Найти тему

Отсутствие логики, затянутость и лишние персонажи: разбор фильма "Про Красную Шапочку"

Я, друзья мои, окончила факультет тележурналистики РГГУ и изучала основы сценарного мастерства. Поэтому кино "Про Красную Шапочку" я буду разбирать не как зритель, а как профессионал. И с этой позиции весь сценарий фильма - один большой провал. Но сначала - о хорошем.

Будь Красная Шапочка менее обаятельной, фильм мог бы провалиться. Источник: kino-teatr.ru
Будь Красная Шапочка менее обаятельной, фильм мог бы провалиться. Источник: kino-teatr.ru

Что спасло фильм "Про Красную Шапочку", что сделало его классикой?

Две вещи: прекрасные песни и отличная игра актёров. Здесь нет ни одного провального музыкального номера и ни одной неудачной роли. А вот сценарий подвёл.

Жаль, у Звездочёта в фильме сюжетной линии практически нет. Источник: kino-teatr.ru
Жаль, у Звездочёта в фильме сюжетной линии практически нет. Источник: kino-teatr.ru

В чём же были ошибки сценариста?

Первая и главная из них - промах с целевой аудиторией. Прежде чем что-то снять или написать, нужно определиться, для кого ты это делаешь. Очевидно, "Про Красную Шапочку" создавали для детей. В детских фильмах и мультфильмах главные положительные герои делятся на два типа:

- Те, с кем юный зритель себя ассоциирует: его ровесники или люди, недавно вышедшие из детского возраста.

- Симпатичные взрослые - герои, похожие на заботливых родителей или добрых бабушек и дедушек.

С первым пунктом в фильме Нечаева всё в порядке. Красная Шапочка в исполнении Яны Поплавской - бойкая находчивая девочка, на которую хочется походить. Кстати, в полном соответствии с традициями сказок 1970-х её "повзрослили" - это не малышка (как в мультфильме "Петя и Красная Шапочка"), а подросток почти подросток (спасибо читательнице, которая нашла неточность: Яна Поплавская сыграла Красную Шапочку в 10 лет, а не в 12, как я ошибочно написала).

В мультфильмах и на иллюстрациях Красную Шапочку обычно изображают девочкой младшего школьного или даже детсадовского возраста. Источник: kino-teatr.ru
В мультфильмах и на иллюстрациях Красную Шапочку обычно изображают девочкой младшего школьного или даже детсадовского возраста. Источник: kino-teatr.ru

А вот со вторым пунктом беда. ОГРОМНОЕ количество времени в фильме отведено волку в исполнении Владимира Басова и его философским сентенциям. Не спорю, он был великим артистом. Но я хорошо помню своё (и не только своё) детское возмущение: почему в кадре всё время стоит и рассуждает этот неприятный дядька? Где приключения главной героини?

Да, взрослый зритель оценит и актёрскую игру, и глубину мысли. Но фильм-то рассчитан на детей.

В фильме много разговоров и мало событий. Источник: kino-teatr.ru
В фильме много разговоров и мало событий. Источник: kino-teatr.ru

Вторая ошибка сценариста - отсутствие логики.

Кто-нибудь, объясните мне смысл начальной сцены с погоней за поросёнком. Пастушок и его злая бабка за ним бегут, а через минуту мы видим в кадре Красную Шапочку. На руках она держит не то копилку, не то того самого поросёнка, но в зажаренном виде. "Ваш поросёнок теперь наш", - довольно нагло заявляет она. А потом смеётся над пастушком, у которого под глазом огромный синяк: "Ага, попало! Так тебе и надо!"

Почему? Мальчик пока не сделал ничего плохого. Упустил поросёнка, да, но попробуй-ка в одиночку уследить за стадом. Тут помочь бы, а не зубоскалить. Напоминаю: это у нас первое появление в кадре главной положительной героини.

Зачем в сюжете вообще нужны эти герои? Источник: kino-teatr.ru
Зачем в сюжете вообще нужны эти герои? Источник: kino-teatr.ru

Третья ошибка - провисающая динамика сюжета.

Похоже, после эпизода с поросёнком создатели фильма поняли, что что-то пошло не так, и перескочили в дом Звездочёта. Только что мы видели двор в славянской деревне, а сейчас у нас перед глазами учёный из Европы XVII века. Кто он? Какое отношение имеет к Красной Шапочке? Ау, сценаристы?

Потом картинка снова меняется - под печальные завывания мы созерцаем трёх оборванцев - женщину и двух мужчин, позже - ещё и мальчика. Проходит ещё несколько минут. Только потом из реплик этих персонажей мы понимаем, что это не люди, а вовсе даже волки - мать зверя, который год назад сожрал Красную Шапочку, его брат, маленький сынишка-волчонок и приятель. Волчица недовольна тем, что никто не отомстил за её сына, а люди ходят по лесу как у себя дома. Она призывает товарищей по стае к действию.

Волчица в фильме больше похожа на колдунью. Источник: kino-teatr.ru
Волчица в фильме больше похожа на колдунью. Источник: kino-teatr.ru

Ура, хоть какая-то интрига завязывается! И десяти минут не прошло.

Но радоваться рано - ещё какое-то время займёт сельская ярмарка. Что она даёт сюжету - непонятно.

И только потом худой волк придёт в деревню, напишет на заборе "У ТЕБЯ ОПЯТЬ ЗАБОЛЕЛА БАБУШКА" и спокойно уйдёт в лес.

Днём, ага. И ни одна собака даже голос не подала.

А Красная Шапочка с ходу поверит, что не пойми кем написанные слова - чистая правда, и рванёт к бабушке.

Кстати, а где пастушок и его злая бабка? К чему их вообще вводили в сюжет?

Уже на первые 15 минут фильма - огромное количество несуразностей. Дальше их будет больше.

Но об этом - в следующей части разбора.