Найти тему
Книжность

Родопис: гетера и древнеегипетская Золушка

Оглавление

В глубинах истории Древней Греции скрываются невероятные истории людей, чьи жизни настолько удивительны, что грань между реальностью и легендой становится почти неразличимой.

Одной из таких фигур является наша сегодняшняя героиня Родопис - гетера VI века до н.э., чья судьба поразительным образом перекликается с историей всем известной Золушки.

Единственный исторический источник, который содержит достаточно полную биографию Родопис — это «История» Геродота, написанная в 5 веке до н. э, где он рассказывает о Родопис, которая жила во времена фараона Амасиса II (570—526 гг. до н. э.).

Родопис, чьё имя переводится как "Румянолицая", родилась во Фракии в VI веке до нашей эры. Судьба не была к ней благосклонна - девушка попала в рабство и оказалась на острове Самос в доме некоего Иадмона. Удивительное совпадение, но её товарищем по несчастью был не кто иной, как великий античный баснописец Эзоп!

А. Кауффман - Эзоп и Родопис
А. Кауффман - Эзоп и Родопис

От рабыни до гетеры

Однако, жизнь Родопис вскоре сделала крутой поворот, и она была продана в Египет, где начала "заниматься своим ремеслом" - иными словами, стала гетерой. Красота, ум и обаяние Родопис быстро принесли ей успех и известность.

Слава о прекрасной гетере дошла до Харакса, брата знаменитой поэтессы Сапфо. Харакс, торговавший лесбосским вином (как утверждает Страбон), был так очарован Родопис, что выкупил её за огромную сумму и даровал свободу. Этот романтический жест, однако, не пришёлся по душе Сапфо - она зло высмеяла брата в своих стихах.

Получив свободу, Родопис не покинула Египет и стала одной из самых известных и богатых гетер своего времени. Её красота и ум привлекали внимание многих влиятельных мужчин. Сумев нажить значительное состояние, Родопис не забыла о своём прошлом и использовала часть своего богатства на благотворительность. Её щедрость стала легендарной. Как пишет Геродот в своём труде «История»:

на десятую часть своих доходов она заказала и отправила в Дельфы множество железных вертелов, на которых можно было жарить целых быков.

Эти вертелы, по словам историка, всё ещё лежали за алтарём напротив храма спустя сто лет.

Навкратис (реконструкция Жан-Клода Голвина). Древнегреческая фактория в Дельте Нила
Навкратис (реконструкция Жан-Клода Голвина). Древнегреческая фактория в Дельте Нила

Историческая путаница

Родопис, возможно, упоминается в стихах Сапфо под именем Дориха. Хотя полное имя куртизанки не сохранилось ни в одном из дошедших до нас фрагментов, некоторые учёные считают, что во фрагментах 7 и 15 есть обрывок слова "Дориха".

Современный исследователь Джоэль Лидов раскритиковал это предположение, утверждая, что предание о Дорихе не поможет восстановить никакие фрагменты стихов Сапфо и что оно произошло из произведений Кратина или другого комедиографа, жившего в одно время с Геродотом. Однако, вновь обнаруженные в 2014 году на античном папирусе тексты Сапфо подтверждают интерпретацию Афинея и Посидиппа и одновременно уточняют Геродота: Харакс действительно был влюблён в гетеру Дориху, и хор, руководимый Сапфо, порицал его за это в песнях. Геродот неправильно отождествил упоминаемую у Сапфо Дориху с известной гетерой Родопис, жившей много позже.

Плато Гиза. Великие пирамиды. Жан-Клод Голвин. (Пирамида Микерина - самая маленькая из трёх)
Плато Гиза. Великие пирамиды. Жан-Клод Голвин. (Пирамида Микерина - самая маленькая из трёх)

Легенды о Родопис

Но самое интересное в истории Родопис началось после её смерти, когда вокруг её имени стали возникать легенды, одна изумительнее другой.

Первую легенду о Родопис сочинили вскоре после смерти. Столетием позже Геродот в своей «Истории» написал, что некоторые эллины считают пирамиду Микерина, одну из трёх Великих пирамид Гизы, якобы принадлежащей Родопис. Сам он в это не верил, потому что Родопис жила намного позже Микерина и была не так богата, чтобы финансировать такое грандиозное строительство.

Мемфис, реконструкция Жан-Клода Голвина. Сандаль из гробницы жён фараона Тутмоса 3
Мемфис, реконструкция Жан-Клода Голвина. Сандаль из гробницы жён фараона Тутмоса 3

Точно неизвестно, когда появилась самая прекрасная легенда о Родопис, которая превратила её в древнеегипетскую «Золушку», но уже в 1 в. до н.э. эту легенду в своей «Географии» зафиксировал Страбон:

...рассказывают мифическую историю о том, что во время купания орёл похитил одну из сандалий Родопис у служанки и принёс в Мемфис; в то время, когда царь производил там суд на открытом воздухе, орёл, паря над его головой, бросил сандалию ему на колени. Царь же, изумлённый как прекрасной формой сандалии, так и странным происшествием, послал людей во все стороны на поиски женщины, которая носила эту сандалию. Когда её нашли в городе Навкратисе и привезли в Мемфис, она стала женой царя; после кончины царица была удостоена погребения в вышеупомянутой гробнице.

Несмотря на романтичность этой легенды, историки сомневаются в её достоверности. Тем не менее, сама Родопис, хотя многие детали её биографии и остаются предметом споров историков, была реальной исторической личностью.

Её жизнь - это удивительное переплетение исторических фактов и легенд, реальности и вымысла.

-6

Так кем же была Родопис на самом деле?

Простой гетерой или царицей?

Возлюбленной брата Сапфо или героиней народных сказаний?

Возможно, она была всем этим одновременно. В конце концов, именно эта загадочность и делает её историю такой захватывающей.

💖 подписка

💖 комментарии

💖 лайки - приветствуются

Ваше внимание помогает каналу в развитии, а мне дарит радость.