Аня делала прическу своей дочке и напевала всем известную песенку: "Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь Учат в школе, учат в школе, учат в школе!"
Два пышных банта красовались на голове Настюшки, в вазе стоял яркий букет из мелких астр с веточками аспарагуса, на плечиках в шкафу висела новенькая школьная форма – темно-синий сарафан, белоснежная блузка и ажурный фартучек. Всё было готово к тому, чтобы идти в школу!
Первое сентября! Пусть и не в первый класс, но этот день всегда в душе радостный и волнительный.
Подготовка к школе длилась уже месяц – поездки в райцентр по магазинам за одеждой для первоклашки, за канцелярией и прочими важными школьными вещами.
А еще спешно освежались в голове знания по урокам из первого класса: математика, чтение, окружающий мир. Летом Аня не наседала на дочку, чтобы та отдохнула от школы, но в последние дни перед учебой решили, что надо хотя бы буквы вспомнить, а то вдруг за лето егоза забыла все. Оказалось, что не забыла, и это очень радовало Аню.
В эти дни Аня часто вспоминала свою бабушку - Милютину Валентину Ивановну. Она была учителем младших классов в сельской школе, а когда вышла на пенсию, то направила свою педагогическую деятельность на внуков. Аня с теплом вспоминала бабушку, и решила, что дочке будет интересно узнать о ней.
- Баба Валя научила меня читать-писать лет с четырех. Надо сказать, что очень успешно! Любовь к знаниям она мне привила накрепко, и слова Ленина "Учиться, учиться, учиться!" буквально вдолбила в голову
Мы же все тогда так и жили в деревне. А в советское время к учителям и в особенности в деревне отношение всегда было не просто уважительное, но какое-то подобострастное. Учитель на селе был личностью очень уважаемой, так же как и врачи! Дети так боялись и уважали школьных преподавателей, что даже помыслить не могли, что они такие же простые людьми из плоти и крови, как их родители или бабушки с дедушками.
Помню, как-то с подругой рассуждали о школе и учителях, и она предположила, что учителя, наверное, и в туалет не ходят. Мне это казалось смешным, ведь моя бабушка Валя и дед Константин были учителями, и я знала, что они обычные люди. Но ооооочень умные!
Видела бы ты домашнюю библиотеку моего деда Константина - учителя биологии в той же сельской школе. Чего на полках только не стояло: и научные труды, и политические. Отдельно лежали журналы "Наука и техника", "Юный натуралист", которые я зачитывала от корки до корки.
С дедом мне было интересно, он всегда мог ответить на любой детский каверзный вопрос, от которого другие взрослые отмахивались. Почему трава зелёная, почему небо голубое, почему летом дождь, а зимой снег, почему. Когда я чуть подросла, он стал просвещать меня в вопросах политики и финансов. В меру советского представления, конечно.
Подружки мне завидовали, что у меня такие дедушка с бабушкой. Считали, что они помогают мне делать домашнюю работу.
Ага, щас! Бабушка так меня гоняла с этой домашкой, раза по три приходилось писать да переписывать в черновиках, чтобы не осрамить её в школе. Это же позор, если внучка учителей будет не на пятёрки учиться. Мне приходилось соответствовать. До 5 класса ни одной тройки...
Я понимаю, что сейчас, конечно, отношение к учителям не такое трепетно- почтительное, как в советское время. Но, всё же, мне кажется, быть учителем в селе - это определенный статус и всеобщее уважение односельчан. Перефразируя Маршака, можно сказать "премногоуважаемый глубокоуважатый"
Мне очень хотелось быть и самой такой же учительницей, как мои бабушка с дедом. Летом, соскучившись по школе, мы с сестрой устраивали «школу» дома. И не только мы, но и другие ребятишки активно включались в нашу игру. Обычно в такие «тихие» игры мы играли в плохую дождливую погоду, когда на речку не сходить.
«Школа» из двух учеников – это скучно, поэтому заранее мы оббегали улицу и всем друзьям говорили, что сегодня играем в школу. Предупреждали, чтобы все приносили с собой тетрадки и ручки, но если кто-то забывал, то выдавали «ученикам» двойные листочки и карандаши из домашних запасов.
«Уроки» вели по очереди. Усаживали своих учеников за «парты» и важные ходили «учили», размахивая указкой или линейкой. Иногда это была математика, иногда чистописание и диктант.
Удивляюсь сейчас, что нас все слушались и под диктовку писали диктанты. Мы задавали «ученикам» несложные примеры, учили самых маленьких считать на палочках и учили буквы (ученики у нас были от 3 до 10 лет). А кто постарше, то проверяли у них знание таблицы умножения.
Конечно, такая игра всем быстро надоедала. И тогда «ученики» могли сбежать с урока на другую интересную игру, которую кто-нибудь придумает на улице.
Аня все это рассказывала дочке, а сама понимала, что многое в селе изменилось с тех пор. Сейчас, несмотря на все дотации, повышение зарплаты и программу "Земский учитель", хороших педагогов в сёлах с каждым годом всё меньше. Оптимизация сожрала тысячи школ в деревнях и сёлах, а самих учителей раскидала по оставшимся школам, в которых учатся дети сразу из нескольких деревень.
Огорчает, что современная система образования превращает учителей в обслуживающий персонал для детей и приложение к школе. Бесконечные отчеты, проверки, мониторинги, совещания, открытые уроки и тд. отвращают педагогов от их призвания. Учить детей "вечному, доброму, светлому" стало невыгодно. Системе нужен винтик и потребитель, а не Человек-Герой.
Но всё-таки хочется верить, что в школу идут люди, которые горят своей профессией, которые видят в детях искорки талантов. И я верю, что таких Учителей с каждым годом в наших российских школах будет больше!
С вами была Ольга Усачева - Я ДЕРЕВЕНСКАЯ
Дорогие друзья, поздравляю вас с 1 сентября! Пусть ваши дети учатся с удовольствием, пусть в школе они найдут не только знания, но еще надежных друзей и своих Учителей, которые разожгут искорки их талантов.
Об одном таком учителе я написала роман "Эксперимент" История молодой учительницы, которая своей любовью к детям изменила их жизнь к лучшему, а также жизнь целого села. И пусть это сказка, утопия, но она вдохновляет, помогает подняться и идти дальше. Если каждый человек будет нести частичку своей доброты в этот мир, то сказка может стать былью!
Мой роман "эксперимент" вы можете прочитать на Литрес. Там же есть и другие мои книги.