В 1970-м году руководство миланской фирмы Rifi Record Company выпросило у американского лейбла Atlantic лицензию на создание и издание оригинального сборника Led Zeppelin, и на волне успеха этой уже тогда ставшей знаменитой группы выпустило пластинку «Anthology Of Led Zeppelin IV». Этот альбом вышел в рамках серии «Антология», в которую вошли такие исполнители и группы, как Crosby, Stills, Nash and Young, Allman Brothers и Iron Butterfly, и хоть и распространялся только в Италии, но как импорт попал и во многие другие страны Европы.
Я уже писал, что я обожаю разыскивать сборники Led Zeppelin на виниловых дисках, которые были выпущены еще во время существования группы, то есть в период 1969-1980 годов. О нескольких таких сборниках у меня есть публикации – ссылки на них ниже.
Однако все эти сборники – неофициальные, мало того, практически пиратские, они были выпущены в первой половине 70-х в Малайзии, а вот официальных сборников практически не было. То есть, я имею в виду, что лейбл Atlantic, на котором были прописаны «Зеппелины», с 1969 по 1980 годы не выпустил ни одного фирменного сборника.
Ну, сборник «Coda», который все же вышел в 1982 году, в мою классификацию не попадает по двум причинам – во-первых, это сборник песен никогда ранее не издававшихся, так что может «тянуть» на полноценный студийный альбом, а, во-вторых, он вышел уже после распада группы, причем через целых два года.
Также не следует считать сборниками альбом LZ «1st + 2nd», вышедший на Atlantic в 1970 году в Германии, и «2 Originals of Led Zeppelin», вышедший в 1974-м в Германии, Голландии и Югославии. Это совместные выпуски двух первых альбомов группы из серии «два в одном», то есть приравниваются они к бокс-сетам, а не к полноценным сборникам.
Но есть в истории группы один сборник «Anthology of Led Zeppelin IV», который, хоть и вышел на лейбле Atlantic, тем не менее, он как бы полуофициальный, так как выпускался только в Италии, в Италии же и распространялся. Видимо, итальянская компания ид Милана Rifi Record Company S.p.A. каким-то образом выбила у руководства Atlantic лицензию на создание своего собственного сборника, то есть, уникального альбома Led Zeppelin. И она его создала – начиная от набора песен и заканчивая конвертом, весь этот альбом можно считать оригинальным.
Странно, что Atlantic сами не сваяли такой сборник, ограничившись выдачей лицензии какой-то мелкой фирме, которая заполонила этим диском всю Италию и даже успешно распространяла его по всему миру как импорт, ну, по Европе – это точно.
С чего я взял, что этот диск распространялся по миру как импорт? Дело в том, что когда я был моряком загранплавания в конце 70-х, мне часто доводилось посещать Германии, Францию, Испанию и некоторые другие европейские страны. Тогда я, уже будучи меломаном, забредал на всякие европейские музыкальные барахолки. На приобретение дисков в магазинах у меня не хватало валюты, а вот западные барахолки, на которые сливалась вся граммофонная некондиция, как раз были мне по карману, так как там бэушные диски продавались в 3-5, а то и 10 раз дешевле, чем в магазинах – все зависело от состояния. Так вот, итальянская пластинка «Anthology Of Led Zeppelin IV» мне попадалась на глаза частенько. Но меня тогда сборники вообще не интересовали, и потому я на этот диск не обращал никакого внимания, а запомнил его только по довольно уникальному конверту.
Но сегодня я уже самый настоящий коллекционер, и всяким старым виниловым сборникам, в отличие от прошлых лет, уделяю очень много внимания, и особенно мне интересны сборники Led Zeppelin, так как Atlantic их никогда не выпускал. Но это просто прекрасно, что пластинки такого рода в 70-е не выпускались в нормальном ассортименте, потому что сегодня то, что все же выпускалось, стало самой настоящей коллекционной редкостью. Хочу повторить – я нашел только три сборника LZ малазийских (1973, 1974 и 1975 гг.), один – итальянский, а больше вообще ничего. За 10 с лишним лет для такой знаменитой группы, как «Зеппелины», это как-то ненормально, как я думаю.
Странно, но больше ни одна страна, кроме Италии и Малайзии, сборников LZ не выпускала. А ведь в Латинский Америке, Индии и в Японии с Тайванем очень любили тамошние музыкальные бизнесмены зарабатывать на всяких сборниках известных групп и исполнителей, тем не менее, до конца 80-х даже в этих странах никто не осмеливался издавать сборники Led Zeppelin. Рискнули только Италия и Малайзия, но первая действовала практически легально, а вторая страна вообще на все лицензии ложила большую пластмассу. Остальные почему-то не рисковали.
Итак, альбом «Anthology of Led Zeppelin IV» в Италии вышел не просто так, а в рамках большой серии «Anthology», и сборник LZ в этой серии вышел под номером IV, что и объясняет наличие этого номера в названии альбома. Список других групп и музыкантов, вышедших в 1970 году в этой серии, можно увидеть на задней части конверта пластинки.
Да, итальянцы хорошо потрудились. Они взяли песни с первых трех альбомов группы, но чего-то недоработали, оставив «за бортом» как минимум три хита с этих альбомов – «Whole Lotta Love», «Immigrant Song» и «Dazed and Confused», я уже не говорю об «Since I've Been Loving You» и «Heartbreaker». Я понимаю, что места на пластинке могло не хватить, но на альбом попало несколько песен, которыми ради представленных выше хитов можно было бы пожертвовать.
Да и компоновка материала тоже оставляет желать лучшего – ну что взять с итальянцев? Не понимаю я их, почему они отказались от создания «ударной» компоновки, а вывели на передний план композицию, совершенно не свойственную истинной природе Led Zeppelin? И почему проигнорировали явные хиты?
Ну ладно, настоящего коллекционера такие нюансы не должны волновать. Коллекционера вообще ничего не должно волновать, кроме самого факта наличия такого выдающегося альбома. А выдающийся он именно потому, что это первый и последний, то есть единственный сборник Led Zeppelin, вышедший под лейблом Atlantic в период существования группы. Малазийские сборники, во-первых, к «Атлантику» никакого отношения не имели, а, во-вторых, все они вышли гораздо позже, не говоря уже о том, что были попросту пиратскими.
А теперь я представлю трек-лист альбома. После названия и хронометража каждой песни идет год выпуска студийного альбома LZ, на котором эта песня вышла впервые.
1). Your Time Is Gonna Come (4:41) ~ 1969-1
2). Living Loving Maid (She's Just A Woman) (2:40) ~ 1969-2
3). Tangerine (3:12) ~ 1970
4). Moby Dick (4:25) ~ 1969-2
5). You Shook Me (6:30) ~ 1969-1
6). Thank You (3:50) ~ 1969-2
7). Babe I'm Gonna Leave You (6:40) ~ 1969-1
8). Gallows Pole (4:58) ~ 1970
9). Communication Breakdown (2:29) ~ 1969-1
10). Good Times Bad Times (2:43) ~ 1969-1
В заключение хочу еще раз повторить, что я всего нашел четыре виниловых сборника Led Zeppelin, вышедших в период с 1969 по 1980 год, как раз за этот отрезок времени, когда группа активно действовала. Но я уверен, что их должно быть больше, ну не может быть, чтобы в катастрофически коррумпированных Индии или Бразилии какой-то «левый» лейбл не выпустил хотя бы одного сборника группы, которая по продажам своих пластинок в мире побивала все и всяческие рекорды.
И если кто-то из моих читателей знает что-то еще хотя бы про один такой пока что неизвестный диск – очень прошу дать мне на эту информацию маленькую ссылочку, потому что эта информация не должна лежать под спудом, а все произведения Led Zeppelin, особенно древние и редкие, должны быть обязательно каталогизированы и прославлены веках.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О LED ZEPPELIN НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Led Zeppelin «Coda», вышедший в далеком 1982 году, взял последнюю «платину» группы в ее истории