Согласно последней статистике, спрос на широкофюзеляжные авиалайнеры даже у крупнейших мировых авиапревозчиков несколько лет сокращался, а в пандемийные времена эта динамика ускорились.
Сегодня же ситуация налаживается, а многие авиакомпании по всему миру начали постепенно наращивать число заказов на широкофюзеляжные дальнемагистральные лайнеры.
Как отмечают эксперты, возобновление спроса на широкофюзеляжные дальнемагистральные воздушные суда связано с тем, что западным авиакомпаниям теперь приходится облетать российское воздушное пространство. Тем не менее, несмотря на недовольство ряда пассажиров по всему миру, далнемагистралы по ряду направлений все чаще стали пользоваться спросом.
То есть, после пандемийных лет короны широкофюзеляжные самолеты снова в тренде и стали востребованы у пассажиров. Сегодня многие авиакомпании заявляют, что стремятся обновить свой парк широкофюзеляжных самолетов. Однако с 2019 года их выбор стал меньше.
Большие четырехдвигательные широкофюзеляжные самолеты – Boeing 747-8 и Airbus A380 – больше не производятся, а выпуск новой версии - Boeing 777-9, был отложен на несколько лет из-за технических проблем и, вероятно, что данный самолёт не сможет поступить в эксплуатацию стартовому заказчику авиакомпании Deutsche Lufthansa в срок. Об этом ранее сообщила Lufthansa. Более того, согласно сообщению компании производителя, первая машина Boeing 777-9 поступит в эксплуатацию заказчику не раньше 2026 года.
В связи с этим такие крупные авиакомпании как Deutsche Lufthansa и British Airways, приступили к масштабной расконсервации собственных четырехдвигательных дальнемагистральных самолетов Airbus A380, которые ранее казались уже не рентабельными и ждали своего часа.
Сделав ставку на узкофюзеляжные лайнеры, крупнейшие мировые авиаперевозчики обосновывали это тем, что такое решение временное и вынужденное, так как оно позволяет экономить топливо, не говоря уже о том, что их легче заполнить пассажирами.
Однако получается, что сегодня ситуация изменилась кардинально, о чем свидетельствуют заявки на новые заказы по дальним широкофюзеляжникам. От перевозчиков и лизингодателей в компанию Boeing и Airbus поступают крупные заказы на новые более эффективные двухдвигательные широкофюзеляжные самолеты, о чем собственно не скрывают производители данных воздушных судов.
Тем не менее, стало известно, что крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» решила поменять свои 6 широкофюзеляжников Airbus A350 на 18 узкофюзеляжных Boeing B737−800, объясняя это тем, что в связи с санкционной политикой запада количество дальних воздушных маршрутов резко сократилось, а широкофюзеляжные самолеты теперь практически не востребованы на линиях, в отличие от узкофюзеляжных.
Сообщается, что «Аэрофлот» уже провел переговоры с авиакомпанией ОАЭ Emirates, но те отказались, и те на сегодняшний день приступили к переговорам с одно из китайских авиакомпанией, которую они отказались озвучивать по понятным причинам.
Более того, согласно официальной версии, якобы «Аэрофлот» в свою очередь по той же причине и отказывался от поставок широкофюзеляжных российских воздушных судов линейки Ил-96.
Тем не мене, несмотря на то, что крупнейшие мировые авиаперевозчики наращивать число заказов на широкофюзеляжные дальнемагистральные лайнеры, в России же ситуация сегодня с данным типом самолетов отличается кардинально.
Стоит напомнить, еще в июне 2022 года в пресс-службе Минпромторга РФ сообщили, что правительство утвердило комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 года, согласно которой начиная с 2025 года ежегодно планировалось производить по два Ил-96-300, основным заказчиком которых должен был стать «Аэрофлот».
Однако, как показало время, авиакомпания все же отказалась от закупки Ил-96-300 и объяснила это наличием у самолета 4 двигателей и трех членов экипажа, а также тем, что выпуск самолета не будет массовым.
Из официального заявления «Аэрофлота» следует, что решение было принято из-за выявленных фактов конструктивно-производственных недостатков и отсутствия действенных мер со стороны производителя Ил-96 по их устранению.
Ранее в ОАК заверяли, что уверенно взяли тренд на полное импортозамещение воздушных судов, в том числе и по далнемагистральным лайнерам. Отмечается, что в ПАО «Ил» уже разработали и двухдвигательный вариант Ил-96-400М под два члена экипажа, производство которых планировалось начать в 2024 году, однако двигателей для них пока нет.
Тем не менее, стоит отметить, что планируемые к обмену дальнемагистральные широкофюзеляжники Airbus A350 компания «Аэрофлот» приобрела в конце 2021 года, которые в свою позиционировалась как перспективные и конкурентоспособные лайнеры. Как считают эксперты, в связи с санкциями продать эти самолеты теперь вряд ли получится, а вот обмену это не помешает.
Более того, пока Госкорпорация продолжает тратить средства на доработку Ил-96-400М, российские авиаперевозчики отказываются от эксплуатации своих широкофизеляжных лайнеров западного производства, даже тех, которые новые и выполнены по двухдвигательной схеме.
То есть получается, что теперь дальность полетов в нашей стране оказалась никому не нужна, и авиакомпании даже уже не ждут появления двухдвигательной версии Ил-96-400М, что ставит эту программу под угрозу очередной заморозки. Тем более, что в Объединенной авиастроительной корпорации уже сообщили, что многострадальный пассажирский Ил-96-400М в ближайшие годы не пойдет в серийное производство.