Под моими статьями о "Ромео и Джульетте" часто пишут:
- Самое главное – актёры по возрасту подходящие, а не 30-летние Джульетты
- детей должны играть дети, подростков - подростки. Иначе это хреновый провинциальный ТЮЗ получается - с низкорослой стриженой тётенькой-травести.
И правда, а почему бы не давать роли ровесникам героев? Зачем консервативные режиссеры упрямо берут на роли Джульетт, Вероник Богдановых, Коль Плужниковых - взрослых артистов лет этак 25-30?
И всё-таки, за некоторыми исключениями, роли мирового репертуара должны исполнять опытные актёры. И тому есть три причины.
1. Опыт героев не равен опыту актёров
Нет, я не буду писать: «да тинейджеры просто дети, они еще ничего не переживали, за шкафом в вате лежали, что они там могут сыграть».
Когда такое говорят, я вспоминаю диалог, произошедший на одном вокальном шоу. Юная вокалистка пела «Позови меня с собой».
– Знаете, – заявил вальяжный председатель жюри, – всё-таки эта песня сложная, драматическая, очень женская. Это переживания не для двадцатилетней девочки.
– Эту песню написала двадцатилетняя девочка*, – сказал другой член жюри.
Я знаю по себе и своим знакомым: подростки способны на очень сильные переживания, не менее и даже более сильные, чем многие взрослые люди. За первые 16 лет жизни у иных происходит столько событий, сколько за всю оставшуюся жизнь не успевает. То годы, когда многие, простите искаженную цитату, познают, «что значит: страдать; что значит: стыдиться; что значит: отчаяться».
Но.
Далеко не всегда опыт юного актёра совпадает с опытом его героя. Он мог претерпеть травлю в школе, но приблизит ли это его к пониманию чувств Ромео, который решает отравиться, чтобы не жить в мире, где больше нет Джульетты? Или же пережить несчастную любовь, но не знать, что ощущал лейтенантик Коля Плужников, ставший в восемнадцать лет разом воином, мужем и отцом. Или потерять близких – но ни разу не ощутить того страстного порыва, который повлёк безымянного послушника из грузинского монастыря через горы на родину.
Вспомним и ещё одну вещь – наверняка все вы её замечали. Раньше люди выглядели, по нашим меркам, старше. Раньше взрослели, раньше становились солиднее. Для сравнения приведу лишь один пример:
Итак, зачастую юному человеку не хватает своего опыта для освоения чужого. А нужной степени профессионализма, чтобы вжиться в совершенно чужое сильное переживание, – еще не наработано.
2. Опыт должен быть «переварен», чтобы пригодиться для работы
Но допустим, что опыт юного артиста достаточен, чтобы испытать вместе с персонажем эти переживания. И тут нас подстерегает вторая западня.
Опыт надо отрефлексировать. А вот именно на это у очень молодого человека часто нет ресурсов. «Охота есть, да мало мозгу». И не потому что он якобы глуп. У него банально нет того жизненного опыта, который позволит посмотреть на ситуацию со стороны.
Ведь хороший артист должен не только ощущать чувства персонажа, но и понимать их.
Именно благодаря мастерству и жизненному опыту, например, 24-летний Олег Табаков так сыграл 14-летнего Олега из пьесы Виктора Розова «В поисках радости», что мы и подсмеиваемся над ним, и досадуем, видя какие-то его поступки, и искренне сопереживаем в тот же самый момент.
3.Помимо опыта, нужно умение сыграть
Ну и, раз уже было сказано слово «мастерство», – именно оно необходимо для того, чтобы не только пережить опыт своего персонажа, не только подняться над ним, но и закрепить достигнутый результат.
Потому, кстати, подросток иногда блестяще работает на экране, но его не рискуют выпускать на сцену. Он не способен, как профессиональный, обученный актёр, вызвать в себе одно и то же переживание во второй, десятый, сотый раз. Не способен сохранить рисунок, заданный режиссером, не превратив его в штамп и схему. Не способен, наконец, непрерывно продержать на себе двух-трехчасовой спектакль, правильно распределить силы, удержать перспективу роли, как это называют в театре.
Даже Никиту Михайловского, блистательно исполнившего роль Ромки в драме «Вам и не снилось», озвучил другой актёр – Александр Соловьёв, которого мы помним по роли Красавчика в «Зелёном фургоне». Чисто технические сложности, связанные с озвучанием большой роли, взял на себя профессионал (листайте галерею).
Но значит ли моя статья, что совсем юные актеры не могут играть большие сложные роли?
Конечно же, нет.
Собственно, в самом тексте и выбранных мною фото – немало подтверждений обратного.
Я всего лишь объяснила, почему явление это – штучное, а не поточное. Почему даже самые органичные юноша или девушка не всегда способны вытянуть роль мирового репертуара. И почему зачастую всё-таки правильно, логично и здраво обратиться к более опытным артистам, которые – надо сказать – чаще всего отнюдь не портят произведение.
©Ольга Гурфова
---------------------------------------------------
*Имеется в виду поэтесса Татьяна Снежина.
Другие статьи на похожую тему:
Удобный путеводитель по моим постам - здесь . Он регулярно пополняется.
Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!
Второй мой канал – развлекательный. Здесь я публикую тексты, не связанные с театром: Любопытная В.
Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))