Найти тему

За пределами взгляда: как читать клиентский запрос

В предыдущей статье мы разобрали некоторые основные правила, которые имеет смысл соблюдать в том случае, если перед нами стоит задача качественно и глубоко прочитать какой-нибудь текст, заметить логику, при помощи которой он построен, и его ключевые элементы. В этой статье мы обратимся к конкретным характеристикам, которые помогут нам при глубоком чтении текста.

Разумеется, здесь сразу нужно оговориться: выбор конкретных ключевых характеристик очень зависит от поставленной цели. Поэтому в этой статье мы разберём одну, при этом достаточно абстрактно поставленную цель, и в свете этой цели рассмотрим набор полезных для анализа параметров.

Представим себе, что к нам обратился клиент с запросом касательно отношений с другими людьми. Каким именно запросом - не имеет значения. Важно, что есть что-то в отношениях между нашим клиентом и другими людьми, и это что-то его/её не устраивает. Клиент пишет нам письмо, в котором мы попросили как можно подробнее сформулировать свой запрос. Мы сейчас не будет моделировать этот текст, в этом нет необходимости. Мы постараемся на примере работы с текстом такого типа ухватить логику отбора параметров для анализа. Важный момент: описание запроса, как правило, является нагруженным явными и/или скрытыми эмоциями и невольно стремится склонить читателя к определённому пониманию проблемы. Поэтому характеристики текста лучше выявлять, описывать и соотносить друг с другом по отдельности, стремясь как можно дольше недоумевать, задаваться вопросами, не замыкать фигуры, не формировать готового единого образа запроса («А, так вот что тут происходит!») Это позволит нам извлечь из текста максимум информации.

Итак, что мне важно понять в первую очередь, когда ко мне как к психологу обратились с запросом про отношения? Я не буду рассматривать все возможные характеристики, потому что в этой теме поле для творчества представляется мне воистину бесконечным. Перечислю лишь некоторые.

Содержательные характеристики (отвечают на вопросы «Что?» и «Кто?») - они подскажут нам, какие психологические феномены нашли своё отражение в тексте.

  • Метафоры, описывающие отношения. Отношения - это центральная тема, интересующая клиента в нашем примере. Если в тексте есть метафоры, описывающие центральную тему - это подспорье, которое трудно переоценить. Что вообще происходит? Тупик? Зыбучие пески? Перетягивание одеяла? Воскресная схватка двух Якодзун?…
  • Основная эмоциональная тональность запроса. Работа над темой отношений, которая вызывает у клиента гнев, может существенно отличаться от работы над темой отношений, которая вызывает грусть. Хотя бы по той причине, что гнев, как мы можем предположить, люди испытывают тогда, когда в основном сосредоточены на идее что-то изменить в происходящем, а грусть - тогда, когда переживают потерю, утрату чего-то важного в отношениях с другим. Различные эмоции маркируют совершенно разные ситуации отношений. Определить основную эмоциональную тональность можно несколькими способами: прямые указания (названия эмоций),  эмоционально насыщенные и отсылающие к определённому эмоциональному ряду слова (например, обсценная лексика), а также собственные ощущения (какие эмоции невольно начинают подниматься в читателе, чем его «заражает» текст).
  • Основные персонажи и их роли. В каких ролях видит клиент себя и другую сторону (это все, кто не автор текста)? Каковы основные свойства этих ролей? Какую структуру они образуют? Каким видит клиент других персонажей своей истории? Насколько они похожи на настоящих живых людей, а насколько выглядят отражениями простых, одноуровневых концептов вроде "дура", "токсик" или "козёл"?
  • Основные установки, проявляющиеся в тексте. Бывает, что установка выражена прямым текстом либо в виде пословицы или поговорки, бывает, что она скрывается за вводными словами наподобие «понятно, что», «разумеется» и «конечно же». Внимательный читатель, кстати говоря, может успешно проанализировать эту статью на предмет установок, имеющихся у её автора!
  • Сюжетная линия. Если в запросе описывается история, то какова её сюжетная линия? Какой из распространённых литературных или кинематографических сюжетов она напоминает? Анализ будет особенно интересным, если в тексте упоминается прошлый опыт отношений. Очень часто книги и фильмы помогают нам найти ответы на мучительные и на первый взгляд беспросветные вопросы касательно других людей.

Динамические характеристики (отвечают на вопрос «Как?») - с их помощью мы сможем определить некоторые свойства процесса, в котором проявляются вышеуказанные феномены.

  • В этой подгруппе характеристик нас интересует в первую очередь интенсивность. Мы уже примерно поняли, какие именно эмоции, персонажи, установки и сценарные ходы присутствуют в запросе. Осталось прояснить, насколько ярко и сильно они проявляются. Например, можно попробовать оценить для себя по 10-балльной шкале: интенсивность каждой эмоции, выраженность каждой установки, яркость присутствия каждого персонажа. Мы будем учитывать все способы отражения интенсивности, которые применяются в письменном тексте, как-то: объём текста, капслок, знаки препинания, повторные упоминания, специфическая лексика и т. п.
  • Гибкость, вариативность взгляда на проблему. Меняется ли ракурс при описании запроса, или текст выглядит так, как будто автор всё время смотрит на проблему с одного и того же места? В обсуждении отношений это особенно важно, но для планирования любой психотерапии (а также практически любого обучения) в принципе значима способность человека менять точку зрения на интересующий его вопрос, поскольку это косвенный показатель уровня осмысления темы на данный момент.
  • Противоречивость позиций и установок. Излагая историю своего запроса, клиент всё время как будто бы играет в одни ворота или в несколько разных? Противоречат ли друг другу его утверждения с точки зрения логики? Противоречивая динамика может говорить о том, что, например: в описанных отношениях на самом деле в скрытом виде присутствуют несколько разных отношений из прошлого; у клиента имеется внутренний конфликт (скажем, между потребностью близости и страхом поглощения); клиент рассматривает ситуацию отношений в чёрно-белом, упрощённом варианте и т. д. и т. п. Каждая из этих гипотез вполне заслуживает рабочей проверки.
  • И, наконец, четвёртая характеристика - это уровень подробности изложения. Насколько легко клиент описывает подробности своей истории? Этот показатель будет сильно коррелировать с динамикой взаимодействия на сессии. Много ли вопросов нам придётся задать? Или же лучше не мешать свободному течению речи нашего клиента, и тогда он/она всё расскажет совершенно самостоятельно?

Вооружившись результатами анализа, проведённого по таким критериям, мы можем построить первые гипотезы, от которых будем отталкиваться на вводной сессии, а также предсказать целый ряд особенностей поведения клиента в будущих отношениях с нами, в том случае, если предстоит длительная работа. Я надеюсь, что эта статья оказалась полезной для вас, и, как всегда, желаю вам читать много и с удовольствием!

На своём телеграм-канале t.me/psycholojoy я регулярно провожу эфиры, во время которых анализирую тексты методом глубокого чтения. Хотите предложить свой текст? Вам сюда: https://forms.gle/JpT3pu7EjZ3RZBXm8. Добро пожаловать!