В Дневнике от 17 марта 1834 года Пушкин так пишет о нежелании своём участвовать в издании Энциклопедического словаря: «Охота лезть в омут , где полощутся Булгарин , Полевой и Свиньин». Между тем, Пушкину волей и неволей приходится быть причастным к этому омуту, так же как и к светскому, описанному в «Евгении Онегине»: «в сём омуте, где с вами я купаюсь, милые друзья!».
Лацис и Козаровецкий отчего-то под маской хитрого Спальника увидели Александра Христофоровича Бенкендорфа. но только об одном человеке в своём окружении Пушкин отзывался так: «Этот человек может мне принести бесконечно много зла», - в письме именно Бенкендорфу, - о Фаддее Венедиктовиче Булгарине. /Письмо от 24 марта 1830 года, оригинал на французском. А ведь Спальник в сказке — главный источник зла для Иванушки, - потому что он — завистливый доносчик. Таковым и был Фаддей Булгарин.
Интересно, что Пушкин параллельно со спальником в «Коньке-Горбунке» изобразил Булгарина в лице Антона Пафнутьевича Спицына в спальне (в комнате во флигеле, где спит Дубровский под видом учителя Де Форжа), в своём романе «Дубровский»,.
К тому же, – предка этого Спицына звали Фаддеем (у Пушкина – Фадей), - так же, как и Булгарина! Мы думаем, что и фамилия героя – «Спицын» – восходит не к «спице», а – к шпиону*, шпику! (А Булгарин и был шпиком – тайным агентом Третьего отделения).
*По польски — szpicel, - почти что «Спицын».
Фаддей Венедиктович так же изменял присяге, как и Антон Пафнутьевич. Спицын дал ложную присягу в том, что Андрей Дубровский не имеет прав на Кистенёвку; Булгарин – ещё хлеще – перешёл на сторону Наполеона и стал сражаться на стороне французов против армии Александра Первого.
Спицын, - видимо, и за свои «услуги», - получал деньги и хранил их в красной шкатулочке. Красный, - возможно, - цвет не только «красоты», но и – «власти». Власти, держащейся на доносах. Так же и Булгарин получал деньги от Третьего отделения.
Спицын носит весьма скромную одежду — гороховый кафтан. Это верхнее долгополое мужское платье серовато-жёлтого цвета с зелёным оттенком, которое было популярно в среде чиновников в XIX веке.
Спальник в сказке был до Ивана главным «над конюшней надо всей». То есть, над литераторами.
Булгарин подал в мае 1826 года, когда шло следствие над декабристами, записку о литературе, - «для Государя Императора».
В записке автор предлагал объяснение отношений, существующих между властью, обществом и литераторами, а также объяснял, как книгопечатание может влиять на общественное мнение.
Булгарин считал, что правительство должно взять на себя обязанность управлять общественным мнением с помощью книгопечатания.
Булгарин писал: «…большая часть людей, по умственной лени, занятиям, недостатку сведений… гораздо способнее принимать и присвоивать себе чужое суждение, нежели судить самим», «лучше, чтобы правительство взяло на себя обязанность напутствовать его и управлять оным» с помощью книгопечатания которое и сообщит этой «большей части людей» те сведения и суждения, каковые правительство сочтет нужным им сообщить».
И в этом — принципиальное расхождение Булгарина и Пушкина: Пушкин считал, что русская светская литература продолжает традицию русской духовной литературы. Она должна быть независимой святыней. Это своё кредо он выразил, например, в стихотворении «Поэт и толпа» (в оригинале - «Поэт и чернь»):
Чернь.
Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.
Поэт.
Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры; —
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор, — полезный труд! —
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
В сентябре 1826 года в царскую конюшню царский дворец доставляют Пушкина (Ивана), и он становится царским поэтом, - по крайней мере, - так сказал царь Николай: «теперь ты — мой Пушкин».
Булгарин на своём месте, в Третьем отделении, - на непочётном месте шпиона и доносчика. И, как бы он не бился, на первом месте был Пушкин. И даже сам царь как-то защищал Поэта от слишком яростных атак Булгарина!
А кто такой вообще спальник, в исторических реалиях средневековой Руси? Прежде всего, он – подчиненный постельничего.
Постельничьему было положено спать в одной комнате с царем (в крайнем случае, в соседней комнате). И даже сопровождать его в баню. Главная его миссия была - обеспечивать комфорт и безопасность.
«Из других должностей следует выделить постельничего. Постельничий не только блюл царскую постель, состоящую из множества тюфяков, подушек, одеял и драгоценных покрывал, но и занимался тайным сыском. Во время царских приготовлений ко сну в тайне и тишине, постельничий излагал государю сведения, не предназначенные для лишних ушей» / С.Ю. Шокарев. «Тайны российской аристократии». Гл. «Царский двор».
Спальник – это подчинённый постельничего. «Постельничьим» при Николае Первом был, несомненно, А.Х. Бенкендорф. А «спальником» у Бенкендорфа – Ф.В. Булгарин!
Продолжение: