Найти в Дзене

Смотрю в книгу, вижу фигу: основные принципы анализа текстов методом глубокого чтения

В наше время, когда люди всё чаще общаются в письменной форме, помогающим специалистам важно уметь анализировать тексты. Это помогает лучше понять, что человек чувствует и думает, даже если он не говорит об этом напрямую. В тексте можно заметить скрытые эмоции и мысли, которые могут не проявляться в обычном разговоре. Это особенно полезно для диагностики, планирования терапии и предсказания поведения. Таким образом, текст становится для психолога важным источником информации, а умение анализировать текст - одним из повседневных инструментов в нашем арсенале. В этой статье я собрала несколько базовых принципов анализа текста методом глубокого чтения, которые могут пригодиться помогающим специалистам в работе. Правило номер один: вычитать, а не складывать. Обычно, когда мы думаем об интерпретации того или иного сообщения, нам кажется, что мы должны «выкопать» некий глубинный смысл текста, понять то неявное, о чём он нам сообщает. И действительно, выявление неочевидного может быть важной

В наше время, когда люди всё чаще общаются в письменной форме, помогающим специалистам важно уметь анализировать тексты. Это помогает лучше понять, что человек чувствует и думает, даже если он не говорит об этом напрямую. В тексте можно заметить скрытые эмоции и мысли, которые могут не проявляться в обычном разговоре. Это особенно полезно для диагностики, планирования терапии и предсказания поведения. Таким образом, текст становится для психолога важным источником информации, а умение анализировать текст - одним из повседневных инструментов в нашем арсенале.

В этой статье я собрала несколько базовых принципов анализа текста методом глубокого чтения, которые могут пригодиться помогающим специалистам в работе.

Правило номер один: вычитать, а не складывать. Обычно, когда мы думаем об интерпретации того или иного сообщения, нам кажется, что мы должны «выкопать» некий глубинный смысл текста, понять то неявное, о чём он нам сообщает. И действительно, выявление неочевидного может быть важной частью работы над текстом. Однако самое первое действие, которое надлежит проделать искушённому читателю, - это не добавление или поиск смыслов, а их исключение. Необходимо создать такую ситуацию, когда мы будем привносить минимально возможное количество собственных, важных прямо сейчас для нас смыслов в интерпретацию текста. В первую очередь такая возможность достигается через выравнивание своего состояния. О том, как это сделать, я уже рассказывала в одной из своих предыдущих статей, вот здесь: https://dzen.ru/a/Zk735ciG2Et74v8q

Что же делать с теми смыслами, которые, несмотря на наши усилия по работе с состоянием, всё же пробрались в интерпретацию текста? Такие смыслы обязательно будут: они связаны с нашими личными ценностями, с тем, что наш личный опыт призывает нас находить в словах других людей, с тем, что нам легче и привычнее всего обнаруживать в окружающей реальности. Всё то, что отметили как проявление наших собственных координат, нашего личного понимания, мы так и помечаем: наши личные интерпретации. Они будут частью полученной в ходе анализа информации.

Правило номер два: конкретизировать цели анализа. Если мы не определились с тем, какие результаты мы хотели бы получить, какие конкретные цели мы ставим перед собой, нам будет очень трудно сфокусироваться и выделить в тексте то, что имеет отношение к анализу. Цели анализа могут быть как нашими собственными, так и соотносящимися с запросом клиента. Вот несколько целей анализа текста для примера:

  • клиент жалуется на то, что без видимых причин ему не удаётся осуществить определённое действие, принять какое-то решение и т. п. Мы ищем в тексте его рассказа о ситуации невидимые для клиента причины происходящего.
  • клиент понимает ситуацию односторонне, не видит того, как ещё могут прочитываться координаты происходящего (очень распространённый случай - клиент считает, что должен радоваться возможности развиваться и двигаться вперёд, при этом совершенно упуская из виду, что развитие сопровождается также тревогой и страхом по поводу неопределённого будущего). Мы ищем в тексте вторую (третью, четвёртую и т. п.) сторону интересующей клиента ситуации, рассматриваем различные аспекты происходящего.
  • клиент передаёт нам слова другого человека, интерпретируя эти слова в очень пристрастном ключе (например, «она сказала, что на этот раз у меня не получилось» = «она хотела меня унизить, и ей это удалось»). Мы ищем в тексте альтернативные интерпретации, а также причины проявления той интерпретационной манеры, которую использует клиент.

Правило номер три: все мысли по поводу текста, которые приходят нам в голову в ходе анализа, мы записываем в виде отдельного собственного текста. Когда мы пишем, нам лучше думается. При создании письменного текста проще отловить собственные когнитивные искажения и привнесённые смыслы.

Правило номер четыре: нужно прочитать текст несколько раз, используя различные ракурсы. Очень плодотворно, разумеется, происходят групповые разборы текста, но если помощь группы по той или иной причине нам недоступна, можно искусственно увеличить разнообразие ракурсов, мысленно меняя позицию перед каждым следующим прочтением. Например: я читаю текст как терапевт моего клиента; я читаю текст так, как прочитал бы его сам клиент; я читаю текст так, как прочитал бы его мой супервизор…

В следующей статье мы разберём характеристики текста, на которые имеет смысл обращать внимание при анализе. Приятного чтения, друзья!

На своём телеграм-канале t.me/psycholojoy я регулярно провожу эфиры, во время которых анализирую тексты методом глубокого чтения. Хотите предложить свой текст? Вам сюда: https://forms.gle/JpT3pu7EjZ3RZBXm8. Добро пожаловать!