В глубинах истории Древней Греции скрываются невероятные истории людей, чьи жизни настолько удивительны, что грань между реальностью и легендой становится почти неразличимой.
Одной из таких фигур является наша сегодняшняя героиня Родопис - гетера VI века до н.э., чья судьба поразительным образом перекликается с историей всем известной Золушки.
Единственный исторический источник, который содержит достаточно полную биографию Родопис — это «История» Геродота, написанная в 5 веке до н. э, где он рассказывает о Родопис, которая жила во времена фараона Амасиса II (570—526 гг. до н. э.).
Родопис, чьё имя переводится как "Румянолицая", родилась во Фракии в VI веке до нашей эры. Судьба не была к ней благосклонна - девушка попала в рабство и оказалась на острове Самос в доме некоего Иадмона. Удивительное совпадение, но её товарищем по несчастью был не кто иной, как великий античный баснописец Эзоп!
От рабыни до гетеры
Однако, жизнь Родопис вскоре сделала крутой поворот, и она была продана в Египет, где начала "заниматься своим ремеслом" - иными словами, стала гетерой. Красота, ум и обаяние Родопис быстро принесли ей успех и известность.
Слава о прекрасной гетере дошла до Харакса, брата знаменитой поэтессы Сапфо. Харакс, торговавший лесбосским вином (как утверждает Страбон), был так очарован Родопис, что выкупил её за огромную сумму и даровал свободу. Этот романтический жест, однако, не пришёлся по душе Сапфо - она зло высмеяла брата в своих стихах.
Получив свободу, Родопис не покинула Египет и стала одной из самых известных и богатых гетер своего времени. Её красота и ум привлекали внимание многих влиятельных мужчин. Сумев нажить значительное состояние, Родопис не забыла о своём прошлом и использовала часть своего богатства на благотворительность. Её щедрость стала легендарной. Как пишет Геродот в своём труде «История»:
на десятую часть своих доходов она заказала и отправила в Дельфы множество железных вертелов, на которых можно было жарить целых быков.
Эти вертелы, по словам историка, всё ещё лежали за алтарём напротив храма спустя сто лет.
Историческая путаница
Родопис, возможно, упоминается в стихах Сапфо под именем Дориха. Хотя полное имя куртизанки не сохранилось ни в одном из дошедших до нас фрагментов, некоторые учёные считают, что во фрагментах 7 и 15 есть обрывок слова "Дориха".
Современный исследователь Джоэль Лидов раскритиковал это предположение, утверждая, что предание о Дорихе не поможет восстановить никакие фрагменты стихов Сапфо и что оно произошло из произведений Кратина или другого комедиографа, жившего в одно время с Геродотом. Однако, вновь обнаруженные в 2014 году на античном папирусе тексты Сапфо подтверждают интерпретацию Афинея и Посидиппа и одновременно уточняют Геродота: Харакс действительно был влюблён в гетеру Дориху, и хор, руководимый Сапфо, порицал его за это в песнях. Геродот неправильно отождествил упоминаемую у Сапфо Дориху с известной гетерой Родопис, жившей много позже.
Легенды о Родопис
Но самое интересное в истории Родопис началось после её смерти, когда вокруг её имени стали возникать легенды, одна изумительнее другой.
Первую легенду о Родопис сочинили вскоре после смерти. Столетием позже Геродот в своей «Истории» написал, что некоторые эллины считают пирамиду Микерина, одну из трёх Великих пирамид Гизы, якобы принадлежащей Родопис. Сам он в это не верил, потому что Родопис жила намного позже Микерина и была не так богата, чтобы финансировать такое грандиозное строительство.
Точно неизвестно, когда появилась самая прекрасная легенда о Родопис, которая превратила её в древнеегипетскую «Золушку», но уже в 1 в. до н.э. эту легенду в своей «Географии» зафиксировал Страбон:
...рассказывают мифическую историю о том, что во время купания орёл похитил одну из сандалий Родопис у служанки и принёс в Мемфис; в то время, когда царь производил там суд на открытом воздухе, орёл, паря над его головой, бросил сандалию ему на колени. Царь же, изумлённый как прекрасной формой сандалии, так и странным происшествием, послал людей во все стороны на поиски женщины, которая носила эту сандалию. Когда её нашли в городе Навкратисе и привезли в Мемфис, она стала женой царя; после кончины царица была удостоена погребения в вышеупомянутой гробнице.
Несмотря на романтичность этой легенды, историки сомневаются в её достоверности. Тем не менее, сама Родопис, хотя многие детали её биографии и остаются предметом споров историков, была реальной исторической личностью.
Её жизнь - это удивительное переплетение исторических фактов и легенд, реальности и вымысла.
Так кем же была Родопис на самом деле?
Простой гетерой или царицей?
Возлюбленной брата Сапфо или героиней народных сказаний?
Возможно, она была всем этим одновременно. В конце концов, именно эта загадочность и делает её историю такой захватывающей.