Детские ходунки - одно из наиболее спорных и неоднозначных приобретений в периоде младенчества.
От 64% до 92% младенцев разных стран мира передвигаются в ходунках. Но так ли это необходимо и полезно?
Сегодня в статье речь пойдёт о мобильных ходунках или ходунках на колёсах. Не путайте их с ходунками-толокарами (толкателями) - вертикальной игрушкой, за которую стоящий ребёнок может держаться и идти вперёд.
Мобильные детские ходунки или ходунки на колёсах - это приспособления, с помощью которых дети, ещё не освоившие самостоятельную ходьбу (обычно в возрасте с 6 по 15 месяцы жизни) могут передвигаться в пространстве.
Привычные всем нам ходунки оснащены сиденьем для ребёнка, столиком и широким основанием с четырьмя колёсами. Ноги малыша при этом достают до земли и он имеет возможность ими отталкиваться.
Вопреки неугасающему спросу на столь модный детский девайс, мобильные ходунки не имеют никакой значимой пользы.
Многие родители уверены, что ходунки на колёсах приблизят момент начала самостоятельной ходьбы малыша, поскольку они помогают младенцу удерживать вертикальное положение. Однако, это не так. Детские мобильные ходунки могут задержать физическое развитие ребёнка, а также стать причиной бытового детского травматизма.
В период с 1990 по 2014 годы только в США было зарегистрировано 230 676 случаев травм, связанных с ходунками у младенцев в возрасте до 15 месяцев. В среднем, это 26 случаев в день!
Мобильные ходунки действительно небезопасны и откровенно вредят развитию малыша. Их использование может повлечь за собой:
⚠️ Детские травмы (иногда несовместимые с жизнью).
- ожоги;
- утопление;
- отравление;
- падение с возвышенностей (например, лестничных ступеней).
⚠️ Неправильное развитие ножек.
В ходунках младенцы неправильно двигают ногами. В норме движение стопы идёт путём перекатывания от пятки до кончиков пальцев ног. Передвигаясь в ходунках, ребёнок использует только пальцы ног, что не способствует правильному развитию стопы.
⚠️ Несчастные случаи даже под зрительным контролем родителя.
Ходунки позволяют младенцам развивать значительную скорость передвижения. Даже пристально наблюдающий за малышом родитель может банально не успеть предотвратить несчастный случай.
После череды несчастных случаев и даже детских смертей, связанных с использованием ходунков на колесах, в 1997 году был создан добровольный стандарт - ASTM F977-96, в котором прописаны следующие требования безопасности к детским ходункам:
"Детские ходунки должны быть шире дверного проёма шириной 91,5 см или должны иметь тормозной механизм, предназначенный для остановки ходунков, если 1 или более колес соскальзывают с поверхности для катания".
А что насчёт физического развития?
Лучшее место для тренировок ребёнка - ровная, достаточно твёрдая поверхность с препятствиями. Это должно быть место, где малыш сможет проявить свои возможности и столкнуться с последствиями неосторожного поведения, но в условиях созданной Вами безопасной среды.
Малыш должен сначала научиться управлять своей головой, затем плечевым поясом и туловищем и только потом тазом и ногами.
В среднем, дети умеют удерживать голову к 3-4 месяцам жизни. Этот период совпадает по времени с приобретением навыка симметричной опоры на предплечья.
Устойчивость в плечах, которая проявляется умением опираться на вытянутые прямые руки, лежа на животе, формируется примерно к 6 месяцам.
Устойчивость туловища - длительно формирующийся навык. Можно говорить о том, что у младенца устойчивое туловище, если он начинает тянуться к игрушкам, не прикладывая особых усилий со стороны тела.
Над устойчивостью таза малыши работают с самого рождения. Сначала учатся приподнимать его в положении на спине, затем - к 5-6 месяцам - тренируют перевороты и стоят в "мостиках". После малыши учатся удерживать своё тело в вертикальном положении, начиная ходить вдоль опоры, затем с поддержкой взрослого и, наконец, без неё.
Ножки ребёнка готовятся к ходьбе заранее, ещё до момента первых шагов. С 6-7 месяцев малыши начинают переворачиваться; играть, лёжа на боку; ползать; вставать, отталкиваясь одной ногой; сохраняют равновесие; начинают ходить; приседать и вставать. Все это заставляет стопы работать по-разном и, в результате, они становятся устойчивыми.
Сможет ли освоить всё это малыш, находящийся в ходунках?
Использование детских ходунков приводит к некоторой "пассивности" ребёнка. У него нет необходимости контролировать осанку и удерживать туловище, а эти умения особенно важны для улучшения навыков крупной моторики, таких как сидение, стояние и ходьба.
Малыш может чаще сжимать кисти в кулак и удерживать стопы в положении "на носочках". Более того, последующая ходьба "на носочках", может быть результатом неправильного переноса веса тела, когда малыш находится в ходунках.
Сидя в ходунках, младенцы опираются бёдрами и тазом на сиденье и вытягивают руки в разных направлениях без необходимости удерживать своё туловище, потому что вокруг есть защитные сооружения ходунков. Во время таких "подтягиваний" они не могут эффективно разгибать колени и бедра и переносят весь свой вес на ступни до момента, пока не встанут "на носочки", чтобы дотянуться до нужного предмета.
К сожалению, проведенные исследования, целью которых было определение влияния использования детских ходунков на развитие ребёнка показали противоречивые результаты.
В некоторых из них не была обнаружена существенная разница в сроках приобретения навыка самостоятельной ходьбы между детьми, использующими и не использующими ходунки.
В других сообщалось о задержке физического развития у активных пользователей ходунков.
Только одно исследование показало значительно более раннее формирование навыка самостоятельной ходьбы в группе детей, использующих ходунки.
Все эти исследования не могут считаться достоверными, поскольку у них маленькие выборки участников, нет фактора "случайности", а также отсутствует "контрольная группа".
В одном исследовании авторами прослеживается интересная закономерность: чаще всего владельцами ходунков становятся единственные в своей семье дети.
Чем можно заменить ходунки на колёсах?
✅ Стационарные развивающие детские центры.
Выглядят как ходунки, но не имеют колёс. Обычно имеют сиденье на колесах, которое позволяет малышу перемещаться вокруг стола без переноса игровых элементов.
✅ Детские "прыгунки".
Такое приспособление тоже стационарное, не имеет колёс. Удовлетворяет потребность малыша в передвижении и прыжках, поскольку ребёнок имеет возможность поворачиваться на 360 градусов и отталкиваться от поверхности.
✅ Детский обучающий стол.
Отличный вариант для младенцев, делающих первые шаги. Ребенку понравится перемещаться вокруг стола и взаимодействовать с игрушками разного цвета, текстуры и формы.
✅ Детские игровые площадки или манежи.
Большое пространство позволяет малышу свободно перемещаться ползком, делать первые самостоятельные шаги и даже бегать.
✅ Стульчик для кормления.
Детям постарше может понравиться сидеть в стульчике для кормления и играть с игрушками на столике.
✅ Ходунки-толокары (толкатели) .
Ходунки-толокары (толкатели) из прочного пластика или дерева - прекрасная альтернатива мобильным ходункам. Главное, убедиться в надёжности перекладины, за которую будет держаться ребёнок и проверить "утяжелители", благодаря которым игрушка не будет опрокидываться.
Уважаемые читатели! Возможно среди Вас найдутся те, у кого был вполне счастливый опыт использования мобильных ходунков со своими детьми. Я не считаю подобные приспособления "абсолютным злом". Они действительно могут помочь маме немного отдохнуть в течение дня, пока ребёнок будет увлечён и относительно обездвижен. Ко всему нужно подходить с умом и знать меру.