Стало известно, что китайские авиакомпании Air China и China Southern Airlines получили для коммерческой эксплуатации свои первые самолеты C919, церемония передачи которых состоялась 29 августа 2024 года в Шанхае. Об этом сообщили китайские средства массовой информации.
Сообщается, что разработавшая самолет Китайская корпорация коммерческой авиации COMAC передала авиакомпании Air China версию самолета C919 с увеличенной дальностью полета на 158 пассажиромест, тогда как авиакомпания China Southern Airlines получила стандартную модификацию на 164 пассажира.
Также известно, что в 2023 году в эксплуатацию государственной корпорацией COMAC было передано 3 воздушных судна C919, тогда как в 2024 году планируется передача 13-ти воздушных судов данной линейки, 10 из которых будет передано авиакомпании China Eastern.
Как сообщат китайские ресурсы, со ссылкой на официальные источники, на сегодняшний же день китайская COMAC имеет в своем портфеле уже более 1 тыс. заказов от отечественных авиаперевозчиков.
Тем временем западные издания сообщают, что в связи с запуском в серию C919 в США возникает беспокойство, что неудачи некогда бесспорного лидера мировой авиации – компании Boeing открывают небо для китайского пассажирского лайнера.
Согласно сообщению издания Caixin Global, пока Boeing сталкивается с рядом неудач со своим лайнером 737 МАХ, бурно развивающееся авиастроительная отрасль Китая с собственным коммерческим самолетом COMAC C919 может воспользоваться этой возможностью и занять часть рынка узкофюзеляжных среднемагистральных лайнеров на международном рынке.
Ряд других западных ресурсов также подчеркивают, что китайский C919 рассматриваются как потенциальный разрушитель западной авиационной отрасли, в которой пока еще доминируют воздушные суда Boeing и Airbus.
И это несмотря на то, что прошло всего чуть более года с тех пор, как первый пассажирский лайнер китайского производства C919 с франко-американским двигателями LEAP 1C 28 мая 2023 года совершил свой первый коммерческий полет с более чем 130 пассажирами на борту.
Стоит отметить, что Государственная китайская компания COMAC потратила 15 лет на разработку лайнера C919. В конце 2022 года самолет был сертифицирован к полетам Управлением гражданской авиации Китая.
Первый самолёт C919, разработка которого велась по инициативе китайского правительства, был представлен в Шанхае 2 ноября 2015 года, опередив при этом на несколько месяцев выкатку первого российского МС-21-300 с американскими двигателями PW-1400G, который в свою очередь попал под санкционные ограничения со стороны Запада.
В связи с этим МС-21 теперь существенно отстает от ранее запланированного производственного графика, и в ближайшее десятилетия уже вряд ли выйдет на международный рынок, из-за возросшей потребности у отечественных авиаперевозчиков в данном самолете.
Несмотря на то, что основными заказчиками С919 сегодня пока являются китайские авиакомпании, которые планируют использовать эти самолеты для внутренних авиаперевозок, западные авиапроизводители всерьез обеспокоены выходом данного самолета на международный рынок, о чем свидетельствует ряд интервью представителей Boeing и Airbus.
Также стоит отметить, что согласно сообщению издания Asia Media Centre, в настоящее время COMAC тщетно пытается получить сертификат летной годности от Европейского агентства по безопасности полетов (EASA) для С919.
Ранее же китайские чиновники официально заявляли, что планируют получить эту сертификацию в 2025 году, которая откроет COMAC возможности продавать C919 за пределами Китая иностранным покупателям, составив конкуренцию самолетам Boeing 737 и Airbus А320. Однако в EASA пока не торопятся с этим процессом. По данным ресурса Asia Media Centre, проверку на летную годность С919 без объяснения причин теперь перенесена на 2026 год.
Тем временем генеральный директор коммерческих продаж компании Airbus Кристиан Шерер в интервью американскому информагентству CNBC уже заявил, что он не беспокоится о том, что китайский авиалайнер С919 может стать новым конкурентом пассажирским самолетам Airbus и Boeing. Однако подчеркивает, что Airbus и Boeing пристально следят за китайским проектом.
Тем не менее в CNBC считают, тут стоит посмотреть на ряд «кричащих» факторов, говорящих тенденции ослабления позиций Airbus и Boeing, в области поставок аналогичных лайнеров.
Отмечается, что дальность полета C919 составляет до 5500 км, а также, что сегодня ведутся работы по увеличению его дальности до 6500 км, что собственно сравнимо с флагманами В737 и A320, китайский самолёт может перевозить такое же количество пассажиров, при том, что его стоимость существенно ниже западных аналогов. То есть в данном случае поводов для беспокойства у западных авиапроизводителей должна быть масса.
По мнению авиаэкспертов CNBC, китайский С919 уже в ближайшие годы готов стать одним из первых конкурентов дуополии в сфере коммерческой авиации между Boeing и Airbus.
Тут стоит напомнить, беря в учет, что западные авиапроизводители, считавшиеся ранее партнёрами российских авиапроизводителей, опасаясь конкуренции МС-21, на сегодняшний день фактически задвинули серийное производство новейшего российского узкофюзеляжного среднемагистра, отменив в одностороннем порядке все ранние соглашения и договоренности, одномоментно прекратив поставки комплектующих, узлов и деталей для российских воздушных судов. Возникает вопрос, не постигнет ли такую же учесть и китайский C919?
Учитывая то, что EASA пытается затянуть сертификацию китайского самолета, а также что C919 производится с участием западных поставщиков комплектующих, включая двигатели, на фоне последних шагов США, развязавших торгово-экономическую войну с Китаем, говорит именно о прогрессирующей аналогичной ситуацией.
Несмотря на то, что Кристиан Шерер заверят, что не беспокоится о том, что китайский авиалайнер С919 может стать крупнейшим в мире конкурентом Airbus и Boeing. Однако заявляет, что Airbus и Boeing пристально следят за китайским проектом.
По мнению Кристиана Шерера, даже если COMAC сможет склонить на свою сторону EASA и наладить крупносерийное производство С919, политика США может помешать ее краткосрочному успеху.