Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

К 1975 году Led Zeppelin потерпели упадок и впали в апатию. Похоже, они просто устали. Так сказал Артемий Троицкий

В 1976-м году 20-летний тогда еще советский музыкальный журналист Артемий Троицкий (сегодня иноагент) предсказал закат «самой лучшей рок-группы мира» Led Zeppelin. И, что самое интересное, он этот закат предсказал довольно точно. Правда, я со многими его выводами не согласен, например, с тем, что альбом «Physical Graffiti» - удручающий, «Led Zeppelin» - не очень интересный, а «Houses of the Holy» - самый лучший в дискографии группы. Но я полностью согласен с тем, что долго выдавать шедевры неспособна даже лучшая рок-группа в мире. Полный текст очерка А. Троицкого «Куда летит «Цеппелин» – после моего вступления.

Led Zeppelin летят на гастроли
Led Zeppelin летят на гастроли

КРАТКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ АВТОРА КАНАЛА

Led Zeppelin – группа-памятник, и музыканты этой группы сами это знали прекрасно уже в 1969 году, менее чем через год после того, как собрались вместе и начали сочинять свою музыку. Они это зафиксировали на конверте своего второго альбома, и никого никогда это не удивляло – даже непримиримых критиков. Некоторые другие рок-группы тоже хотели стать памятниками почти на старте, например, Deep Purple, которые последовали примеру своих коллег и тоже водрузили на конверт своего очередного альбома памятник себе. Но «Парплы» опоздали – «Зеппелины» стали памятником раньше их.

Таким образом Led Zeppelin обскакали всех своих конкурентов во всех планах, но самое главное – они стали также и самой коммерчески успешной английской рок-группой в Америке, причем опять-таки - прямо со старта. Ну, одновременно с ними прямо со старта стали коммерчески успешными в США Black Sabbath, но все же количество «платин» на альбомы обоих групп были несоизмеримы – разница почти что на порядок (1 миллион проданных копий против 8 миллионов). Тем более что через пару лет у «Саббатов» «платины» в Америке закончились, а у «Зеппелинов» они были на все альбомы, и тут уже разница не на порядок, а на порядки.

Какие еще британские «тяжелые» группы так прославились, что чуть ли не побивали по коммерческой популярности самих «Битлов», и уж точно побивали «Роллингов»?

Никакие. Это знали и сами «Зеппелины», которые заявляли о том, что они - самая лучшая рок-группа в мире вполне публично. И это знают все, кто покупал диски Led Zeppelin в магазинах в миллионных количествах. «Блэк Саббаты» оказались в 70-х не лучшей рок-группой в мире, а, как минимум, второй, да и то быстро скисли на длинных дистанциях.

Таким образом я могу подтвердить, что «Зеппелины» - это явление. Я прекрасно помню лето 1976 года, когда мне в руки попал диск Led Zeppelin IV, и пока я его переписывал, то буквально нюхнул портянку старика Ромуальдыча. До этого я успел уже прослушать лучшие диски «Пёрплов», «Хипов», «Назаретов», «Гранд Фанков», «Квинов» и прочих, но «Зеппелины» меня уже тогда убедили в том, что они лучшие, хотя, конечно же, техника их исполнения в сравнении с DP или UH заметно страдала. Но у них были совершенно новые, нигде не слышанные, то есть, не тривиальные музыкальные идеи, а это – печать по-настоящему гениальных музыкантов.

Правда, не все диски LZ мне нравились одинаково. Например, первый альбом я слушал с ужасом – от него несло такой страшной деревенщиной (пардон за сравнение, никого не хотел обидеть), что я до сих пор эту музыку воспринимаю с трудом. А вот второй альбом, наоборот – поразил меня в самый мозг, потому что помимо шикарных идей (пусть частично и заимствованных), он еще и записан был на самом современном уровне – мощно и звонко без всяких излишеств.

Также мне не сильно нравился так же отлично записанный альбом «Houses of the Holy» 1973 года, он мне показался каким-то «упадочным», то есть совершенно безыдейным. Ну, не нашел я на диске никаких умных идей, свойственных «Зеппелинам», зато «Physical Graffiti» подбодрил меня очень сильно, хоть и записан был просто отвратно. До сих пор считаю этот альбом одним из лучших явлений в тяжелой рок-музыке 70-х наряду с «Deep Purple in Rock», Black Sabbath «Sabotage» и Nazareth «Hair of the Dog».

Но ясно, что такая идиллия для группы не могла продолжаться очень долго. В принципе, разлом внутри группы наметился уже в 1973 году после выхода «Houses of the Holy». Интересно, что его инициатором стал не Джимми Пейдж, погрязший в злоупотреблении всякими тяжелыми веществами, не убежденный пропойца Джон Бонэм и не неисправимый нарцисс Роберт Плант. Группу чуть было не разрушил самый благопристойный ее участник – Джон Пол Джонс. После выхода «провального» пятого альбома у него случился нервный срыв, и он просто «убежал в поля», причитая, что группа полностью себя исчерпала, и дальше будет всё только хуже.

Джон Бонэм и Гленн Хьюз
Джон Бонэм и Гленн Хьюз

Короче, искали и пытались возвратить Джонса на место очень долго, а за это время Бонэм успел сагитировать своего корефана из Trapezy Гленна Хьюза, чтобы он вступил в состав Led Zeppelin вместо сошедшего с ума Джонса. Правда, Хьюз сагитировался не полностью, а только частично – он хотел играть в Led Zeppelin, но не мог «подсиживать» Джонса без его согласия.

Тем временем Джонса убедили вернуться, а Бонэм «сплавил» Хьюза другому своему корефану - Ричи Блэкмору, который тогда подыскивал новых музыкантов в Deep Purple. «Потерявшегося» бас-гитариста «отремонтировали», отправив его в длительный отпуск под присмотром хороших «санитаров», а Джимми Пейдж принялся готовить новый альбом, для которого они с Джоном Бонэмом написали еще один хит мирового уровня – «Кашмир».

Джон Бонэм (слева) и Ричи Блэкмор (справа)
Джон Бонэм (слева) и Ричи Блэкмор (справа)

Но в целом опасения Джонса сбылись, потому что альбом «Physical Graffiti» 1975 года и на самом деле стал лебединой песней Led Zeppelin. Впоследствии музыканты записали еще две пластинки, но это было уже не то. «Зеппелины» и на самом деле закончились в 1975-м. Когда в 1976-м появился следующий альбом группы – «Presence» - все фанаты группы скисли, я это прекрасно помню. Диск получился неплохим, но ни в какое сравнение со всем, что LZ сделали перед этим, он не шел.

На этом диске отсутствовала вся магия, которая сделала «Зеппелинов» «Зеппелинами» и превратила их в самую лучшую рок-группу в мире. Это был альбом просто тяжелой группы, хоть и укомплектованной гениальными музыкантами, тем не менее, в творческом плане он не «выстрелил». Понятно, что этому предшествовали некоторые трагические события, которые повлияли на самочувствие музыкантов, тем не менее, даже время спустя они не смогли повторить предыдущий успех, выпустив в 1979 году еще более невыразительный альбом «In Through the Out Door».

Короче, всё, что Led Zeppelin сделали с 1969-го по 1975 годы – всё шедевры, даже не очень любимый мной первый альбом и подвергшийся остракизму пятый. Всё же песни с альбома «Led Zeppelin I», записанные в концертных вариантах – шикарны, просто звучание этого альбома было просто отвратительным. Точно так же был невыразительно записан и «Led Zeppelin III», а так первая сторона диска и пару песен на второй – это чистый «Зеппелин» самого высокого пошиба.

А вот самые четкие альбомы «Зеппелинов» по звучанию – это «Led Zeppelin II», «Led Zeppelin IV» и «Houses of the Holy». Правда, «Дома Святых» вышел каким-то экспериментальный, но как минимум три песни из него («The Song Remains the Same», «Over the Hills and Far Away» и «The Ocean») – просто шикарны, а остальное всё – на любителя. Я к любителям остального материала этого альбома не отношусь, и если слушаю его, то только для того, чтобы лишний раз понять, насколько сильно «Зеппелины» начали коверкать свой фирменный стиль всякими фанками и рэггеями.

Где хард-рок? Где блюзы? Где баллады?

Ничего того, чем LZ славились, на альбоме не обнаружилось.

Короче, даже фанаты группы поняли, что их любимцы полезли куда-то не туда, и после 24-х американских «платин» у «Led Zeppelin IV» 11 «платин» у «Houses of the Holy» - это всё же показатель провала. Теперь понятно, почему после огласки результатов по коммерческим показателям альбома Джон Пол Джонс не захотел больше иметь с «провальной» группой ничего общего и «убежал в поля».

Но всё обошлось. «Зеппелины» поднапряглись и выдали все же новый шедевр «Physical Graffiti», который хоть провалился еще больше (всего 8 миллионов проданных копий), тем не менее, это был творческий шаг вперед по сравнению с «Домами Святых». Этот альбом представил просто шикарную музыку, и ни к одной из композиций с этого альбома нет ни одной претензии. Ну, разве что записан в целом он был невнятно, как я писал выше.

Вот как раз и Артемий Троицкий, написавший на Led Zeppelin свой очередной пасквиль в 1976 году, еще будучи 20-летним парнишкой, очень тонко подметил, что «Зеппелины» просто устали, и долго не протянут. И это он писал еще до «упадочного» альбома «Presence» на котором творческая усталость музыкантов LZ проявилась во всей своей красе. Если бы он заранее этот альбом услышал, то написал бы более победную реляцию, а, возможно, и более гнусную. Но наше счастье, что он поспешил, и рассмотрел только самый успешный период группы, но особых восторгов не проявил.

Хотя, с другой стороны, я Троицкого понимаю. Он же был советским журналистом, а в те времена петь всякие дифирамбы капиталистическому искусству, а тем более той его сфере, которая была чужда советскому человеку – хард-року, - было не в моде, иначе его карьера как журналиста быстро закончилась бы. Вот он и пропетлял между капельками дождя, с одной стороны донеся до своих читателей полезную информацию, а с другой – сохранив предписанный идеологическими структурами СССР критический стиль.

Все студийные альбомы "Led Zeppelin" с 1969 по 1982 годы
Все студийные альбомы "Led Zeppelin" с 1969 по 1982 годы

Можно ли ставить это в вину Артемию Троицкому? Я считаю, что нельзя, потому что в 70-е он для миллионов советских рокеров делал очень большое дело. Он был тогда их кумиром, потому что все понимали: не подмажешь – не поедешь. Вот он и «подмазывал» советской цензуре, и «ехал» по головам своих фанатов, зароняя в них информационный фарш. Правда, «недолго музыка играла», потому что в 1977-м в СССР появился новый рок-информатор – Сева Новгородцев из Лондона, который всё знал и понимал лучше Артема Троицкого, и потому мог доносить до советских меломанов информацию не в пример более качественную.

Ясно, что не сразу Сева прорвался через глушилки на просторы СССР, но когда прорвался – тут Артемию и наступил конец. Нет, он продолжал писать свои «пасквили» на рок-группы, но ему стало делать это гораздо сложнее. С одной стороны он продолжал выполнять предписание цензуры, а с другой – должен был постоянно оглядываться на Севу, чтобы между ним и его новоявленным конкурентом не появилось расхождений на информационном поле.

Тем не менее, несмотря на трудности, Троицкий проехал на журнальном поприще довольно долго, хотя с каждым годом его опусы становились все менее интересными. В итоге Сева Новгородцев победил, но перед этим Артемий Троицкий заработал на своих фанатах немало денег (публикации в массовых изданиях тогда оплачивались очень мощно), да еще и получил статус главного советского рок-обозревателя.

Короче представляю своим читателям этот знаменитый очерк молодого еще Артемия Троицкого, написанного так, будто над этим докладом работал маститый советский политолог на пенсии. От дальнейших комментариев я воздержусь – пусть каждый сам решит для себя, где тут наш бывалый гигант рок-мысли правду сказал, а где соврал.

Артемий Троицкий а начале своей рок-журналистской карьеры
Артемий Троицкий а начале своей рок-журналистской карьеры

Журнал «Ровесник», №4, 1976 г.

КУДА ЛЕТИТ «ЦЕППЕЛИН»?

Автор: А. Троицкий

Мраморный цеппелин увесисто покоится на монументальной колоннаде. В мрамор основания вбиты имена: Джон Поль Джонс, Джимми Пейдж, Роберт Плант, Джон Бонхэм. Солидно, основательно, непоколебимо...

Кому принадлежит этот рисованный мавзолей? Всмотритесь, разбираете наверху, над колоннадой, слова «Лед Зеппелин»? Да, это обложка одного из дисков - точнее, второго - ставшей теперь уже всемирно известной группы «ЛЗ» (примем для удобства такое сокращение). Чем же заслужили «ЛЗ» подобную известность и есть ли у них основания возводить величественный, хотя и аляповатый, мемориал?

Начинали «ЛЗ» обычно: в 1968 году лондонский гитарист Джеймс Патрик Пейдж - тогда ему было 23 года, и он уже был довольно известен как «сессионный музыкант», то есть музыкант, работающий в студиях грамзаписи с самыми разными солистами, решает организовать свою собственную группу. После долгих поисков он приглашает в нее бас-гитариста и пианиста Джонса (21 год), ударника Бонхэма (19 лет) и вокалиста Планта (ему тогда тоже было девятнадцать).

Теперь стоило подумать о названии. Поначалу они хотели назвать себя незатейливо - «Бешеные собаки», затем «Надувная подушка» (исходя из укоренившейся в те годы традиции «чем бессмысленнее, тем лучше»); наконец, было найдено словосочетание «Лед Зеппелин» - «Управляемый Цеппелин».

Журнал «Ровесник», №4, 1976  г., первая страница очерка
Журнал «Ровесник», №4, 1976 г., первая страница очерка

Старт «Цеппелина» совпал с «блюзовым взрывом» в Англии, когда самым модным клубом в Лондоне стал «Марки», оккупированный «блюзменом №1» Джоном Майалом с его многочисленными воспитанниками и старыми американскими неграми, так и не перешедшими в ряды адептов рок-н-ролла. И хотя «ЛЗ» стали одной из многочисленных групп популярного направления, их «хождение в блюз» поначалу не встретило особой поддержки. Тогда-то «цеппелины» решают идти к успеху более сложным путем.

Новоиспеченная группа занимает некую сумму и на свой страх и риск отправляется в турне по США. Почему по США? Формула «нет пророка в своем отечестве» применима к историям почти всех групп; все они, следуя примеру «Битлз», «Роллинг Стоунз» и других столпов поп-музыки, ждут признания сначала за рубежом - англичане в США, американцы в Англии, а уж потом, снабженные заграничной рекламой, возвращаются к родным берегам.

Журнал «Ровесник», №4, 1976  г., вторая страница очерка
Журнал «Ровесник», №4, 1976 г., вторая страница очерка

Опытный Пейдж решил использовать этот ход и заодно проверить свое прочтение блюза на его родине. И, надо сказать, поступил мудро - вполне профессиональные музыканты, они быстро завоевали популярность и приемлемую прессу и вернулись в Англию с определенным запасом «очков». Это позволило «ЛЗ» заключить контракт с лондонской фирмой «Атлантик» и записать свой первый альбом. Выход его в свет был приурочен к началу второго, уже вполне «легального», американского турне в феврале 1969 года. В альбом вошли проверенные номера других групп, несколько новых песен и характерные для пейджевского «нового прочтения» блюзы.

Лучше всего тогдашнюю манеру игры ансамбля иллюстрирует композиция «Ошеломленный и смятенный». Обычный блюз на 4/4 доведен здесь до полной неузнаваемости. Тема, играемая в унисон гитарой и бас-гитарой, приобретает неимоверную тяжесть и тягучесть, оказывая прямо-таки гипнотическое воздействие; гитарные импровизации Пейджа по звучанию напоминают скорее искаженную «пространственную музыку» Дж. Хендрикса или «Пинк Флойд».

Другим считающимся теперь классическим номером с первого альбома стала песня «Обрыв связи». Именно ей, а не блюзам, суждено было определить дальнейший курс «Цеппелина». В данном случае «пластической операции» подвергся уже рок-н-ролл. Но об этом чуть позже.

«ЛЗ» отправляются на вторые гастроли по США. Они прошли весьма шумно, и группа получила свой первый золотой диск. Но и это не расшевелило отечественных любителей поп-музыки.

По результатам проведенной в середине 1969 года ежегодной анкеты журнала «Мелоди мейкер» «ЛЗ» не вошли в список популярных групп, и максимум, чего они достигли, - это третьего места в списке ансамблей, «подающих надежды».

Прошло, однако, буквально полтора месяца, и ситуация изменилась коренным образом. В октябре выходит в свет «Лед Зеппелин-II». В песнях второго диска группа совсем отошла от блюзовых тем и занялась обработкой рок-н-ролла. Эта новая модель получила название «хардрок», то есть тяжелый, интенсивный рок. Нет смысла, по-моему, описывать эту музыку, поскольку основная ее характеристика содержится в самом названии. «Оставляя любовь», «Моби Дик», «Разбивающий сердца» - типичные экземпляры хард-роковой коллекции, а «Много-много любви» стала общепризнанным гимном этого течения.

Очерк А. Троицкого "Куда летит "Цеппелин", перепечатанный газетой "Ленинская смена", Алма-Ата, 13 мая 1976 года
Очерк А. Троицкого "Куда летит "Цеппелин", перепечатанный газетой "Ленинская смена", Алма-Ата, 13 мая 1976 года

С легкой руки «Лед Зеппелин» хард-рок получил колоссальное распространение. Словосочетания «хард-рок», или «прогрессивный рок», стали чем-то вроде волшебного заклинания, открывающего путь к немедленному успеху. Дело в том, что в хард-роке был достигнут синтез двух основных направлений тогдашнего музыкального авангарда: так называемой «тяжелой музыки» (heavy music) - ансамбли «Двери», «Железная бабочка» и «нового белого блюза» - группы «10 лет спустя», «Консервированная жара» («Canned Heat» - прим. ред.), «Флитвуд Мэк».

Таланту и изобретательности «цеппелинов», несомненно, следует отдать должное, однако если бы не они, то пионерами хард-рока непременно стал бы кто-то еще - идея носилась в воздухе уже не один год. Десятки и сотни групп взяли этот стиль на вооружение. Наиболее изобретательные из них привносили в «тяжелый рок» что-то свое: «Блэк Сэббет» - причудливую смесь средневековой мистики и социального протеста; «Дип Пёрпл» - интонации классической музыки; «Атомик Рустер» - джаза... Совсем уж неотесанные молодые музыканты типа «Банды Джеймса» взлетели на гребень волны в США. Эти пытались расширить границы рока с помощью десятков тысяч ватт аппаратуры и галлонов собственного пота.

1970 год прошел в непрерывных гастролях по Европе, Америке, Азии и Австралии. В это время Джимми Пейдж сделал потрясшее их английских приверженцев заявление о том, что ни одна песня «Управляемого Цеппелина» не будет издана на родине в коммерческих целях как «сорокопятка». Поэтому ни одна из потенциально «хитовых» песен, которых немало оказалось на пластинках «ЛЗ», «хитом» в прямом смысле слова не стала.

Так же «некоммерчески» вели себя «ЛЗ» и на концертах. Группа почти не использует световые, пиротехнические и прочие эффекты; никаких кинофильмов, слайдов и пантомимы; ни виселиц, ни черепов на сцене, ни разбивания аппаратуры... Все члены группы относительно скромно одеты и никогда не красятся (теперь это редкость). «Мы стараемся донести до публики чистую музыку и чистую поэзию без трюков и уловок».

Вообще, со времени возникновения группы считалось, что «ЛЗ» примыкают к «подпольному» течению, - «подпольными» назывались те группы, чьи действия шли вразрез сложившемуся к тому времени поп-музыкальному официозу, а наиболее характерной для «подпольных» групп была как раз их антикоммерческая направленность. Так, например, «цеппелины» отказались от 200 тысяч долларов гонорара за концерты в Бостоне, чтобы выступить на «свободном» (и бесплатном) фестивале в Бате. В другой раз группа дала концерт в Хиросиме, и весь доход от 60 тысяч проданных билетов был отдан в фонд жертв атомной бомбардировки.

Но, кстати сказать, когда самые что ни на есть коммерческие группы поняли, что такие акции тоже в конечном итоге работают на популярность, и они стали отказываться - конечно, во всеуслышание - от гонораров. Так что подобные жесты в духе «мира и любви» порой действительно только жесты.

Третий диск «ЛЗ» был не очень интересным, а четвертая пластинка лишь как бы обобщала все предыдущие их поиски, и «в музыкальном отношении она не стала новой ступенью. Единственной настоящей удачей была «акустико-электрическая баллада» под названием «Лестница в небо». Большинство остальных композиций находились под уже закатывающейся звездой хард-рока.

ЛЗ» начали сдавать позиции. После взрыва интереса к блюзу, хард-року и вообще «тяжелой музыке» в 1968-1970 годах наиболее серьезные музыканты обратились к совершенно иным сферам - симфоническая музыка, электронная музыка, восточная и европейская средневековая музыка.

Подобный поворот произошел и в сознании публики старше 16 лет. Фаворитами становятся «Эмерсон, Лэйк и Палмер», «Пинк Флойд», «Йес». К «Лед Зеппелин» относятся снисходительно-сочувственно, и никому уже не приходит в голову называть их лучшей группой мира. Сами «ЛЗ» вели себя как нельзя лучше - они не раздражали критиков, не приедались публике, они просто исчезли со сцены на полтора года. И занимались своим делом.

В спокойной обстановке «Управляемый Цеппелин» записал, на мой взгляд, лучший альбом - «Дома святого». Пластинку эту постигла, однако, полная неудача, настоящий провал. Неудивительно: многомиллионный клан старых поклонников «Цеппелина» не получил и частицы того привычного, что он ждал. Ни одного «тяжелого рока», ни одного блюза, даже ни одной мелодичной баллады типа «Лестницы»...

Пластинка эта была гораздо сложней и серьезней - и структурой композиций, в которых «электрические» роковые эпизоды мгновенно сменяются акустическими гитарными соло в классической манере; и какой-то странной и новой зыбкой атмосферой, характерной для таких вещей, как «Песня остается прежней», «Песня дождя», «Над холмами и вдали», «Океан». Эту атмосферу создавали частые смены ритма, отстраненный высокий голос Планта и виртуозная игра Джона Поля Джонса на меллотроне. Трудно категоризировать стиль этих песен - помимо рока, английской народной музыки, музыки барокко и Возрождения, здесь чувствуется определенное влияние классики и даже элементы восточной музыки.

Лучшая песня на пластинке, да и у «ЛЗ» вообще, на мой взгляд, - «Нет пощады». Композицию характеризуют вкус, умелое чередование звуков (и тишины, сильная мелодическая линия и глубоко прочувствованное пение Р. Планта.

Несмотря на неудачу диска, группа предприняла новое турне по США, которое прошло с огромной помпой. Были побиты все рекорды посещаемости и доходов, установленные ранее Элвисом Пресли и «Битлз». И... «Лед Зеппелин» снова исчезли из виду более чем на полтора года.

А в это время в поп-музыкальном мире происходили довольно значительные изменения - возникла, развилась и стала очень модной тенденция, которую находчивые «Роллинг Стоунз» снабдили броским лозунгом: «Это всего-навсего рок-н-ролл, но нам это нравится». Но если «прогрессивный» рок 1969-1970 годов представлял собой поиск новых выразительных средств и форм и был одним из течений авангарда, то теперешнюю мутацию рок-н-ролла можно вполне назвать «регрессивной» и даже дегенеративной, поскольку провозглашался возврат к корням рока, к примитивным мелодиям и текстам. Наиболее последовательные представители этого течения - весьма популярные сейчас группы «Доктор Филгуд», «Ша-на-на» - переняли даже внешний стиль 50-х годов: щеголяют в брюках-дудочках и выделяются из общей косматой массы короткими напомаженными волосами. Все это здорово отдает китчем.

К удивлению и сожалению многих, «Лед Зеппелин» восприняли «новые» идеи - об этом свидетельствует их последний двойной альбом «Физические надписи на стенах». Незадолго до его выхода пресс-агентурой «ЛЗ» была развернута могучая рекламная кампания, во время которой члены четверки в несвойственной им хвастливой манере провозглашали, что они не просто «лучшая группа в мире», но и «на голову выше любой группы, претендующей на второе место». Дж. Пейдж тем временем разрабатывал «идейную базу» нового обличья «ЛЗ».

Новоявленный «всего-навсего рок-н-ролл», помимо чисто музыкальной основы (понятно какой), держится еще на трех китах: модная ностальгия по эстетике и духу 50-х годов. Тут «ЛЗ», к счастью, не слишком преуспели, и дань прошлому содержится в основном в оформлении новой пластинки; циничный интерес ко всякого рода патологиям, болезненным явлениям, насилию и т. п. Здесь «цеппелины» расстарались. Достаточно прочесть названия песен: «Растоптанный ногами», «Снова мутит»; и, наконец, сеекс. Как видите, не много нового.

Из пятнадцати песен альбома впечатление производит, пожалуй, только одна: «Растоптанный ногами». Это весьма энергичный номер с заметным влиянием стиля соул. Сейчас его прочат в новый «гимн» «цеппелинов» - вместо «Много-много любви». А все остальное - лишь набор трехаккордных рок-н-роллов, акустических пасторалей и баллад с неожиданно появившимися битловскими интонациями. Удручающе.

Если попытаться одним словом охарактеризовать последнюю пластинку «Лед Зеппелин», то этим словом будет «декаданс». У группы нет ни позитивной, ни негативной программы. Это и не «чистое искусство» - в стиле пятого диска. Упадок, апатия, болезненность. Похоже, «цеппелины» просто устали. Что пытаются утвердить новые «ЛЗ», я, право, определить не берусь. А раньше?.. Что ж, на первых своих пластинках «цеппелины» утверждали энергию, молодость. Много-много любви еще не было растоптано ногами.

КОНЕЦ ОЧЕРКА.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О LED ZEPPELIN НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Почему Led Zeppelin оказались популярней Deep Purple в 27 раз в коммерческом плане, и в чем тут причина? Заранее говорю – ответа не знаю

«Anthology of Led Zeppelin IV», 1970 г. - единственный сборник группы за весь период ее деятельности

Раритетный виниловый сборник «Lead Zeppelin's Greatest Hits» - один из двух известных «прижизненных»

Второй редкий виниловый сборник «The Very Best Of Led Zeppelin» 1973 года - один из трёх «прижизненных»

Найден четвертый «прижизненный» сборник Led Zeppelin ~ «Best Of», 1975 г., Малайзия, самый редкий из всех