В этой публикации я хочу поделиться с вами своей шпаргалкой, которую использую для повторения структур данных в Java перед собеседованиями.
Структура данных — это способ организации и хранения данных в компьютере таким образом, чтобы они могли быть эффективно использованы. Структуры данных обеспечивают определенные методы для добавления, удаления, модификации и доступа к данным. Они играют ключевую роль в программировании, поскольку правильный выбор структуры данных может значительно повлиять на эффективность алгоритмов и приложений в целом.
1. Array (Массив)
Описание: Статическая структура данных, фиксированного размера. Элементы располагаются в памяти последовательно. Индексация начинается с 0.
Пример инициализации:
Получение элемента:
Удаление элемента:
- Прямого способа удаления нет. Для удаления элемента нужно создать новый массив без этого элемента или сдвинуть элементы вручную.
Комментарий: Массивы фиксированы, поэтому удаление элемента требует дополнительных манипуляций.
Плюсы:
- Быстрая индексация (O(1)).
- Простота использования.
Минусы:
- Фиксированный размер.
- Удаление и вставка элементов требуют сдвига (O(n)).
Комментарий: Используется, когда размер данных известен заранее.
Используется для: Хранения набора однотипных данных.
Актуальность: Актуальна.
2. ArrayList
Описание: Динамический массив, позволяет изменять размер во время выполнения программы. Основан на массиве.
Пример инициализации:
Получение элемента:
Удаление элемента:
Комментарий: Удобен для динамических наборов данных.
Плюсы:
- Динамическое изменение размера.
- Быстрая индексация (O(1)).
Минусы:
- Удаление и вставка элементов в середину (O(n)).
- Может потребоваться увеличение размера, что требует копирования (амортизированное O(1)).
Комментарий: Применяется чаще, чем обычные массивы, благодаря гибкости в размере.
Используется для: Хранения изменяемого набора данных.
Актуальность: Актуальна.
3. LinkedList
Описание: Двунаправленный связанный список. Каждый элемент содержит ссылку на предыдущий и следующий элемент.
Пример инициализации:
Получение элемента:
Удаление элемента:
Комментарий: Быстрое удаление и добавление элементов в середине списка.
Плюсы:
- Быстрое добавление и удаление элементов (O(1)) при известной позиции.
- Нет необходимости в сдвиге элементов.
Минусы:
- Медленный доступ по индексу (O(n)).
- Повышенные требования к памяти из-за хранения ссылок.
Комментарий: Предпочтительна для операций вставки/удаления в середине списка.
Используется для: Очередей, деков, списков с частыми вставками/удалениями.
Актуальность: Актуальна.
4. HashMap
Описание: Хранение пар "ключ-значение". Использует хеширование для быстрого доступа к данным.
Пример инициализации:
Получение элемента:
Удаление элемента:
Плюсы:
- Быстрый доступ к элементам по ключу (O(1) в среднем случае).
- Позволяет хранить null-ключи и значения.
Минусы:
- Неупорядоченность элементов.
- Потенциальные коллизии хешей, приводящие к деградации производительности до O(n).
Комментарий: Отличный выбор для хранения и быстрого поиска данных по ключу.
Используется для: Словарей, карт, ассоциативных массивов.
Актуальность: Актуальна.
5. TreeMap
Описание: Реализация интерфейса Map на основе красно-черного дерева. Хранит элементы в отсортированном порядке.
Пример инициализации:
Получение элемента:
Удаление элемента:
Комментарий: Поддерживает сортировку ключей.
Плюсы:
- Доступ к элементам в отсортированном порядке (O(log n)).
- Быстрый поиск минимального и максимального элемента.
Минусы:
- Медленнее HashMap (O(log n) против O(1)).
Комментарий: Подходит для случаев, когда необходимо поддерживать порядок элементов.
Используется для: Сортированных карт, диапазонных запросов.
Актуальность: Актуальна.
6. HashSet
Описание: Коллекция уникальных элементов. Основана на HashMap.
Пример инициализации:
Получение элемента:
- Нет прямого метода получения. Можно проверить наличие элемента.
Удаление элемента:
Комментарий: Отлично подходит для работы с уникальными элементами.
Плюсы:
- Быстрая проверка на наличие элемента (O(1) в среднем случае).
Минусы:
- Неупорядоченность элементов.
- Нет дублирующихся элементов.
Комментарий: Используется, когда важна уникальность элементов.
Используется для: Хранения уникальных данных, удаления дубликатов.
Актуальность: Актуальна.
7. TreeSet
Описание: Коллекция уникальных элементов, хранящая элементы в отсортированном порядке. Основана на TreeMap.
Пример инициализации:
Получение элемента:
- Нет прямого метода получения. Можно проверить наличие элемента.
Удаление элемента:
Комментарий: Поддерживает сортировку элементов.
Плюсы:
- Отсортированность элементов.
- Поддержка диапазонных операций.
Минусы:
- Медленнее HashSet (O(log n) против O(1)).
Комментарий: Используется, когда важен порядок элементов.
Используется для: Хранения уникальных и отсортированных данных.
Актуальность: Актуальна.
8. LinkedHashMap
Описание: Комбинация HashMap и двусвязного списка. Сохраняет порядок вставки элементов.
Пример инициализации:
Получение элемента:
Удаление элемента:
Комментарий: Сохраняет порядок вставки элементов.
Плюсы:
- Сохраняет порядок вставки.
- Быстрая вставка и удаление (O(1)).
Минусы:
- Немного медленнее HashMap из-за использования связного списка.
Комментарий: Хороший выбор, когда важен порядок вставки элементов.
Используется для: Кэшей, карт с сохранением порядка элементов.
Актуальность: Актуальна.
9. PriorityQueue
Описание: Очередь с приоритетом на основе бинарной кучи. Элементы извлекаются по приоритету.
Пример инициализации:
Получение элемента:
Удаление элемента:
Комментарий: Элементы извлекаются в порядке приоритета.
Плюсы:
- Быстрая вставка и удаление элементов по приоритету (O(log n)).
Минусы:
- Нет прямого доступа к элементам, кроме самого приоритетного.
Комментарий: Используется в алгоритмах, где важен приоритет обработки элементов.
Используется для: Планировщиков задач, алгоритмов поиска с приоритетом.
Актуальность: Актуальна.
10. Deque (ArrayDeque)
Описание: Двусторонняя очередь, позволяющая добавлять и удалять элементы с обоих концов. Основана на массиве.
Пример инициализации:
Получение элемента:
Удаление элемента:
Плюсы:
- Быстрая вставка и удаление с обоих концов (O(1)).
Минусы:
- Ограничен функционал по сравнению с LinkedList.
Комментарий: Используется для реализации стеков и очередей с двухсторонним доступом.
Используется для: Реализации стека, очереди, дека.
Актуальность: Актуальна.
11. Stack
Описание: Последовательность элементов, работающая по принципу LIFO (Last In, First Out).
Пример инициализации:
Получение элемента:
Удаление элемента:
Плюсы:
- Простая реализация LIFO структуры.
Минусы:
- Устаревшая, рекомендуется использовать Deque.
Комментарий: Stack устарел и не рекомендуется к использованию. Лучше использовать Deque.
Используется для: Реализации стека, обработки рекурсий.
Актуальность: Устарела, рекомендуется Deque.
12. Vector
Описание: Динамический массив, синхронизированный для потокобезопасности.
Пример инициализации:
Получение элемента:
Удаление элемента:
Плюсы:
- Потокобезопасен.
Минусы:
- Медленнее ArrayList из-за синхронизации.
- Синхронизация не всегда необходима.
Комментарий: Vector устарел и редко используется. Лучше использовать ArrayList и синхронизировать его вручную, если нужно.
Используется для: Потокобезопасных динамических массивов.
Актуальность: Устарела, рекомендуется ArrayList.
13. ConcurrentHashMap
Описание: Потокобезопасная версия HashMap, оптимизированная для многопоточного доступа.
Пример инициализации:
Получение элемента:
Удаление элемента:
Плюсы:
- Высокая производительность при многопоточном доступе.
- Частично блокируемая, что снижает время ожидания блокировок.
Минусы:
- Сложнее в понимании, чем обычные карты.
Комментарий: Отличный выбор для многопоточных приложений.
Используется для: Потокобезопасных карт в многопоточных приложениях.
Актуальность: Актуальна.
14. WeakHashMap
Описание: Реализация Map с использованием слабых ссылок на ключи. Элементы могут быть удалены сборщиком мусора.
Пример инициализации:
Получение элемента:
Удаление элемента:
Комментарий: Элементы могут быть удалены сборщиком мусора.
Плюсы:
- Автоматическое удаление элементов, на которые нет сильных ссылок.
Минусы:
- Меньшая надежность хранения данных, так как элементы могут быть удалены сборщиком мусора.
Комментарий: Используется для кэшей, где важна автоматическая очистка.
Используется для: Кэшей с автоматической очисткой.
Актуальность: Актуальна.
15. IdentityHashMap
Описание: Реализация Map, использующая сравнение по ссылкам (==) вместо метода equals().
Пример инициализации:
Получение элемента:
Удаление элемента:
Комментарий: Подходит для уникальных ситуаций, где нужно сравнивать объекты по ссылкам.
Плюсы:
- Позволяет различать одинаковые объекты по ссылке.
Минусы:
- Необычное поведение для большинства пользователей.
Комментарий: Используется в специфических случаях, когда нужно различать объекты по ссылке.
Используется для: Специфических задач, где важно сравнение по ссылке.
Актуальность: Актуальна.
16. EnumMap
Описание: Реализация Map, специально предназначенная для использования с перечислениями (enum).
Пример инициализации:
Получение элемента:
Удаление элемента:
Плюсы:
- Высокая производительность для enum-ключей.
- Низкое потребление памяти.
Минусы:
- Ограничена использованием только с enum.
Комментарий: Идеально подходит для карт с enum в качестве ключей.
Используется для: Карт с ключами типа enum.
Актуальность: Актуальна.
17. BitSet
Описание: Массив битов, где каждый бит может быть 0 или 1.
Пример инициализации:
Получение элемента:
Удаление элемента:
Плюсы:
- Экономия памяти для больших наборов битов.
- Быстрая работа с битовыми операциями.
Минусы:
- Ограничен использованием только для битов.
Комментарий: Используется для работы с булевыми массивами, битовыми масками.
Используется для: Булевых массивов, битовых масок.
Актуальность: Актуальна.
18. Queue(LinkedList)
Описание: Интерфейс для представления очереди, работающей по принципу FIFO (First In, First Out).
Пример инициализации:
Получение элемента:
Удаление элемента:
Плюсы:
- Простой интерфейс для работы с очередями.
Минусы:
- Реализации могут иметь различную производительность.
Комментарий: Используется для очередей задач, событий и других структур, где важен порядок обработки.
Используется для: Очередей задач, событий.
Актуальность: Актуальна.
19. Deque (LinkedList)
Описание: Двусторонняя очередь, основанная на двусвязном списке.
Пример инициализации:
Получение элемента:
Удаление элемента:
Плюсы:
- Динамическое изменение размера.
- Быстрая вставка и удаление с обоих концов.
Минусы:
- Медленнее, чем ArrayDeque для некоторых операций.
Комментарий: Используется для реализации стеков и очередей с двухсторонним доступом.
Используется для: Стеков, очередей, деков.
Актуальность: Актуальна.
Итог:
- Array и ArrayList подходят для статических и динамических массивов соответственно.
- LinkedList хорош для частых вставок и удалений элементов.
- HashMap, TreeMap, LinkedHashMap используются для хранения пар "ключ-значение" с различными требованиями к порядку и производительности.
- HashSet и TreeSet - для хранения уникальных элементов.
- PriorityQueue и Deque - для очередей с различными требованиями к приоритету и доступу.
- Stack и Vector устарели, и их заменили Deque и ArrayList.
- Специфические структуры, такие как ConcurrentHashMap, WeakHashMap, IdentityHashMap, EnumMap и BitSet, используются для специальных задач.
Эти структуры актуальны и широко используются в современной Java-разработке.
Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить полезную информацию: QA Helper - справочник тестировщика
Пишите в комментариях какой пункт было бы интересно рассмотреть более подробно.
Также будет интересно почитать: Вопросы которые задают на собеседовании тестировщикам