Найти в Дзене
Наука и фантастика

"Луна 2112" - фильм, который мне понравился, но вызвал вопросы

Оглавление

Про Луну каких только фильмов не снимали! В 2009 году вышел на экраны вышел британский фильм с немудреным названием "Луна" (The Moon), который у нас, чтобы, вероятно, не путали с другими, был слегка переименован: "Луна 2112". И правильно сделали: в 2023 году появился корейский фильм "Луна" (как-нибудь потом и о нем напишу).

Фрагмент оригинального постера.
Фрагмент оригинального постера.

Факты для ясности

Досье фильма нетрудно найти хотя бы в Википедии, но ради ясности напомню факты.

Режиссер - Дункан Джойс (сын Дэвида Боуи). В обеих главных ролях - Сэм Рокуэлл. Композитор - Клинт Мэнселл (это немаловажно).

Вкратце сюжет: 2035 год (ха, уже довольно близко!). Энергетическая корпорация Лунар содержит на темной стороне Луны станцию, снабжающую Землю дешевой и экологически чистой энергией из гелия. Производство энергии полностью автоматизировано, но для присмотра для аппаратурой нужен все-таки живой человек. Достаточно одного. Контракт - на три года. Компаньоном единственного сотрудника является говорящий, но не антропоморфный робот Герти.

Сэм и Герти. Кадр из фильма.
Сэм и Герти. Кадр из фильма.

Авторы фильма не заморачивались с именем героя и назвали его Сэмом, как и актера.

Срок службы Сэма подходит к концу, осталось потерпеть две недели. Но во время выхода на поверхность Луны случается авария, и Сэм, запертый в луноходе, теряет сознание. Очнувшись в лазарете, он вдруг видит рядом свою точную копию. Двойник похож на него как близнец и настаивает на том, что именно он и есть настоящий Сэм. Немного поконфликтовав, они решают выяснить, что за чертовщина тут происходит.

Два Сэма. Кадр из фильма.
Два Сэма. Кадр из фильма.

Два Сэма обнаруживают, что вышки, предназначенные для прямой связи с Землей, преднамеренно выведены из строя, так что коммуникация с близкими происходит лишь в виде записанных файлов. Поэтому Сэм не может лично поговорить со своей женой Тэсс и их маленькой дочкой Ив.

Возникает подозрение, что где-то на станции хранятся и другие клоны Сэмов, которые могут быть оживлены по мере расходования предыдущих. А капсула, которая, якобы, отправляет сотрудника станции на Землю, является на самом деле устройством для аннигиляции.

Подозрения полностью оправдываются. Под камерой, где находится капсула, действительно склад погруженных в гибернацию клонов.

Фирма тем временем отправляет "спасательный" отряд на станцию, чтобы починить неполадки. Два Сэма понимают, что, если их найдут, их непременно уничтожат обоих. Они решают достать с помощью Герти очередного клона и засунуть его в потерпевший аварию луноход, чтобы "спасатели" нашли там труп. Затем первый Сэм полетит с помощью мобильного транспортного средства на Землю, а "спасателей" встретит его близнец.

Но первый Сэм чувствует себя всё хуже и хуже. Он фактически умирает на глазах. Вдобавок они восстановили прямую связь с Землей и выяснили, что жена Сэма давно умерла, их дочери уже не три года, а пятнадцать лет, и настоящий Сэм, ее отец, находится дома, в США.

Тогда всё быстро переигрывается. Умирающего Сэма по его просьбе помещают в луноход. Его напарник успевает перезагрузить память Герти (с согласия умного робота) и улететь на Землю чуть ли не в момент прибытия "спасателей". Те находят на станции лишь одного сотрудника, помещенного Герти в лазарет. А улетевший Сэм разоблачает темные дела корпорации, чтобы пресечь дальнейшие преступления.

Фрагмент российского постера.
Фрагмент российского постера.

Достоинства фильма

Фильм хорош. Драматическая и трогательная история без "звездных войнушек" и нереальных подвигов всяческих суперменов. Прекрасная игра Сэма Рокуэлла, который сумел создать психологически разных двойников.

Образы

Первый Сэм - симпатичный, несколько безалаберный парень, доверчивый, добрый, но серьезно относящийся к своей работе. В начале фильма он одет кое-как и весь оброс волосами, как Робинзон или хиппи; в предвкушении отправки домой робот Герти его стрижет.

Второй Сэм - жесткий, волевой, решительный, запросто может дать волю кулакам. При этом честен, справедлив и готов идти до конца.

Робота Герти играет - исключительно голосом - Кевин Спейси. Чтобы оценить его игру, нужно смотреть фильм в оригинале. Задача для актера очень трудная, ведь нельзя прибегнуть ни к мимике, ни к слишком явному очеловечиванию машины.

Женские роли (Тэсс и Ив) - совсем эпизодические, ведь они появляются только в передаваемых на станцию файлах либо в воспоминаниях Сэма.

Злодеев как таковых в фильме нет, зло не персонализировано, оно прячется в атмосфере станции - и, как выясняется, его источник на Земле.

Антураж

Бюджет фильма был очень скромным. Съемки велись в основном в павильоне, некоторые спецэффекты создавались буквально на коленке (макеты луноходов возились на веревочке).

Тем не менее, и обстановка лунной станции с ее стерильными технологичными интерьерами, и картины поверхности Луны (с темной стороны) выглядят убедительно, а чаще всего и просто красиво. Стиль и вкус - качества, которые невозможно ни отнять, ни подделать.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Мой глаз не цеплялся ни за какие очевидные нелепости. Обстановка выглядела достоверной, а отсутствие специально накрученных ради зрелищности эффектов лишь придавало фильму убедительность.

Музыка

Клинт Мэнселл (р. 1963) создал изысканную музыку, придавшую фильму настоящую поэтичность и эмоциональную глубину. Хотя он - рок-музыкант, вокалист и инструменталист, в "Луне" эта стилистика практически не используется. Уже в начале фильма звучит внешне очень простой, почти элементарный, на трех нотах, несколько навязчивый лейтмотив - вероятно, лейтмотив самой Луны, ее призрачной странности, загадочности и опасной красоты.

В дальнейшем этот лейтмотив развивается, приобретает чуть ли не гимническое звучание, и прекрасно сочетается с другими музыкальными темами, содержащими реминисценции классической музыки (в воспоминаниях Сэма о доме и семье). Ну, естественно, не обошлось без сугубо абстрактных фоновых звучаний, которые, опять же, не бьют по психике наотмашь, а вплетаются в общую атмосферу.

Эмоциональный строй фильма, как и музыки Мэнселла, постепенно модулирует из почти комедийного бытового жанра (милый чудик робинзонит на лунной станции) к жанру драмы и даже трагедии, но ничто не подается со слишком явным нажимом.

Всё это делает фильм, построенный на игре одного актера, увлекательным и смотрящимся с неослабевающим напряжением.

Проблема клонов

Про то, что жадные капиталисты способны на любые преступления ради прибыли, писал еще Карл Маркс в "Капитале". И мы отлично знаем, что этот его тезис полностью подтвердился и может быть проиллюстрирован примерами действий нынешних крупных корпораций. Потому я не буду писать здесь о жутких экспериментах вымышленной компании Лунар.

Поговорим немного о самой проблеме клонов, тоже далеко не новой для фантастики в разных жанрах.

В моей космоопере "Хранительница" в книге "Двойник" тоже появляется клон погибшего главного героя. И я долго думала, как бы представить его так, чтобы это выглядело хоть сколько-то убедительно.

В самом процессе клонирования уже нет ничего загадочного или не доступного для современной науки. А клонирование животных даже не составляет особой моральной проблемы. Как объясняет в "Двойнике" Антон Васильевич Цветанов, бывший дипломат и знаток межгалактического права,

Существо, признанное неразумным, не имеет юридических прав, поэтому здесь не возникает проблем передачи имени и фамилии, титула, собственности, наследства и прочих важных элементов социальной организации. У животного может быть генетический паспорт, родословная, кличка, ареал обитания, нора, дупло, вольер или будка – но оно мало чем отличимо от других животных того же вида и не обладает развитым самосознанием. Более того, даже у высокоразвитых млекопитающих половозрелая особь, как правило, утрачивает связь с родителями и сиблингами, и тут не стоит вопрос о «подмене» члена семьи. Поэтому клонирование не причинит никаких неудобств и не вызовет социальных проблем.

С людьми всё обстоит несколько иначе. Допустим, в моих романах клон - совершенно штучный экземпляр, точная копия выдающегося космолингвиста с тем же самым уровнем интеллекта и багажом знаний. Такую личность невозможно воспроизвести серийно, единственный экземпляр прошел длительное и глубокое обучение.

В фильме "Луна" тайный склад, найденный двумя Сэмами, содержит множество клонов. "Сколько же их!" - изумляется первый Сэм, открыв наугад ближайший контейнер. И все эти новые Сэмы представляют собой взрослых мужчин одинаковой наружности, уже наделенных самосознанием ("я - Сэм, астронавт с Земли, заключивший трехлетний контракт") и владеющих всеми необходимыми знаниями и профессиональными навыками.

И тут мой внутренний Станиславский громко провозглашает: "Не верю!"

Картинка из сети
Картинка из сети

Кстати, замороженные клоны чисто выбриты и аккуратно причесаны - у них что, не растут волосы? Кто наводит им марафет, если других роботов, кроме Герти, на станции нет?

Но это так, к слову. Главное - не в прическе.

Если клоны годами лежат, как полуфабрикаты в холодильнике, и достаточно разогреть продукт в некоей микроволновке, чтобы он раскрыл глаза, заговорил, встал и тотчас приступил к работе, то где и как происходит тренинг и обучение? Откуда берется личность и самосознание? События в фильме опрометчиво датированы 2035 годом. Окей, к этому времени на Луне, возможно, какую-то станцию построят (не факт!). Но дублировать и пересаживать личность из одного тела в другое явно не смогут. Я сильно не уверена, что вообще когда-нибудь смогут, особенно, в серийном варианте.

И тут возникает следующий вопрос.

Сотворение вереницы клонов, их обучение (непонятно, как происходящее), моделирование их личности, поддержание жизнеспособности "полуфабрикатов", и тому подобное - насколько рентабельно, с точки зрения корпорации? Не дешевле ли всё-таки раз в три года возвращать очередного сотрудника на Землю и посылать ему на смену нового?

В моем романе "Двойник" клона сотворили представители суперразвитой инопланетной цивилизации, причем инициатор этой затеи преследовал благие, как ему представлялось, цели. Это, повторяю, был совершенно уникальный проект, совсем не серийный. Средств не жалели, однако у представителя той цивилизации не было никаких проблем с финансированием своего экстравагантного плана, и он вовсе не рассчитывал на этом обогатиться или сэкономить.

Ну, и еще один вопрос.

Все клоны в фильме - одного возраста. А в конце выясняется, что прошло не три года, а минимум пятнадцать (столько лет дочке настоящего Сэма). Но, если они созданы одновременно из одного и того же материала, то взрослеть и стареть они тоже должны синхронно. Следовательно, оживляя клонов раз в три года, мы должны получить возрастную последовательность +3. Одинаковыми они не будут. А если они вообще не меняются в своих капсулах, то я не понимаю, каким образом можно этого достигнуть, не пожертвовав ни ментальными способностями клонов, ни их работоспособностью.

В общем, фантастика, конечно, получилась хорошая, но... слишком фантастичная в исходной точке.

--

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.

А на Литмаркете выложены также бесплатные аудиоверсии четырех книг: "Тетрадь с Энцелада", "Тиатара", "Двойное кольцо" и "Око космоса".