Продолжаю серию статей о том, какими качествами должен обладать руководитель - ссылка на предыдущую часть.
А сегодня поговорим о том, что часто упускается из виду – а без этого не получится эффективно руководить.
Желание и умение приносить пользу
Да – целью должна быть именно польза. Просто правильно выполнять регламенты и соответствовать формальным показателям – это может быть нормально для исполнителя (хотя и тут желательно ориентироваться на пользу), а для руководителя это просто не уровень его должности.
У руководителя есть полномочия – принимать правильные, своевременные, ориентированные на перспективу решения. В том числе касающиеся распределения ресурсов. Которые надо распределять не в свой карман и не в свой отдел, а так, чтобы это было полезно всему предприятию – чтобы основной бизнес-процесс, благодаря которому компания существует и развивается, при этом не просто правильно выполнялся, но и давал существенную прибыль. То есть задача руководителя – думать в масштабах предприятия, а не себя лично или определенного подразделения (направления). И в этом случае деятельность руководителя даст максимум пользы (и прибыли, хотя процесс ее получения может быть растянут или отодвинут по времени).
Но это не значит, что нужно перейти в режим жесткой экономии и ужиматься так, чтобы использовать минимальное количество ресурсов. Вообще не так!
Данная компетенция – умение приносить пользу и мыслить в формате пользы для компании – включает в себя и «выталкивание» (термин из системы «Бережливое производство), то есть создание определенных запасов. Это касается не только сырья, полуфабрикатов, продукции или товаров, но и людей, оборудования и других ресурсов. Но при этом руководитель должен получить достоверную информацию, в том числе статистику по каким-то направлениям, суметь проанализировать ее, провзаимодействовать с руководителями других отделов, которые находятся с его подчиненными в одной технологической цепочке.
И из этого вытекает еще одна компетенция, которая находится «в связке» или вообще часть способности и желания приносить пользу – это умение адекватно оценивать риски. Отказаться рисковать вообще нельзя – всегда есть опасность попасть под машину, подхватить инфекцию, получить упавшим кирпичом по стратегически важным частям тела или встретить Аннушку, разлившую масло. Чрезмерно рисковать тоже нельзя – учитывая конкуренцию во всех сферах, это может привести даже к потере бизнеса, например, если в запасы направили все свободные средства, а реализовать их не смогли, так что получили проблемы с поставщиками. А вот адекватно проанализировать имеющиеся данные, оценить их достоверность и степень допущений, сделать правильные выводы и найти оптимальное решение, как действовать дальше – это уровень реально хорошего руководителя.
Здесь, правда, возникает еще один вопрос – как быть, если в одной цепочке бизнес-процесса оказались хорошие руководители и не очень? Вторые ведь могут загубить все начинания первых – как этого избежать? Да, такое возможно – и поэтому нужно грамотно подбирать людей и на рядовые, и на руководящие места. И правильно их вводить в должность. Правильно строить бизнес-процессы, чтобы минимизировать влияние негативных факторов.
И всему этому я своих клиентов – руководителей и владельцев бизнеса – учу. В сентябре провожу живое обучение в Костроме – РЫБАЛКА (как правильно нанимать людей) и КАБАЧКИ (управление бизнес-процессами и сотрудниками). Подробности здесь.