Найти в Дзене
Дикое поле

Церковная руга.

Монголо-татарское нашествие переменило многое в русской жизни, в том числе в сфере экономики и налогообложения, прежние налоги, включая княжескую десятину, ушли в прошлое и Русская православная церковь была вынуждена перейти на самообеспечение, но для белого духовенства, считавшегося на содержании "мира", сохранилась своеобразная форма налога, получившая имя руга (от старославянского рѩгнѫти - "зиять", в данном случае - дырками на лохмотьях).

Княжеская руга семьям священников.
Княжеская руга семьям священников.

Как и княжеская десятина, руга появилась на Руси вместе с принятием христианства и первоначально это слово обозначало отсыпной хлеб, который причт храма получал от прихожан в качестве зарплаты, также существовала и княжеская руга, которую в качестве милостыни князья посылали из своей казны в монастыри, некоторые из которых получали грамоту, позволявшую постоянно получать княжескую помощь. От других налогов на деятельность церкви и в первую очередь от княжеской десятины руга отличалась тем, что не имела фиксированного размера и чётких сроков выплаты, целиком и полностью завися от финансового положения прихожан храма, подобное положение сохранялось до Стоглавого собора 1551 года, на котором были упорядочены многие вопросы, касающиеся Русской православной церкви.

Стоглавый собор 1551 года.
Стоглавый собор 1551 года.

Стоглавый собор 1551 года упорядочил вопросы взимания руги, теперь ругу выплачивали каждый год, как из царской казны, так и из средств прихожан, была проведена и ревизия финансовых дел в монастырях, по результатам которой многие монастыри лишились пожалованной ранее постоянной великокняжеской руги. Был также упорядочен и размер руги, теперь она составляла от 18 алтын до 13 рублей, выплачиваемых духовенству храма, и от 3 до 19 рублей, выплачиваемых на церковный обиход, но подобное правило действовало только в отношении городских церквей, некоторые из которых так и назывались "ружными" (существующими только на ругу и не имеющими других источников дохода), что касается сельских приходов, то тут община поступала просто: причту храма выделялись земельные участки ("ружная земля"), дабы духовные лица могли обеспечивать себя и церковь своим собственным трудом.

Священник пашет нв ружной земле.
Священник пашет нв ружной земле.

В разных формах руга просуществовала почти 400 лет, сильно варьируясь в размерах, иногда обеспечивая священнику и его семье достойную жизнь, иногда - едва позволяя им сводить концы с концами. В 1917 году в связи с революцией руга была отменена и духовенству пришлось полностью переходить на самообеспечение, но это уже совсем другая история.