Ночь. Дежурство в гинекологии. По скорой привозят пациентку - беременность 6 недель, кровотечение. К счастью, специалист УЗД был на месте, не пришлось из дома дёргать.
Плодное яйцо в матке. Сердцебиение есть. И участок отслойки. Что ж, будем пытаться сохранить.
Эта беременность у 30летней Марины третья. Две предыдущие закончились замершими на сроке 7-8 недель. На учете ещё не стоит. Все обследование - с нуля.
Интересуюсь, что пациентка принимает из препаратов. Называет только поливитамины для беременных. Интересуюсь наличием аллергии - нет. Назначаю стандартную терапию: гормоны и кровоостанавливающее. Больше в такой ситуации ничего не требуется.
-Может, что-то из лекарств надо принести?
Я внимательно на неё смотрю и думаю. Думаю, что вроде бы адекватная женщина. В беременности после двух потерь крайне заинтересована. Выглядит хорошо - одежда, волосы, маникюр. Называю ей препарат.
Для тех, кто далек от организации лекарственного обеспечения, небольшое лирическое отступление.
Врачи каждое заболевание должны лечить согласно клиническим протоколам. Вот есть угрожающий выкидыш - положены, в том числе, гормоны.
Лекарственные препараты бывают разные. Подороже - оригиналы. И подешевле - дженерики, с тем же действующим веществом, но примесей всяких побольше, производитель другой. И, на мой взгляд, в большинстве своем они чуть менее эффективны, чем оригиналы.
Бюджет любой государственной больницы весьма ограничен, ОМС - это не бездонная яма. Вот больница подаёт заявку: надо, условно, 100 упаковок препарата, действующее вещество такое-то. И вот тут интересно: 100 упаковок дженерика будут стоить значительно дешевле оригинала. Иногда - в 2-3 раза. И мы помним, что бюджет у нас ограничен. Поэтому закупают дженерик. Таким образом, и деньги сэкономили, и протоколы соблюли (в протоколах указано именно действующее вещество). Все счастливы. Ну почти все - кроме пациентов и врачей.
Гормональный препарат в отделении есть, и его уже выдали Марине. Это, как вы поняли, дженерик. Но какое-то сочувствие во мне просыпается, и я рекомендую купить другой препарат, оригинальный. Просто потому, что он лучше. Рекомендую вопреки жёсткому предписанию: пациентам нельзя говорить, чтобы они покупали лекарства - если это не твой собственный пациент, в котором ты уверен на 200%.
Пишу название на листке, отдаю Марине.
-Спасибо, доктор. Муж утром привезёт.
За ночь меня ещё пару раз дергали в приемник хирурги, параллельно я заглядывала к Марине - выделения стали гораздо меньше, и это был хороший показатель.
Утром с чистой совестью я ушла из отделения. Вернее, перешла в другое здание - роддом, ибо в гинекологии я тогда брала только несколько дежурств.
На следующий день мне звонит заведующая гинекологией.
-Ты говорила что-то покупать Ивановой Марине?
Я пытаюсь вспомнить, кто такая Иванова Марина. Вспоминаю, отвечаю, да, мол, рекомендовала. Уточняю, что пациентка адекватная.
-Эта адекватная жалобу накатала! Что её тут, беременную, заставляют лекарства покупать. Приходи, пиши объяснительную.
Пришла в отделение. Узнала, что жалобу написала не сама Марина, а её супруг. Я с ним вообще не разговаривала. Но мне от этого не легче. Потому что жалоба написана на дежурного врача, то есть на меня, а кто автор - не так важно.
Села, написала объяснительную. Чисто формально, сослалась на исследования именно этого, оригинального препарата и прекрасные результаты этого исследования.
Супруга руководство уверило, что покупать ничего не нужно, все есть и даже в избытке. Меня за жалобу оштрафовали: посчитали её объективной. Сняли со стимулирующих то ли 2, то 3 тысячи. Некритично, конечно, но неприятно, особенно для молодого врача, коим я тогда была. Что ж, сама виновата.
В том месяце я больше не дежурила и с Мариной не сталкивалась. Не интересовалась её судьбой и после. Узнала лишь, что из отделения она выписалась с положительной динамикой и, соответственно, с прогрессирующей беременностью.
Из той ситуации я вынесла урок. Теперь я никому и никогда не говорю ничего покупать. В целом, лекарства есть. Качество? Ну простите. Что есть, то и назначаю. Исключение составляют лишь мои ближайшие знакомые и беременные, которые стоят у меня на учете по беременности платно. Все.