Каждый раз, вникая в историю отечественного автопрома, нахожу все больше и больше машин, которые сейчас стали бы самыми настоящими бестселлерами. Однако "невидимая рука" руководства предприятий, кажется, каждый раз делает все, только чтобы перспективные и очень нужные разработки и даже ходовые образцы попросту отправлялись бы на "свалку" истории.
Конечно, на все происходящие события можно найти тысячи причин и отговорок, почему не удался тот или иной проект. И наибольшее число таких зарубленных на корню проектов принадлежит именно ГАЗу. Если проследить путь завода за последние 2-3 десятка лет, то приходишь к выводу, что всё происходящее будто специально, по чьей-то указке складывалось не в пользу предприятия. Напротив же, у АвтоВАЗа даже самые, казалось бы, провальные проекты были поддержаны и "вытянуты" за уши какой-то неведомой силой.
Об этом можно разговаривать бесконечно долго - почему одним "всё", а другие в попытках своими силами что-то создать, приходят к неудаче, но факт остается фактом.
В 90х-00х годах Горьковский автомобильный завод хоть и находился на грани полного уничтожения, инженеры и конструкторы надежды на светлое будущее не теряли. Столько проектов, сколько выкатил завод за довольно короткий срок, причем довольно качественных, даже сложно сосчитать.
Даже если не брать в расчет многочисленные итерации "Волг", похвастать было чем. Например, целое семейство внедорожников, появившееся ещё до всем знакомого "Патриота". Причем те автомобили не уступали даже ныне выпускаемым УАЗом машинам. Но всю линейку пустили в "утиль", так и не начав полноценное производство, а жаль. О причинах, как обычно, лучше и не говорить.
И все же хорошо, что хоть один путь ГАЗом был выбран правильно, завод до сих пор ему следует, причем довольно успешно - речь идет про коммерческий транспорт.
Не дали руководители и менеджеры легковую нишу ГАЗу, но он и тут не растерялся. Теперь "Газель" - имя нарицательное, так называют практически любой небольшой "грузовичок" или фургон коммерческой направленности, а сам завод неустанно модифицирует и выводит в продажу разнообразные модели машин.
Естественно, ниша комтранса есть практически у всех российских автопроизводителей. В этом, например, довольно способным оказался УАЗ. Пускай его модельный ряд безнадежно устарел, но со своими СГР (Буханкой и Головастиком), и различными пикапами на базе "Патриота" предприятие делает кассу как раз за счет организаций и предпринимателей.
Комтранс не только хорошо "кормит" компании, но ещё и развивает экономику.
Однако в этом плане у ГАЗа нет серьезной конкуренции, ведь завод целиком и полностью погрузился в данную тематику и уходить из ниши не собирается. Более того, к идее о "возрождении" именитого бренда "Волга" предприятие не хочет иметь прямого отношения. Наверняка, руководство догадывается, что если вновь пытаться создать что-то свое, конкуренты попросту не позволят выйти на рынок.
И все вроде бы здорово, перекрыты почти все запросы покупателей коммерческой техники - есть и "Газели", и "Газоны", и "Соболи", выбирай под свой вкус, запрос и пожелание. Вот только есть один существенный нюанс - сегмент легкового городского коммерческого транспорта.
А ведь всевозможные "пирожки" и "каблучки" - самое настоящее спасение для многочисленной армии частников, предпринимателей и владельцев хозяйств. И в этой сфере завод, увы, подвинуть своих конкурентов никак не может. "Соболь" или "Баргузин" - это вам не "Ларгус". ВАЗовский бестселлер, который теперь попросту некому скидывать с этого "трона" - это суть ли не единственное подобное решение в сфере компактных городских "вэнов" для коммерческих задач.
И все-таки, у ГАЗа есть один отличный проект подобного автомобиля. В отличие от "Ларгуса" машина целиком своей разработки, на отечественном шасси, полностью российская, так ещё и появилась гораздо раньше, чем ВАЗ начал собирать "Ларгусы".
Речь идет о модели ГАЗ-2332, который получил наименование "CityVan".
Машину представили в 2006 году на Московском международном автосалоне. Это был не какой-то макет, а вполне себе "живой" и функциональный опытный образец фургона в базовом его исполнении.
Концепция та же, что и у зарубежных "каблучков" тех времен - простой, аскетичный, городской автомобиль для перевозки небольших грузов.
Кузов у этой экспериментальной модели был из стеклопластика, в нем сочеталась и высокая крыша, и двухобъемник с грузовыми распашными на 180 градусов задними дверями, просторный грузовой отсек.
Не менее интересны ТТХ модели.
На "борт" "Ситивен" мог взять до 800 кг груза, объем отсека в 3.8 куба без проблем вмещает в себя 2 европалета. При конструировании модели далеко не ходили. Если внешность - "переосмысленный" дизайн иностранных моделей, то вся "внутрянка" была взята из имеющихся решений.
Начнем с того, что за основу была взята обыкновенная "Волга", на её узлах и агрегатах базировалась новинка. Рулевое с гидроусилителем, передняя подвеска бесшкворневая независимая пружинная, дисковые тормоза спереди, задний привод, осуществляемый мостом от все той же "Волги".
Часть деталей досталась от "Газели" и "Соболя" - МКПП на 5 ступеней, сидения и бак от первой и задние рессоры от второй. Все сделано в угоду унификации и возможности использовать уже имеющиеся детали в производстве нового автомобиля.
Под капотом демонстрационной машины установлен двигатель "Крайслер" 2.4 литра на 137 л.с. и 210 Нм крутящего момента (этот мотор ставился на Волгу Сайбер), но планировалась установка и бензинового ЗМЗ-406, и лицензионного дизеля "Штайр" в разных комплектациях од разный бюджет.
Конечно, выглядит все это как сборная солянка из того, что было на заводе, однако такой подход позволил бы значительно сэкономить не только на разработке, но и на конечной стоимости модели.
Предполагалось, что стоимость фургона должна была стартовать с отметки ниже 8 тысяч долларов, из-за чего интерес к модели был неподдельным.
С учетом того, что на базе ГАЗ-2332 было возможно создание как 7-ми местного 5-ти дверного минивена, так и 5-ти местных пассажирских вариаций, в том числе для различных структур и органов, оценки машины были крайне положительные. К тому же существовала перспектива перехода на заимствованные переднеприводные платформы, рассматривалась возможность перехода на агрегаты от Volkswagen.
Как и с другими проектами ГАЗа, "Ситивену", даже с учетом его блестящих перспектив, дорогу в будущее закрыли. Как, из-за чего и почему, мы, вероятнее всего, уже не узнаем. Скорее всего, решение было принято "сверху", но сейчас оно кажется максимально глупым и необоснованным.
Выпусти такую машину сейчас - да ей бы цены не было, уверен, при таком уровне санкций и отсутствии альтернатив, машины разлетались бы, как горячие пирожки. Все, что было нужно тогда - никого не слушать, а брать и делать.
Более того, сейчас у ГАЗа все ещё есть такой шанс, у "Ларгуса" до сих пор нет конкуренции в его нише.
Какой-нибудь GAZ CityVan NN 2024 - стал бы отличным дополнением модельного ряда ГАЗ. Более того, много от такой машины не требуется - максимально простые агрегаты, унифицированные с того же "Соболя", уже имеющийся и стильный дизайн современных "ГАЗов" и небольшой кузов в половину ГАЗели - и машина готова.
Само собой, красиво все звучит в интернете и на бумаге, на деле все гораздо сложнее и нереальнее, чем нам всем кажется. Но факт есть факт - немного здравой конкуренции АвтоВАЗу не помешало бы. К тому же, любой новый автомобиль - это возможности для роста и развития не только конкретного автопроизводителя, но и всей индустрии в целом, и, как я уже говорил, хороший толчок для роста экономики в стране.
Такие проекты нужно спонсировать за счет государства, а не очередную легковушку с переклеенным шильдиком или ещё одну "одинаковую" Ладу, которую ВАЗ все никак не может запустить в производство. Ох, не туда идет финансирование, точно не туда.
Тут остается только подтолкнуть ГАЗ к ещё одной попытке, все-таки упорства и эффективности у этого предприятия побольше, чем у некоторых других заводов, пожелать смелости и удачи в воплощении подобной задумки. Проект нужный, а машина 100% станет востребованной, как говорится: "Очнитесь, вот что нужно выпускать здесь и сейчас!"
Что вы думаете на этот счет, нужно ли работать над возрождением таких проектов или нужно продолжать бесцельно скатываться в переклейку "шильдиков" на зарубежных авто – делитесь своим мнением на этот счет в комментариях, будет интересно почитать.
Спасибо за внимание.