Что случается, когда человека чересчур опекают, создавая для него мир, стремящийся к идеальному, как воспитывали Сиддхартху, не позволяя встретиться с реальностью, "рисуя" безоблачные образы и прививая исключительно счастье? Такое особенно делает воспитанника беззащитным в минуты потери опекуна. Не каждый соберётся с духом и отстоит место в этом сермяжном, полным разочарований, царстве. Так случилось с Гарольдом, персонажем популярной книги, попавшим в наш мир и пытающимся здесь стать своим. Оказалось, это не так-то просто, но доброта и вера, вместе с хорошими людьми, способны творить чудеса и без волшебного мелка.
Кто не смотрел мультики Ледниковый период или Рио, Роботы или Фердинанд? Мало на Земле найдется таких, скудно поп-культурно просвещённых. Это классика классики, вошедшая во все учебники по новейшей анимации. В них прекрасно всё, от сценария, до озвучания героев. Однако одно дело придумать мультипликационный мир со своими условностями и допущениями, которые никто не смеет изменить и вторгнуться в них, а зритель априори принимает правила, установленные создателем, и пускается с ним в головокружительное приключение, беззаветно доверяя. И совсем другое дело, когда оно касается переноса истории в нашу реальность, тут условности условностями, но какие-никакие общепринятые правила соблюдать приходится. Для некоторых аниматоров подобное смещение координат оборачивалось фиаско, но для режиссёра от города Бога, Карлоса Салданы, такая пертурбация оказалась всего лишь незаметной сменой локации.
В Гарольде и мелке Салдана в сущности демонстрирует все свои самые лучшие навыки мультипликатора. Он словно маг из Хогвардса рисует в воздухе осязаемые картинки, обретаемые материальную форму на глазах изумлённой публики. Овеществление происходит так естественно, что возникает желание взять у ребёнка именно фиолетовый восковой мелок и начать ваять нечто потрясающее. К тому же в подводке к началу повести о троице друзей режиссёр скудными штрихами и линиями иллюстрирует богатый мир плоского бытия приятелей, которое не менее увлекательно, не смотря на монохром.
В фильме малыми средствами показывают способности Гарольда не только к созиданию. Он сам по себе добр и милосерден, потому необычен для окружающих. Его наивность не подкупает прохожих, наоборот, отталкивает и пугает. Это отражение нашей действительности несколько отстрагяет и зрителя, хотя говорит правдиво (мы ведь привыкли к ни к чему не обязывающему дуракавалянию в кино для всей семьи). Но такой эффект не для всех станет замечен, только для категоричных снобов и циников, к коим автор данной писанины и себя относит.
Гарольд и волшебный мелок неожиданность, в самом великолепном смысле слова. Такое не ожидаешь, а оно словно снег на голову, пушистый, яркий и воздушный. Это исключительно картина, произведение, для семейного просмотра, которая дарит пищу как детям (от 8-10 лет, раньше не будет особого интереса), так и их предкам, причём всех поколений, ибо слово «старик» тут имеет ключевое значение и наглядно иллюстрируется. Оно не приторная сахарная вата, в которой после просмотра остаётся всё семейство и глупо друг другу улыбается. Сдержанный тон, грамотная, но лаконичная графика , неунывающее настроение протагониста делают вечер гениальным (есть теория о гениальных днях, которых мало, но проживая их, вся жизнь становится осмысленнее). Даже не совсем радужные моменты имеют большое значение, после них хочется остаться в нашей вселенной, не переходя порог «дома» Гарольда.