Найти тему
Ирина Ас.

Балласт по имени Варя-9...

Варя стояла на школьной линейке, сияя, как начищенный пятак. В руках у девочки был огромный букет георгинов, такой, что едва помещался в руках. Русые волосы красиво заплетены в две косички. Косички подвернуты бубликом и украшены двумя роскошными белыми бантами. Такой же белоснежный кружевной фартук был надет поверх темного форменного платья.

Варя стояла "по струнке" в длинном ряду первоклассников Трифоновской школы. Детей было много. В Трифоновку каждое утро приезжал школьный автобус, привозя учеников с окрестных деревень. Вот, например, в первом классе, в который пошла Варя насчитывалось больше двадцати пяти человек. Для деревни это очень много. Они стояли все красивые, нарядные, с цветами. И все равно, Варя выделялась. Ее глазки сияли и корреспондент газеты "Сельский вестник", что прибыл сюда на первое сентября собрать материал для репортажа, прошептал себе под нос:

-Какая красивая девочка.

Он постарался сфотографировать первоклассников так, чтобы Варя была в центре, крупным планом.

Девочка сияла не просто так. В последнее время она чувствовала себя нужной, любимой, живя у бабули. Она так ждала первое сентября, и этот день не обманул её ожидания. Провожать девочку в школу пришла бабуля, тётя Оля и даже ма... ,бабушка Полина. Варя мысленно всегда поправляла себя. Она не должна больше называть её мамой.

Школьная линейка, по причине теплой погоды, проходила в просторном школьном дворе. Учеников выстроили буквой П, а родители выглядывали из-за железных прутьев забора. Варя старалась смотреть прямо, на свою учительницу, на директора школы, произносящую торжественную речь. И все равно ее глаза все время косили на забор. Туда, где стояли три женщины. Бабуля и тетя Оля все время тепло ей улыбались. Даже бабушка Полина старалась выдавить улыбку.

Варя не могла знать, что приходу Полины предшествовал ее разговор с сестрой. Ольга не поленилась, дошла накануне в Передовку. Нашла Полину во дворе ее дома, выходящую из коровника. Та не обрадовалась визиту сестры. С кислой физиономией пригласила в дом, сразу догадавшись, что Ольга пришла не просто так, потому что соскучилась.

-Что? Мать тебя послала? Небось, мораль мне читать опять будешь?

-Какую мораль, Полина, - вздохнула Ольга. - Никак не могу понять, почему ты думаешь, что мы тебе враги. Я пришла поговорить о Варе.

-Да кто бы сомневался, - закатила глаза Полина. - Что теперь? Я же согласилась, чтобы она жила у мамки. Все счастливы. Продукты я приношу. Что еще надо?

-Завтра первое сентября. Мы с мамой хотели, чтобы ты пришла в школу, чтобы поддержать Варю.

-То есть, вашей поддержки девчонке не хватает? Вы там с ней сюсюкаетесь.
Растите из нее не знамо кого. Она ведь деревенская девчонка, ее к труду приучать надо.

-Вы уже приучали, - скривилась Ольга. - Где это видано, чтобы ребенок в шесть лет полы мыл и за скотиной смотрел? Если бы не мама, она бы и читать не умела. Но мама стареет, а я уезжаю в город, к детям. Так что, ты должна присутствовать в жизни Вари.

-Значит, все-таки в город собралась? - вскинула брови Полина. Она не была удивлена. Пару лет назад Ольга потеряла мужа. У здорового с виду мужчины случился сердечный приступ. Случился, когда он был в поле, абсолютно один. Может быть, будь кто-то рядом, успей вызвать скорую сложилось бы по-другому. Но случилось, как случилось, и Ольга осталась одна. С тех пор дети женщины, живущие в городе, уговаривали Ольгу переехать к ним.

-Да, я уеду. Ну а что? У меня там внуки растут, а я их не вижу практически. Но разговор сейчас не об этом. Ты придешь на первое сентября?

-Приду. Ладно, приду, - рыкнула Полина, лишь бы только сестра от нее отцепилась. Впрочем, обещание она свое сдержала.

И вот три женщины стояли возле школьного ограждения, смотрели на Варю и думали, каждая о своем. Ольга любовалась девочкой, и в то же время сердце ее щемило от жалости, что такая горькая доля девочке досталась - при живой матери быть не нужной! Варвара Тимофеевна исподтишка вытирая слезу умиления и молилась, чтобы Бог дал ей возможность пожить еще несколько лет, дал возможность поставить Вареньку на ноги. Чтобы хотя бы детство девочки было радостным. Были мысли у Варвары Тимофеевны с самого начала забрать Варю к себе, но она думала, что так быть не должно. Девочка должна привыкнуть к родной семье. А вышло вот оно как. Но теперь-то она такой ошибки не совершит. Как бы ни рычал на нее Степан, что Варя должна помогать ему по хозяйству, она девочку не отдаст. А вот Полина, хоть и старалась выдавить из себя улыбку, никак не могла понять причины умильного выражения лица своей матери. Что в этой девчонке особенного? Чему радоваться? Не должна была она появиться на свет. Своим появлением Лиде жизнь исковеркала.

Вспомнив Лиду Полину, перестала улыбаться. Плохо все в семье дочери. Не успокоится никак Андрей. До свадьбы хорошим парнем был, не пьющим, работящим. А как женился, будто вырвались в нем какие-то животные инстинкты. Каждый вечер пьет, Лиду обижает. Дочь, когда к родителям приезжает, синяки замазывает. Но от Полины ничего не утаишь, все она видит. Когда Лида в первый раз от Андрея забеременела, была "на седьмом небе" от счастья. Думала, родится ребенок и все у них изменится. Андрей тоже вроде рад был. Постарался не пить какое-то время. Не выдержал, сорвался. А когда пьяный, он просто звереет. Напился и избил Лиду, придравшись к ерунде. У Лиды случился выкидыш. Так вместо того, чтобы чувствовать свою вину, Андрей в этом же жену и обвинил. Мол, никчемная, чужого ребенка доносила, а его выносить не смогла. Не помнил Андрей, как по пьяни на Лиду руку поднял и своей вины в выкидыше не признавал. Сколько уже времени прошло, а никак он Лиде появление Варьки простить не может. И это он еще думает, что Лиду силой взяли, а знал бы он правду....

Полина не замечала, как она хмурится, глядя на Варю, пока Ольга не толкнула сестру в бок.

-Ты перестань волком-то смотреть. У Вари сегодня особенный день, а ты тут косорылишься.

-Ну и не буду, - обиделась Полина. - И вообще, бежать мне надо. Дел много.

Ни с кем не попрощавшись, Полина развернулась и быстрым шагом пошла в свою деревню. Дел у нее, правда, было много. После обеда Лида с Андреем должны приехать. Нужно им с собой продуктов дать, яичек, мяска. Пару куриц нужно зарубить. Полина со Степаном старались как могли, чтобы у Лиды в семье все было нормально. Сами того не понимая, они хотели задобрить Андрея, передавая продукты огромными баулами.

Полина спешила. Мало того, что курей нужно успеть зарубить, так и еще что-нибудь вкусненькое приготовить. Андрей поесть любит, как и Степан. Мужики, одним словом.

Ничего Полина сделать не успела. Она только вошла в свой дом, как увидела идущую следом за ней Лиду. Было странно, что дочь приехала утром и одна, без мужа. Лида шла по двору, опустив голову. Прическа у нее была какая-то странная, закрывающая половину лица. У Полины появились нехорошие предположения. Когда дочь вошла Полина приблизилась, откинула волосы с лица и вскрикнула, увидев огромный синяк на скуле.

-Что, опять? Он угомонится когда-нибудь или нет? Руки надо вырвать твоему Андрею! Может Степану пожаловаться, чтобы он муженька твоего немного охолонил? Он чего добивается, чтобы ты опять ребеночка скинула? Ты же беременна, Лида! Он тебя должен на руках носить, чтобы не получилось, как первый раз.

-Больше нет, мама, больше нет, - скривилась Лида и, опустившись на стул, затряслась в рыданиях.

-Опять Андрей? - схватилась за голову Полина.

-Нет, на этот раз он не виноват. Выкидыш случился, когда я ящики на работе тягала. Меня прямо с базара на скорой увезли. А сегодня рано утром выписали.
Я побоялась домой идти. Андрей злой, как черт. Он ко мне в больницу приходил пьяным. Обзывался. Вот за что мне все это, мама? Почему все так?

Полина была скупа на эмоции. Как бы не было ей сейчас жалко Лиду, не смогла она дочку утешить. Зла была только на Андрея. Лиду он считает виноватой! А ведь первая беременность прервалась, потому что он её ударил! Теперь рынок. На рынок Лиду устроил именно муж. Летом Лида стояла на улице, торгуя овощами и фруктами. Зимой перебиралась в павильон. Неотапливаемый, кстати. И плевать было Андрею, что Лида гробит на этом рынке свое здоровье, мерзнет и тягает тяжеленные ящики с овощами.

-Надо было тебе уйти с рынка, когда забеременела, - все, что сказала Полина дочери.

-Как уйти, мама, как? - истерила Лида. - Андрей бы меня тогда сгнобил за то, что денег не приношу. Он ведь хотел копить на квартиру. А как тут накопишь, когда он все пропивает? Может быть мне уйти от него? А, мам?

Вопрос был чисто риторический, от отчаяния. И Полина, и сама Лида знали, что никуда она от Андрея не уйдет. Куда идти? В деревню возвращаться? Был бы хоть один более-менее приемлемый вариант, Лида не задумывалась.
Она старалась найти замену мужу. На рынке строила глазки приличным покупателям. Пару мужиков даже клюнули на её зелёные глаза. Только встречи эти оказались на разок. Не нужна им была рыночная торговка для серьёзных отношений. Андрей не знал ничего о похождениях жены, но как будто догадывался, становясь всё злее и злее.

Лида плакала, сетовала на жизнь, и у Полины сердце кровью обливалось. Она отправила дочь поспать. Вечером ей нужно вернуться в город, иначе что муж-то подумает?

Лида полежала пару часиков, поворочалась сбоку-набок, потом встала, побродила по дому. Думала, как все ей здесь опостылело - эта деревня, скотина, поля. Всё! Как бы не мечталось ей уйти от Андрея, сюда возвращаться она не хочет. А еще это горькая несправедливость. Когда Варьку носила, пыталась вытравить ее из себя всеми способами. Не получилось. А тут две беременности от мужа и два выкидыша. Лида подошла к зеркалу. Потрогала свежий синяк на скуле. Это муж её "приласкал" во время своего визита в больницу, когда она спустилась к нему в комнату посещений. Не было там никого в этот момент, вот Андрей и не сдержался. Что с ним такое происходит? Ведь раньше он таким не был...

Она смотрела в зеркало, думая, как лучше замаскировать синяк, и не обратила внимания на то, что в дом кто-то вошел. Думала, что это Полина вошла со двора. Вздрогнула, услышав звонкое:

-Здравствуй, мама!

Очень медленно Лида повернулась и впервые так близко посмотрела на подросшую Варю. Много мыслей поднялось в голове, а самая первая - "почему она называет меня мамой?"

Варя стояла в коридоре снизу вверх глядя на Лиду прямым взглядом. Девочка глаза не отводила и даже не моргала. Позади нее в дверь заходила бабка Варвара. Увидела Лиду, остановилась. Все трое молчали.

Лида разглядывала Варю, как неведомого зверька. Вот она, причина всех несчастий! Проклятый балласт! Почему девчонка так красива? От Лиды она унаследовала только глаза. А всё остальное... Лида давно забыла, как выглядит тот случайно встретившийся мужчина, а сейчас вспомнила. Вспомнила, глядя в лицо этой девочки. Да, он тоже был красив. Варька на него похожа. Лида поймала себя на мысли, что завидует своей нежеланной дочери. Имела бы она такую внешность, на Андрея и не подумала бы смотреть.

Глядя на девочку, Лида испытывала гамму эмоций. Неприязнь, зависть, ревность, злость. Все что угодно, только не материнские чувства.

НАЧАЛО ТУТ...

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТУТ...