить технологию.

· Нам надо научиться пользоваться гаджетами разумно, осознанно, соблюдая правила гигиены.

Честно скажу, на данный момент надёжных и достоверных научных данных о пользе и вреде гаджетов нет. Но наметим хотя бы пунктиром.

(Неочевидные) плюсы цифровых технологий в жизни ребёнка:

• Интересно и залипательно

• Модно. Детям (да и взрослым) это важно!

• Возможна «прокачка» ряда когнитивных показателей (зрительно-пространственного восприятие, стратегического и тактического планирования, точности оценки временных интервалов)

• Возможность эмоционального отреагирования, выплеска эмоций

• Расширения возможностей общения и получения информации.

Я из этого списка действительно плюсами считаю только три пункта. Попробуйте в комментариях угадать, какие!

Очевидные минусы цифровых технологий в жизни ребёнка:

• Высокий риск формирование зависимости (посредством механизма эмоционального подкрепления)

• Снижение когнитивных показателей (бедность словарного запаса, дефицит грамотной связной речи, низкие показатели самоконтроля и произвольности)

• Снижение заинтересованности в реальном мире и реальных отношениях

• Ограничение контактов и снижение показателей эмоционального интеллекта

• Риск развития соматической и психопатологической симптоматики (начиная с тиков…)

Попробуем обрести баланс между плюсами и минусами. Самое важное – принять и реализовывать принцип «гаджеты для людей, а не люди для гаджета».

Зарисовка: в популярном магазине в отделе детской одежды ходит семья – мама и папа лет 40-45 и пацан лет 8-9. Пацан ходит с маминым телефоном в двух руках и играет. Мама принесла ворох одежды и стала примерять на ребёнка «без отрыва от производства»! По одной руке ему отжимала, чтобы куртку надеть. То есть ребёнок в этот момент не осознаёт, где он, зачем он здесь, что вокруг происходит, что ему принесли и в чём он будет в этом году ходить в школу. Он реально в изменённом состоянии сознания :(

Ну а как же использовать гаджеты гармонично и осознано?

· Взрослым необходимо формировать культуру использования гаджетов и технологий – по аналогии с культурой гигиены, режима, общения, работы и т.д. Культура – это свод правил, регламенты, общие договорённости и принципы

· Вокруг ребёнка должны быть примеры. Именно мы, взрослые, задаём своим поведением нормы для поведения ребёнка. То есть, как обычно, начинать надо с себя. Ещё и ещё раз: начинаем с себя! Мы – пример. В начале обучения ребёнка стоит культура семьи и культура пользования гаджетами у взрослых

· Гаджеты не должны обладать самостоятельной ценностью. Они должны быть ДЛЯ чего-то. Для поиска информации, коммуникации и решения задач – прежде всего. Не для развлечения.

· В идеале у ребёнка должен быть свой гаджет, свои приложения, и свои нормы использования. Если своего нет - то ждёт и мечтает. А родители ищут варианты. Но стопроцентно мамин телефон – не игрушка. Когда мамы и папы загружают на свой телефон «пиксиков» и дают его малышам в коляске «чтобы отвлечь», то это сразу же низводит телефон до статуса «малышковое развлечение». Не надо потом удивляться, что дети хватают чужие вещи, лезут в родительскую директорию и т.п. Пусть гаджет будет простой, но свой. И без мест, куда лазить нельзя. Слишком много соблазнов, слишком сложно детям разделять директории цифрового пространства. Им бы пока с реальной реальностью разобраться.

· Необходимо очень серьёзное и контролируемое ограничение на использование гаджетов для «развлечения» (помним про наш мозг, которому «чем проще – тем лучше»). Минимум развлекаловок! НИКОГДА не используем сами и не предлагаем ребёнку гаджет «от скуки», для заманивания, торга и наказания

· Должна быть высокая избирательность контента. Конечно, мы все себя считаем людьми эстетически развитыми и со вкусом. Ок, пусть так. Вот и посмотрите на приложение: вам нравится аляповатые визгливые уродцы? Вам смешно, когда кто-то кого-то постоянно бьёт? Вы испытываете положительные эмоции (радость, умиление, любопытство), когда отрывают головы и руки? И свои эмоции словите: пошли агрессия, ажиотаж, начали кулаки сжиматься, а сами подпрыгиваете от возбуждения?.. Ну, сами понимаете… Ребёнку - только полезный, адекватный возрасту, эстетически выверенный контент. Таких приложений и игр много – от медитативной бродилки Иды по пространствам М. Эшера до смешного котёнка Финдуса, мастерящего какой-нибудь механизм. Ищите, не ленитесь просмотреть, будьте критичны!

· Как и реальных игрушек, приложений не должно быть много. И сразу их можно сортировать по папкам – пусть малыш приучается к порядку в делах! В зависимости от темпов развития контент стоит обновлять каждые 2-6 месяцев.

· Для малышей приоритетны игры и приложения для совместного пользования. Один ребёнок буквально врастает в экран, уходит с головой. Взгляд становится отрешенным, сознание «плывёт». Будьте с ним в контакте: хороши игры типа мемо, шашки и шахматы, игры на двух реальных игроков. Можно вместе порисовать, полистать картинки, побродить. Важно, чтобы между цифрой и малышом оставался живой человек как посредник и буфер.

· Здорово, если гаджет и цифровая информация обсуждаются, становятся поводом для разговора. Обсуждайте с детьми их опыт, увиденное, прочитанное. Если мы не общаемся с детьми, то они очень легко «засасываются» в ту реальность.

· Красной нитью должна идти идея о том, что гаджет – это только один из видов активности. И не самый значимый! Время с гаджетом и внимание к гаджету должны быть заметно меньше, чем значимость других сфер – прогулок, живых игр, общения со сверстниками и взрослыми, спорта, общения с животными, с природой, творчества…

· Обязательно в семье должны быть правила и режим использования гаджетов, должны действовать разумные ограничения по времени пользования. Как ограничивать по времени – отдельная тема. В двух словах: ребёнку изначально надо задать ориентир (15 минут, когда эта стрелочка будет здесь), минут за пять до срока напомнить, что пора завершать, а закончить всё-таки на логичном этапе, не просто отобрать. В семейном распорядке дня должны быть тотального гаджет-фри. 100% - еда. Никаких экранов во время еды. И, конечно же, ситуации общего разговора. Утром и днем по 15-20 минут пару раз – вполне достаточно. А мультики вечером смотреть лучше с большого экрана, а ещё лучше – в кругу семьи. Идеально – не только мультики, а ещё и книжечку :)

Тема обширная, и надо бы поговорить о мозговых механизмах формирования цифровой зависимости, о том, что делать, если признаки зависимости налицо, как взаимодействовать с подростками, увлекающимися гаджетами…

Пишите в комментариях, что вам интересно!

И делитесь вашими впечатлениями о технологиях и цифре в вашем детстве :)