Найти в Дзене
Манжета театроведа

«Почему героев не играют ровесники?»

Под моими статьями о "Ромео и Джульетте" часто пишут: И правда, а почему бы не давать роли ровесникам героев? Зачем консервативные режиссеры упрямо берут на роли Джульетт, Вероник Богдановых, Коль Плужниковых - взрослых артистов лет этак 25-30? И всё-таки, за некоторыми исключениями, роли мирового репертуара должны исполнять опытные актёры. И тому есть три причины. Нет, я не буду писать: «да тинейджеры просто дети, они еще ничего не переживали, за шкафом в вате лежали, что они там могут сыграть». Когда такое говорят, я вспоминаю диалог, произошедший на одном вокальном шоу. Юная вокалистка пела «Позови меня с собой». – Знаете, – заявил вальяжный председатель жюри, – всё-таки эта песня сложная, драматическая, очень женская. Это переживания не для двадцатилетней девочки. – Эту песню написала двадцатилетняя девочка*, – сказал другой член жюри. Я знаю по себе и своим знакомым: подростки способны на очень сильные переживания, не менее и даже более сильные, чем многие взрослые люди. За первы
Оглавление

Под моими статьями о "Ромео и Джульетте" часто пишут:

  • Самое главное – актёры по возрасту подходящие, а не 30-летние Джульетты
  • детей должны играть дети, подростков - подростки. Иначе это хреновый провинциальный ТЮЗ получается - с низкорослой стриженой тётенькой-травести.
30-летняя Надежда Румянцева в роли Тоси Кислицыной передаёт, что ей обидно.
30-летняя Надежда Румянцева в роли Тоси Кислицыной передаёт, что ей обидно.

И правда, а почему бы не давать роли ровесникам героев? Зачем консервативные режиссеры упрямо берут на роли Джульетт, Вероник Богдановых, Коль Плужниковых - взрослых артистов лет этак 25-30?

И всё-таки, за некоторыми исключениями, роли мирового репертуара должны исполнять опытные актёры. И тому есть три причины.

1. Опыт героев не равен опыту актёров

Кадр из х/ф «Грязные танцы». Дженнифер Грей, сыгравшей 17-летнююю Бэби, 27 лет
Кадр из х/ф «Грязные танцы». Дженнифер Грей, сыгравшей 17-летнююю Бэби, 27 лет

Нет, я не буду писать: «да тинейджеры просто дети, они еще ничего не переживали, за шкафом в вате лежали, что они там могут сыграть».

Когда такое говорят, я вспоминаю диалог, произошедший на одном вокальном шоу. Юная вокалистка пела «Позови меня с собой».

– Знаете, – заявил вальяжный председатель жюри, – всё-таки эта песня сложная, драматическая, очень женская. Это переживания не для двадцатилетней девочки.
– Эту песню написала двадцатилетняя девочка*, – сказал другой член жюри.

Я знаю по себе и своим знакомым: подростки способны на очень сильные переживания, не менее и даже более сильные, чем многие взрослые люди. За первые 16 лет жизни у иных происходит столько событий, сколько за всю оставшуюся жизнь не успевает. То годы, когда многие, простите искаженную цитату, познают, «что значит: страдать; что значит: стыдиться; что значит: отчаяться».

Но.

Далеко не всегда опыт юного актёра совпадает с опытом его героя. Он мог претерпеть травлю в школе, но приблизит ли это его к пониманию чувств Ромео, который решает отравиться, чтобы не жить в мире, где больше нет Джульетты? Или же пережить несчастную любовь, но не знать, что ощущал лейтенантик Коля Плужников, ставший в восемнадцать лет разом воином, мужем и отцом. Или потерять близких – но ни разу не ощутить того страстного порыва, который повлёк безымянного послушника из грузинского монастыря через горы на родину.

Сцена из спектакля «Мцыри» театра ШДИ. Реж.Константин Мишин. 2011 г. /Источник: https://mikhalevskiy.ru/mczyri/
Сцена из спектакля «Мцыри» театра ШДИ. Реж.Константин Мишин. 2011 г. /Источник: https://mikhalevskiy.ru/mczyri/

Вспомним и ещё одну вещь – наверняка все вы её замечали. Раньше люди выглядели, по нашим меркам, старше. Раньше взрослели, раньше становились солиднее. Для сравнения приведу лишь один пример:

Итак, зачастую юному человеку не хватает своего опыта для освоения чужого. А нужной степени профессионализма, чтобы вжиться в совершенно чужое сильное переживание, – еще не наработано.

2. Опыт должен быть «переварен», чтобы пригодиться для работы

Сцена из спектакля «В списках не значился». Театр «Ленком». Александру Абдулову 22 года, Елене Шаниной – 23.
Сцена из спектакля «В списках не значился». Театр «Ленком». Александру Абдулову 22 года, Елене Шаниной – 23.

Но допустим, что опыт юного артиста достаточен, чтобы испытать вместе с персонажем эти переживания. И тут нас подстерегает вторая западня.

Опыт надо отрефлексировать. А вот именно на это у очень молодого человека часто нет ресурсов. «Охота есть, да мало мозгу». И не потому что он якобы глуп. У него банально нет того жизненного опыта, который позволит посмотреть на ситуацию со стороны.

Ведь хороший артист должен не только ощущать чувства персонажа, но и понимать их.

Кадр из х/ф «Шумный день» по пьесе В.Розова «В поисках радости»
Кадр из х/ф «Шумный день» по пьесе В.Розова «В поисках радости»

Именно благодаря мастерству и жизненному опыту, например, 24-летний Олег Табаков так сыграл 14-летнего Олега из пьесы Виктора Розова «В поисках радости», что мы и подсмеиваемся над ним, и досадуем, видя какие-то его поступки, и искренне сопереживаем в тот же самый момент.

3.Помимо опыта, нужно умение сыграть

Ну и, раз уже было сказано слово «мастерство», – именно оно необходимо для того, чтобы не только пережить опыт своего персонажа, не только подняться над ним, но и закрепить достигнутый результат.

20-летняя Екатерина Дурова в роли школьницы Любы в фильме «Фантазии Фарятьева»
20-летняя Екатерина Дурова в роли школьницы Любы в фильме «Фантазии Фарятьева»

Потому, кстати, подросток иногда блестяще работает на экране, но его не рискуют выпускать на сцену. Он не способен, как профессиональный, обученный актёр, вызвать в себе одно и то же переживание во второй, десятый, сотый раз. Не способен сохранить рисунок, заданный режиссером, не превратив его в штамп и схему. Не способен, наконец, непрерывно продержать на себе двух-трехчасовой спектакль, правильно распределить силы, удержать перспективу роли, как это называют в театре.

Даже Никиту Михайловского, блистательно исполнившего роль Ромки в драме «Вам и не снилось», озвучил другой актёр – Александр Соловьёв, которого мы помним по роли Красавчика в «Зелёном фургоне». Чисто технические сложности, связанные с озвучанием большой роли, взял на себя профессионал (листайте галерею).

Но значит ли моя статья, что совсем юные актеры не могут играть большие сложные роли?

Конечно же, нет.

Собственно, в самом тексте и выбранных мною фото – немало подтверждений обратного.

Я всего лишь объяснила, почему явление это – штучное, а не поточное. Почему даже самые органичные юноша или девушка не всегда способны вытянуть роль мирового репертуара. И почему зачастую всё-таки правильно, логично и здраво обратиться к более опытным артистам, которые – надо сказать – чаще всего отнюдь не портят произведение.

©Ольга Гурфова

---------------------------------------------------

*Имеется в виду поэтесса Татьяна Снежина.

-9

Другие статьи на похожую тему:

Удобный путеводитель по моим постам - здесь . Он регулярно пополняется.

Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!

Второй мой канал – развлекательный. Здесь я публикую тексты, не связанные с театром: Любопытная В.

Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))