Найти тему
Разговоры обо всём

По следам короеда-типографа в Кучинском лесопарке: 15 лет спустя

Сосны, посаженные на местах санитарной рубки.
Сосны, посаженные на местах санитарной рубки.

Во время жаркого и пожароопасного весенне-осеннего периода 2010 года в лесах Подмосковья активно действовал и размножался короед-типограф Ips typographus (Linnaeus, 1758), специализирующийся в первую очередь на поедание ели. Вспышка численности жука, на самом деле, не была неожиданной.

История с короедом-типографам в Центральном федеральном округе (ЦФО) началась задолго до этих событий и даже не в России, а на территории Белоруссии. Именно там, уже за границей, к 1997 году массовое усыхание елей охватило территории площадью около 70 тыс. га. В то же время у нас в стране мониторинг состояния лесов, санитарная рубка и т.д. после событий 1991 года не проводились в нужном объёме.

Леса постепенно старели, их устойчивость (сопротивляемость, резистентность) снижалась. На фоне перестойных (старых) лесов, которые не редко падали из-за сильных ветров, в окружающей среде сложились оптимальные условия в части освещённости, температуры и влажности. Вся совокупность необходимых для оптимального развития короеда-типографа факторов дала возможность жуку не просто успешно размножиться, а процветать. В итоге короед-типограф не встретил реальных естественных барьеров и врагов, которые бы сдерживали его экспоненциальное развитие.

Старые деревья не могли дать отпор такому огромному числу насекомых, которые одномоментно вбуравливались в стволы. Даже крепкие молодые деревья, которые при меньшей численности короеда-типографа могли бы дать отпор, погибали. На упавших деревьях я насчитывал не менее десятка отверстий, оставленных жуком. Порой некоторые стволы были так сильно испещрены следами вбуравливания, что кроме как пчелиные соты, они больше ничего не напоминали.

Следы, оставленные короедом-типографом от вбуравливания.
Следы, оставленные короедом-типографом от вбуравливания.

По данным 2015 года, леса в Подмосковье занимали площадь около 1,94 млн.га. Данные дистанционного зондирования земли говорили о площади в 117 тыс.га, подверженной воздействию короеда-типографа, из них 60 тыс.га требовали проведения сплошных санитарных рубок. В Кучинском лесопарке полностью вырубили и сожгли лес на нескольких земельных участках. Затем в последующие годы эти территории засаживали молодыми соснами.

Дорожка, ведущая к озеру Заячье.
Дорожка, ведущая к озеру Заячье.

Сейчас, летом 2024 года, можно наблюдать как в Кучинском лесопарке выросли на высоту почти в 3 метра первые посаженные сосны. Страхи местных жителей о строительстве на местах вырубленных лесов коттеджных посёлков оказались напрасными.

Стоит совершенно уверенно сказать, что уже через 5–10 лет местные жители и гости, отдыхающие в Кучинском лесопарке, снова увидят высокие молодые и крепкие сосны, берёзы под которыми можно будет не только гулять до озера Заячье или Красное, но и собирать грибы.