Так уж мы устроены, что свои предпочтения и убеждения проявляем только в конфликтных ситуациях. А пока всё благополучно – привыкаем к комфорту, не замечаем волшебной красоты окружающего мира, и вообще всего того, что называется Родина. Но вот пришла беда, загнала нас в окопы, и память услужливо выдаёт нам картины благополучного прошлого, их свет и тепло. И мы начинаем понимать, что можем потерять всё это. И на первый план выступает главное – защитить наш мир, нашу Родину, и каждый делает свой выбор: кто-то оробел, сильный духом взял в руки оружие. В памяти всплывают картинки любопытных встреч, из которых складываются судьбы нынешних защитников Отечества.
Сидим, значит, в блиндаже, обедаем. Вопрос в тишину от старшины: «А как вы служить-то пошли? Не с пустого же места?» Вопрос вызвал всё то же немое недоумение, слышен был только звон металла об эмалированную посуду.
Молчание прервал один солдат: «Да, «на гражданке» на госслужбе был, бумажки перебирал, кое-чего добился, есть чем гордиться. А как грянуло – так и пошел в военкомат, благо, всё быстро сделали…».
«Ну, а у тебя как сложилось…», – обратился к соседу тот, кто постарше.
А что у солдата за душой, когда ему почти тридцать лет? После школы высшее образование, бакалавриат; какое-то переходящее из подработки в подработку дело; служба по призыву на Дальнем Востоке, где по пути на неё увидел почти всю страну, кроме того, что ночью упустил; рембат, в котором год пролетел незаметно. И самое яркое воспоминание – стрельбы по раздолбанному БТРу на сопке из гранатомёта ранней осенью, когда его окраска смешивается с высокой желтеющей травой, что только остовы и видно.
Работа по специальности, не столько скучная, сколько рутинная – день один на другой похожие. Магистратура по рекомендации, для подпитки амбиций: мол, могу не только в горизонталь развиваться. А там по пути ограничения по ковиду и резкая смена деятельности – в начальники ушёл.
И все бы ничего, но рано или поздно понял, что сегодня ровесники и друзья по не совсем ещё забытой казарме в здании старого, ещё японского, госпиталя сегодня ночуют в холодных посадках «харьковщины». И стало вдруг не очень-то и «комильфо» сидеть у себя в тепле.
Супруга не стала препятствовать, всё равно уже всё решил, бесполезно отговаривать. Поехал в учебный лагерь, и с первых дней душа уже была не на месте. Не в смысле боялась, просто переживала, как наши бабушки и прабабушки во время Великой Отечественной. Своеобразная преемственность поколений.
«Неужто скучно было? Не сиделось тебе, как я посмотрю», – спросил кто-то из сослуживцев.
Тут однозначно сказать трудно: дело солдатское – Родине служить, добиваться победы. Победа из малых дел складывается: разглядеть мелочи, отрыть котлован поглубже, почистить оружие до идеала и постараться выспаться перед выходом. Именно это помогает сохранить уверенность. Уверенность в сегодняшнем успехе и завтрашней победе.
После того, как солдат побывал на поле брани, у него в силу обстоятельств растёт опыт и решительность. Этот попал на офицерские курсы, где закалённые жизнью и всё тем же опытом военные, прошедшие обе чеченские, Боснию, Югославию, Карабах и Сирию, насыщают его жизнь новыми знаниями и навыками. Вроде бы кажется, что здесь нового? Такое было, и вот такое было, а такое, вообще, сплошь и рядом…
Обязанности командира предполагают умение не только разглядеть мелочи, но и указать другим на них; не столько, как важно отрыть котлован поглубже, сколько показать нюансы и хитрости, как это сделать быстрее в условиях непроглядной темени; про «почистить оружие до идеала» и говорить не стоит. А вот венец – это не о том, как постараться выспаться перед выходом, а как позаботиться о своих подчинённых. Все это вкупе и по отдельности значит очень многое.
Тогда, на выпуске, сказал один из преподавателей, полковник, что ещё молодым взводным выпускником училища опалял гимнастерку под афганским солнцем: «Ну, и упёртый ты лейтенант. Может, оно и к лучшему, благодаря упёртости, солдат и становится командиром».
«И юбилей ты встретил в окопе?» – спросил тот, что сидел у окопной свечи.
Нет, не в окопе, но в работе. Да и, честно говоря, думал, что день рождения к этому возрасту утратил свою актуальность. Однако среди своего боевого братства этот день вновь стал дарить тепло и радость. Такие необходимые, особенно под канонаду артиллерии.
Много было всего в эти дни и ночи. В отпуск съездил, дочь родилась, одно оставалось у солдата неизменно: вне зависимости от должностей и звёзд на погонах у нас у всех своя работа.
И все мы солдаты своей Родины. Кто-то управляет танком, другой наводит орудие, иной отправляет дрон к врагу или штурмует очередную «пятиэтажку». Главное, что каждый из нас в ответе за безопасность Родины.
Валерий БЫКОВ