Найти в Дзене
Т-34

Дорога в бессмертие: генерал Карбышев

Всякий раз, проходя московским бульваром его имени, я испытываю такое чувство, будто передо мною с оглушительным треском раскалывается огромная ледяная глыба и на ee дышащих лютой стужей обломках встаёт человек-легенда Карбышев, готовый пламенем своего большого сердца согреть всех обездоленных людей планеты. Человек великого мужества, безграничной любви к людям, генерал Карбышев совершил поистине бессмертный подвиг. О величии этого подвига советский писатель Сергей Голубов рассказал в романе «Когда крепости не сдаются».
Где же начало той дороги, которая привела Карбышева в бессмертие? He там ли, в Августовском лесу, где он, беседуя с сапёрами за несколько часов до начала войны, сказал, что воля человека к победе крепче стали и бетона? А может, она началась под первыми взрывами крупповских снарядов на улице пограничного города Гродно в июньские дни 1941 года?..
ПЕРВЫЙ ЭКЗАМЕН
Сибирский город Омск, 1890 год. Сыну мелкого военного чиновника Диме Карбышеву одиннадцать лет. Он единственн

Всем привет, друзья!

Всякий раз, проходя московским бульваром его имени, я испытываю такое чувство, будто передо мною с оглушительным треском раскалывается огромная ледяная глыба и на ee дышащих лютой стужей обломках встаёт человек-легенда Карбышев, готовый пламенем своего большого сердца согреть всех обездоленных людей планеты.

Человек великого мужества, безграничной любви к людям, генерал Карбышев совершил поистине бессмертный подвиг. О величии этого подвига советский писатель Сергей Голубов рассказал в романе «Когда крепости не сдаются».

Где же начало той дороги, которая привела Карбышева в бессмертие? He там ли, в Августовском лесу, где он, беседуя с сапёрами за несколько часов до начала войны, сказал, что воля человека к победе крепче стали и бетона? А может, она началась под первыми взрывами крупповских снарядов на улице пограничного города Гродно в июньские дни 1941 года?..

ПЕРВЫЙ ЭКЗАМЕН

Сибирский город Омск, 1890 год. Сыну мелкого военного чиновника Диме Карбышеву одиннадцать лет. Он единственный из кадетов не имеет права жить в корпусе, получать пособие. Зимой каждый день отправляясь на учёбу и возвращаясь домой, он рискует замёрзнуть на сорокаградусном морозе, сбиться с пути в непроглядную метель. Мальчику очень трудно и до слёз обидно. Однако он не падает духом. Жажда знаний оказывается сильнее всех невзгод. Он успешно оканчивает кадетский корпус и поступает в инженерное училище.

Быстро пролетают годы. И вот он уже получает первый офицерский чин. Потом — русско-японская война. За храбрость в боях под Фуджоу, Кайджоу, Дачану, Ташичао, Шахе, Ляояном его награждают пятью орденами.

Жажда знаний, зародившаяся в нём однажды, никогда не покидала Карбышева. Он учился и в годы мирной службы, и в военные годы, учился настойчиво и самозабвенно. Это ему, одарённому слушателю военно-инженерной академии, была присуждена премия имени генерала Кондратенко — за отличный проект по фортификации. Это он, офицер Дмитрий Карбышев, был назначен после академии старшим производителем работ в Брест-Литовскую крепость, которую строил выдающийся русский военный инженер Тотлебен.

-2

В первую мировую войну Карбышев побывал на многих её фронтах. В огне боёв, на различных фортификационных сооружениях проверял и закреплял он свои теоретические знания, обогащал их практическим опытом, часто его можно было встретить среди сапёров, которые укрепляли позиции русских войск в районе Дубно, Луцка, на берегах реки Стодол, на Карпатских перевалах.

ЗА НАРОДНОЕ ДЕЛО

Октябрьская революция не была для Карбышева неожиданностью. Он встретил её, как верный сын своего народа. И сразу решил: отныне его место на стороне революционных сил. Бывший подполковник царской армии по зову сердца пошёл инженером в красногвардейский полк — воевать за народное дело.

Годы гражданской войны Дмитрий Карбышев считал лучшей своей академией. Вихри военных событий перебрасывали его из конца в конец страны, с фронта на фронт, из сражения в сражение. И всюду он целиком отдавался решению задач, которые вставали тогда перед вооружённым народом, отстаивавшим свою родную Советскую власть.

Поволжье и Сибирь, Украина и Урал, Кавказ и Забайкалье — вот далеко не полный перечень театров боевых действий, где пришлось бывать Дмитрию Карбышеву и с присущими ему энергией и мастерством укреплять позиции молодой Красной Армии. Выдающийся советский полководец М. В. Фрунзе высоко ценил его военно-инженерный опыт, беззаветную преданность делу революции.

В разгар гражданской войны, когда колчаковский генерал Ханжин теснил Пятую Красную Армию в направлении Самары, в районе Оренбурга свирепствовал атаман Дутов, а белоказаки захватили Уральск, положение на южном крыле Восточного фронта стало угрожающим. По указанию Ленина из двух армий была создана Южная группа. Командовал ею Фрунзе. Чтобы обезопасить Самару и Саратов, требовалось срочно разработать план обороны Самарского укреплённого района. Инженерная часть этой задачи легла на плечи Карбышева.

-3

План, разработанный им, отличался смелостью и оригинальностью замысла. Он был составлен таким образом, что одно звено в нём прикрывалось другим.

Ознакомившись в деталях с проектами Карбышева, Фрунзе тут же утвердил их. В осуществлении этого плана он видел одну из решающих предпосылок будущей победы над врагом. И не ошибся. О прочность Самарского укреплённого района, созданного по замыслам и под руководством Карбышева, не один белогвардейский генерал сломал себе шею.

ДОКТОР ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

Разработкой таких планов Карбышев занимался всю гражданскую войну — до полного разгрома белогвардейских полчищ и войск иностранных интервентов. В мирные годы он, теперь уже известный теоретик и практик военно-инженерного дела, работал на ответственных должностях в центральном аппарате вооружённых сил и в то же время преподавал почти во всех военных академиях, писал капитальные научные труды. Одна за другой из-под пера Дмитрия Карбышева выходили книги: «Боевое применение заграждений в манёвренных условиях», «Противотанковые преграды и способы их преодоления», «Минирование дорог», «Противотанковые рвы»... Ha этих трудах учились целые поколения советских военных инженеров. Широкой известностью пользовались научные работы Карбышева за рубежом. Ему была присуждена учёная степень доктора военных наук, звание профессора и воинское звание — генерал-лейтенант инженерных войск, а на его груди появился орден Красного Знамени.

Важнейшей вехой на дороге в бессмертие был для Карбышева тот незабываемый день 1940 года, когда он, бывший кадровый офицер царской армии, стал в ряды членов Коммунистической партии. Об'ясняя этот сердцем продиктованный шаг, профессор Карбышев написал в заявлении:

«Почему я именно теперь вступаю в партию? Да потому, что время нынче тяжёлое. А будет ещё тяжелее. И мне хочется пройти это время вместе с коммунистами, вместе с партией... ».

-4

Не знал тогда Карбышев, какие именно испытания ждут его, но он ни на минуту не сомневался, что выдержит их с честью.

КРЕПЧЕ СТАЛИ И БЕТОНА

Первые вражеские снаряды в час вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР разбудили генерала Карбышева в городе Гродно, у самой западной границы. Ему советовали вернуться в Москву, а он отправился в боевые порядки, глубоко убеждённый, что его место рядом с воинами Советской Армии, грудью вставшими на защиту Родины.

Пользуясь внезапностью удара, гитлеровские полчища окружили советские части, героически сражавшиеся на рубежах Гродненского направления. При выходе из окружения Карбышев в неравной ночной схватке с врагами был тяжело ранен, потерял сознание. Очнувшись, он вдруг понял: случилось самое страшное — его, полумёртвого, захватили в плен. Будь у него в руках граната, он бы мгновенно взорвал себя вместе с ненавистными ему фашистами. Ho в руках у него — ни гранаты, ни пистолета...

Однако он быстро овладел собой. Нет, он не скрывал от врагов ни своего генеральского звания, ни своей партийности. Всякий раз, когда раздавалась команда «Комиссары, коммунисты — два шага вперёд!», Дмитрий Карбышев, гордо вскинув голову, первым выходил из строя.

Гитлеровские палачи, пытаясь сломить волю советского генерала-профессора, испытали все средства гиммлеровского арсенала. Они обещали ему богатую, сладкую жизнь взамен на предательство, измену. Они морили его голодом, нечеловеческим физическим трудом, они угрожали самой жестокой смертью. Но ничто не принесло им желанных результатов. Он прошёл через все круги фашистского ада, был в кровавых застенках Замостья, Хаммельбурга, Нюрнберга, Флоссенбурга, Майданека, Освенцима, Заксенхаузена... И всюду товарищи по несчастью, соратники по подполью в концентрационных лагерях видели в нём пример человека, чья воля к жизни, к борьбе с гитлеровскими палачами крепче стали и бетона.

Последним рубежом оказался Маутхаузен. Бессильные сломить Карбышева самыми утончёнными издевательствами, пытками, эсэсовцы по приказу Гиммлера устроили ему чудовищную казнь: вывели его вместе с другими мучениками на звенящий от мороза плац и стали поливать водой из брандспойта, co злорадством любуясь, как он обрастал льдом. Но и тут Карбышев нашёл в себе мужество сказать замерзавшим рядом с ним:

— Бодрей, товарищи! Думайте о Родине, и мужество вас не покинет!

-5

... Москва, Бульвар имени Дмитрия Михайловича Карбышева. Я иду по тротуару, слегка запорошенному снегом, и снова приходят мне на память слова, когда-то сказанные Карбышевым: «Воля человека к победе крепче стали и бетона».

Такой именно волей обладал этот советский генерал, учёный, коммунист, который, смертью смерть поправ, обрёл бессмертие.

Иван БОЙКОВ (1965)

★ ★ ★

ПАМЯТЬ ЖИВА, ПОКА ПОМНЯТ ЖИВЫЕ...

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

★ ★ ★

Поддержать канал:

  • кошелек ЮMoney: 410018900909230
  • карта ЮMoney: 5599002037844364