Найти тему

Отклики на муки творчества

И все же, муза, счастлив я... Ты нежность,
ты – тишина; с тобой нельзя грустить;
ты в пенье дней житейскую мятежность,
как лишний слог, не можешь допустить.

Владимир Набоков

Ну вот, снова сподобил Господь поучаствовать судьёй в  конкурсе (https://www.chitalnya.ru/contest/263/), такие вот рецензии на фаворитов получились.

«Муки творчества», 03.07

https://www.chitalnya.ru/contest/263/71780/

Именно этот рассказ и стал моим безусловным фаворитом в нашем конкурсе. И причин тому несколько. Во-первых, всё категорически жизненно и узнаваемо, знавал я многих таких Тамар, причём без всякой гендерной привязки, были среди них и мужчины. И, наверное, у каждого пишущего человека хоть иногда да появляется такая вот Муза Абрамовна, и этот образ автору удался на «отлично». Её даже очень легко представить - портрет опять же весьма типичен и хорошо прописан.

Да и вот эти муки, которыми страдает, наверное, любой пишущий прозу. «А не взяться ли за поэзию? Нет, не выходит!» Да и раздражение Тамары от чрезмерной сентиментальности - до боли знакомо, сам иногда поражаюсь, откуда появляются эти «сопли в сахаре» - в корзину их немедля! И вот эти сомнения - «что будет говорить княгиня Марья Алексевна?» - не так поймут, мол, да и обвинения самого себя во вторичности - «куда мне после Гёте?».

Наверное, одно из главных достоинств этого рассказа - написан он так, что очень легко визуализируется, живые и взятые прямо из жизни персонажи. Да и переживания творческого человека просто, что называется, «один в один» - и ироничное отношение к тому, что пишешь («про заек»), и судорожные попытки что-то положить на бумагу, и отправка всего, что не пришлось ко двору, в корзину. Это настолько типично, что действительно сложно об этом написать, с одной стороны, простыми словами, а с другой - талантливо и узнаваемо.

И фигурирующий в рассказе образ Музы - тоже своего рода постирония, ну с чего мы взяли, что она именно такая, как живописали её древние греки? Ведь, как показывают многие произведения последних лет, и Жнец-Смерть может быть симпатичной девушкой, и ангелы  - далеко не всегда пухленькие младенчики.

А уж описание delirium tremens - просто одна из знаковых точек рассказа, и, уж чего греха таить, явление типичное для многих писателей.

Наверное, одно из главных ощущений от рассказа - это живость и реальность образа главной героини, которой сопереживаешь и сочувствуешь, а это дорогого стоит.

Спасибо автору (и Музе Абрамовне, кто бы она ни была) за талантливый рассказ.

«Соавторство рыжих»

https://www.chitalnya.ru/contest/263/71833/

Кстати, интересный факт - в нескольких рассказах конкурса Муза именно рыжая. Интересно, почему? Видимо, есть в рыжих женщинах нечто колдовское.

А в этом рассказе привлекает прежде всего ирония и самоирония. Действительно, наверняка многие из нас - иногда такие Иваны Петровичи, пафосно надувающие щёки от принадлежности к «серьёзным» жанрам. И мне кажется, там, «в верхах», всё просчитали правильно, подослав к фэнтезийному зануде именно такую весёлую Музу-раздолбайку. Очень удачный образ, и выписанный с деталями, которые нужны именно здесь. Даже употребляемые рыжей героиней просторечия, которые вроде бы поначалу даже коробят, оказываются очень даже к месту.

И здесь речь идёт о муках творчества, только муках другого рода. Муках, на которые мы себя обрекаем сами, нагоняя совершенно не нужной подчас серьёзности. Что ж, мне кажется, автору удалось описание той самой, давайте назовём её так, занудотерапии, которая в результате и приводит героя рассказа к истинному вдохновению. И замечание Эли о том, что не будет ему другой Музы, вернее, как следует из текста, музыка, очень точно передаёт мысль о том, что «нам не дано предугадать», в верхах лучше знают, какой источник вдохновения нам нужен, будь то неопрятная соседка с бурным прошлым или патлатая разбитная девчонка.

Что касается самого текста, надо отметить умение автора награждать действия или внешность героя соответствующими эпитетами - «яростно колотил», «едва прикрывавшие уши». Что уж там скрывать - многие из нас на этом экономят, ограничиваясь «встал-пошёл-сел» или «женщина-красивая-блондинка». А ведь именно эти, казалось бы, мелочи и делают написанное читаемым, и читаемым с интересом.

Может быть, сюжет и не является исключительно оригинальным, но он здесь и не главное. Главное, как мне кажется - это умение передать эмоции и, в конечном счёте, успешную трансформацию героя. Надеюсь, что герой будет наслаждаться  ею, а не вдумчиво анализировать с присущей ему, прежнему, занудностью.

И не могу не удержаться - воистину идеи носятся в воздухе, прощальные слова Музы здесь: «– До встречи, соавтор! Увидимся ишшо!» В одном из моих рассказов, где тоже речь идёт о Музе автора, прощальные слова «Ладно тебе, щелкопёришка, ещё в краску вгонишь. Бывай!».

В этом и есть, как мне кажется, главная мысль очень неплохого рассказа, цитируя небезызвестного Джокера: «Чего так серьёзно-то?» В общем, шалость Эльвире удалась.

«Героиня и автор»

https://www.chitalnya.ru/contest/263/71783/

А этот рассказ привлекает внимание прежде всего своей, если так можно выразиться, многослойностью. Казалось бы, на поверхности, достаточно традиционная love story, автор даже грешит употреблением фраз, которые в большей степени свойственны женским романам - «не мог удержаться, так хотел её целовать». «я сказала что-то не то и задела его». Однако далее становится понятным, даже скорее непонятным - кто есть кто? Такая вот литературная «Матрица» получается.

И вот так автор постепенно подводит к тому, как именно идёт скрип пера. И вроде бы история получается, и сюжет интересный, ан, глядишь, вдруг у героини появляется невесть откуда взявшаяся занудность. «Так не пойдёт» - как часто мы говорим такое себе в процессе написания. Иногда даже возникает желание процитировать героя известного мультика: «Ишь, чего откаблучивают». Здесь, на мой взгляд, автор смог передать то ощущение, которое возникает достаточно часто - вот вроде бы они просто персонажи, на экране или на бумаге. Но вдруг приходит осознание, что они оживают, становятся живыми людьми, со своими бедами и радостями, и, да - даже со своей волей. И своеволие это не всегда устраивает автора - «начнём сначала».

А вдруг случается так, что и автор, и герои меняются местами. Кто о ком пишет? Кто реален, а кто нет? И всегда ли хорошо, когда ты сам пытаешься скопировать своих героев с реальных людей? И каким же будет твой последний роман? Полагаю, что именно желание задать такие вопросы и привлекает в этом, поначалу вроде бы непритязательном, но по мере чтения становящимся всё более фантасмагоричным, рассказе.

#литбес

#избачитальня

#литературныйконкурс

#жюри

#рецензия