Я человек православный, но не особенно воцерковленный. Готов пояснить – почему. Думаю, что многим будет интересно, хотя наверняка не каждый со мной согласится. И это нормально – все не могут думать одинаково.
Начну с того, что ни в коем случае не хочу богохульствовать. Скорее наоборот.
Итак, о сути дела.
Не знаю у кого как, но когда заходишь в церковь и первое, что бросается в глаза – прейскурант на услуги и прилавок, усыпанный золотыми и серебряными цепями и крестами с ценниками, то ощущение, что ты находишься в ювелирном. По мне так это совсем не та атмосфера, которая должна быть в духовном храме.
Кстати, мало в каких конфессиях берут деньги за проведение таинств крещения, венчания и подобное. Плюс свечки, иконки и так далее. Я думаю, что Иисус, если бы сейчас жил, то сделал так, о чем сказано в Писании: «И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников». (Мф.21:12-13).
Справедливости ради надо сказать, что не во всех наших православных храмах так. Например, в Церкви Святого Мартина Исповедника на Таганке никаких денег за приобретение свечей не требуют, бери сколько хочешь и ставь, а уж заплатишь за них или нет и сколько именно – на твое усмотрение. Конечно, ты что-то заплатишь, иначе неудобно как-то…
А еще меня удивляло раньше – почему нельзя приносить в храм те же свечи, что куплены в магазинах церковной утвари «Софрино», кстати, тоже освященные.
Об этом спросила одна из прихожанок: «Является ли грехом взять с собой на Литургию и ставить свечи, купленные в православных магазинах, где церкви тоже закупают свечи?». Ответ священника был такой: «Приносить с собой свечи не грех, но это не этично. Вы пришли в храм помолиться и принесли с собой определенную сумму в жертву Богу». Вопрос – а почему не этично, если человек купил свечи на определенную сумму, но не в этом храме?
В некоторых же храмах висят вот такие объявления.
Признаюсь, некоторое время меня эта история со свечами удивляла. А потом я узнал, что на софринские свечи в церкви можно делать наценку – любую, хоть в несколько раз, что, конечно же, для данной церкви выгодно.
В общем, бизнес есть бизнес… но тогда вопрос - какое качество этого бизнеса? Почему те же крестики и цепочки в храмах такие непрочные, почему продаются как золотые и серебряные, хотя по сути это серебрение и золочение, поэтому слезает через месяц-другой напрочь. А ведь цена на это всё как за полноценное золото и серебро?
А эта такса за таинства и требы (частные богослужения, которые люди заказывают для себя: венчание, освящение, отпевание, беседы перед крещением). Всем этим занимается настоятель. И рекомендованная сумма пожертвований за требы ограничивается только его фантазией. Кстати, если человек заказал требу в храме (например, пришел в церковную лавку и попросил освятить квартиру), то доход пойдет на нужды храма. Если же священник «получает заказ» по своим каналам, то деньги кладет себе в карман.
Был лично со мной такой случай. Друг подвез меня на своей хорошей машине к храму. Из него вышел священник, подошел к машине и предложил освятить ее за 10 000 р. Друг согласился. Плата, разумеется, перешла наличными из рук в руки…
Или вот еще наблюдение, чтобы не быть голословным. Недавно похоронили тестя. Короткое (минут 5) и простое отпевание (один священник и певчая) стоило 7 500 р. Нет, я не говорю, что это непомерная величина, но 7 500 р. за 5 минут скромного отпевания…
Грех, конечно, сие осуждать, прости Господи, но ведь есть и другие примеры.
При входе в Иерусалим попросили для Спасителя, который выбился из сил везде ходить пешком, простого ослика, на котором Он в Иерусалим и въехал. Когда посмотришь на каких «осликах» катаются слуги Божии нынче и что имеют в своей собственности - задумаешься, это ли не сребролюбие? Какое отношение это всё имеет к Богу? Никакого! Это всё дела мирские. Это всё такая же глупость, как и словосочетание «оскорбление Бога». Да как Его можно оскорбить, если Он, по сути, поругаем быть не может, не бывает Он поругаем! От слова никак.
Я грешный мирянин, который просто пытается напомнить людям то, что не в молебнах, обеднях, свечах, иконах — учение Христа, а в том, чтобы люди любили друг друга, не платили злом за зло, не судили, не воровали. Разве не так? И как нас, мирян, могут призывать не тяготеть к мирскому, к сребролюбию те, у кого часы на руке в стоимость квартиры… как мы можем верить их словам, обращенным к нам? Как мы можем слушать проповеди иерархов о нестяжательстве, наблюдая их роскошество и не впадать в грех неверия их словам? Где тогда благодать, которая через непрерывное от апостолов рукоположение, должна передаваться от пастырей к пастве? Вот вопрос вопросов!
В общем, для меня не удивительно, когда ВЦИОМ публикует очередные результаты опроса о том, как граждане России оценивают влияние РПЦ на их жизнь, политику и общество. Вот главный результат такого опроса: если в 2010 году 51% высказались о наличии такого влиянии, то в 2022 году таковых оказалось всего 35%. Данный показатель можно интерпретировать как то, что все меньше людей рассматривают РПЦ в качестве авторитетного духовного института. И это не может не тревожить.
Патриарх Сербский Павел отказывался от любых подарков, в том числе автомобилей (а пытались ему порой дарить авто премиум класса), и принципиально ездил на общественном транспорте. А когда он умер, то траур по нему объявили даже главы мусульман балканских стран и выступили перед своими единоверцами со словами, что это был величайший праведник, на которого им, мусульманам, нужно равняться. Это при том, что на Балканах между православными и мусульманами всегда были очень непростые (мягко говоря) отношения…
Когда говорят о том, что хорошая машина пастырю нужна для того, чтобы везде успеть, то вот вам пример Патриарха Сербского Павла, который везде успевал без всяких личных лимузинов.
А имя себе он выбрал соответствующее, наверное, потому, что помнил слова апостола Павла: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 13).
Но это у них, у сербов. А у нас всё иначе. Да и не только у нас...
И последнее.
Да, верно говорят - не судите и не судимы будете. Но ведь человеку свойственно думать. И задавать вопросы, если что-то не ясно.
На мой сугубо личный взгляд, не претендующий на истину в последней инстанции, служителям церкви к лицу умеренность, ведь они для нас - духовный ориентир, а, следовательно и должны соответствовать этой великой миссии. И с них тоже спросится в своё время и может быть побольше нашего, ведь на них возлагалась миссия спасения людей из тьмы, а не введение в искушение осуждения или удаления от церкви.
Простите, я не богохульствую. Просто вспомнилось одно место в Евангелии от Матфея: «...если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму» (15.14). Не хочется быть слепым и не видеть того, что мешает истинной вере. А такого сейчас с избытком. Вот и решился на несколько зарисовок из реальной жизни…
А вера... о ней спорить дело пустое. Думается мне, что неверие словам и делам некоторых иерархов и священников не есть неверие во Всевышнего. Для истинного верующего нет сомнения в Боге, ради Него мы и приходим в храм. Увы, не все храмы устраивают - слишком много там стало мирского. Впрочем, если в каком-то храме нас что-то не устраивает, то ведь можно поискать и другой, свой храм, где батюшка будет внушать уважение и надежду. Вот с таким батюшкой и стоит обсудить эту ситуацию, может он сможет успокоить нас в этом противоречии. Если такой найдется... а такой найдется наверняка, если только упорно его искать.
Вот такие у меня мысли по этой теме... всем мира и добра!
И храни вас Господь!
А что Вы думаете по этому поводу? Напишите пару слов в комментариях. Будет интересно почитать Ваше мнение.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Радушно приглашаю всех на свой канал. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
Засим смею закончить и откланяться.