Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

Как АвтоВАЗ сбрасывает путы, мешающие его движению вперед

Когда три года назад профильное министерство промышленности и торговли РФ обнародовало данные о локализации выпускаемых в России автомобилей, оказалось, самыми «российскими» были следующие модели АвтоВАЗа - Lada Granta и Lada Largus, которые набрали каждая по 3 280 баллов. Внедорожник Lada Niva Legend оценен в 3 260 баллов, а Lada Vesta – 3 200 баллов. Именно это количество баллов, тогда в 2021 году, было необходимо для попадания в закупки для государственных нужд.

Но, как показали последующие события, которые произошли уже годом позже, такой уровень локализации не является условием для выпуска автомобилей без использования зарубежных компонентов. И выпуск всех моделей на АвтоВАЗе прекратился. Политика предприятия в 2022-2023 гг была нацелена на скорый запуск моделей. Сначала Lada Granta, затем автомобилей внедорожного семейства, осенью 2023 года начался выпуск упрощенного флагмана Vesta. И, наконец, в мае 2024-го состоялся перезапуск универсала и фургона Lada Largus.

А 30 августа с.г. с конвейера автозавода «Лада Ижевск» выехал юбилейный универсал платинового цвета под номером №10 000 для чего предприятию потребовалось 3,5 месяца. На этот год планировалось собрать 50 000 "ларгусов".

Lada Largus № 10 000 из Ижевска
Lada Largus № 10 000 из Ижевска

Но не будем отвлекаться от темы процесса локализации. Несмотря на высокую балльную оценку, данную этому автомобилю в 2021 году, в течение двухлетнего периода была проведена большая работа по поиску отечественных производителей автокомпонентов и производителей из так называемых дружественных стран.

Как оказалось, до остановки выпуска весной 2022 года менее половины компонентов для Lada Largus были российскими (760), а вот компонентов зарубежного производства насчитывалось порядка 830. За два года замещения количество российских деталей выросло до 1400. По итогу сегодня компонентная база Lada Largus более чем на 90% российская, и лишь 140 деталей, в основном крепеж, импортная из дружественной страны, в том числе краска.

Таким образом, фактически полностью локализованный автомобиль Lada Largus стал первой иномаркой, которой по праву можно назвать российским автомобилем не по наклеенному шильдику с ладьей, а по внутреннему содержанию.

Dacia Logan MCV 2006
Dacia Logan MCV 2006

Как известно, Lada Largus ведет свою родословную от не самой свежей уже на время запуска производства на АвтоВАЗе в 2012 году модели Logan MCV, которую собирали в Румынии как Dacia MCV. Тогда для российского «ларгуса» сделали несколько улучшений, в том числе усилили рычаги передней подвески, появились грязезащитные кожухи, другие бамперы и пластмассовая наклfдка на центральной консоли. Затем провели ремоторизацию и степень локализации стали указывать в 72%. Но локализацию ряда механизмов французские владельцы отказывались проводить, заявляя, что для этого нужно выпускать один миллион автомобилей в России на платформе В0. Это касалось прежде всего рулевого механизма, тормозной системы и ABS.

Импортозамещение Lada Largus в прошлом десятилетии достигло 72%
Импортозамещение Lada Largus в прошлом десятилетии достигло 72%

Интересны еще такие цифры. Покупка лицензий на производство автомобилей на платформе B0, двигателей и коробок передач обошлась АвтоВАЗу в 220 млн евро. Еще 400 млн евро вложено в создание нового производства, прежде всего в сборочную линию альянса Renault-Nissan (или сейчас Линию №1). Но затраты поделили следующим образом по планируемым объемам выпуска моделей под разными марками: половину суммы внесла Renault, четверть - Nissan и четверть - АвтоВАЗ.

На конвейер альянса АвтоВАЗа первым встал Lada Largus
На конвейер альянса АвтоВАЗа первым встал Lada Largus

Таким образом, непосредственно АвтоВАЗ потратил на проект Lada Largus 320 млн евро. Сравните, в разработку и выпуск Lada Kalina/Granta было вложено 630 млн долларов (или около 450 млн евро). Инвестиции в проект Largus вполне умеренные.

Напомним, что в период 2023-2024 гг АвтоВАЗ провел рокировку, обошедшуюся ему в 3 млрд рублей. Из Тольятти в Ижевск было перенесено производство Lada Largus (2 млрд руб.), а из Ижевска в Тольятти производство Lada Vesta на линию №1. Заявлено, что семейство Lada Vesta на платформе Lada B/C станет основным в модельной линейке АвтоВАЗа.

-6

Сегодня можно констатировать, что в автомобиле Lada Largus отразились две эпохи развития российского автопрома. Автомобиль появился в период, когда отечественная автоиндустрия интегрировалась в мировую, а затем, после 2022 года встала на антисанкционные рельсы и путь тотального импортозамещения и снижения зависимости от импорта.

источник

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz