Где: Музей русского импрессионизма
Адрес: Ленинградский проспект 15, стр.11
До: 6 октября 2024
Посещение выставки для мыслящего человека (а другие по выставкам не ходят) – это большая внутренняя работа: что-то узнаешь, обдумываешь, пропускаешь через себя. Выставка “Журнал красивой жизни” – исключение, подтверждающее правило. Дело в том, что она посвящена первому российскому глянцевому журналу “Столица и усадьба”, выходившему в 1913 по 1917 гг.
Организаторам выставки удалось собрать произведения, которые появлялись на страницах журнала или подробно описывались критиками в рецензиях на выставки. А это просто красиво! Вы получите эстетическое удовольствие, глаза отдохнут, душа насладится прекрасным. И если сегодняшняя “красивая жизнь” с ее блеском, шиком и мишурой вызывает у кого зависть, у кого иронию, то глянец столетней давности – это просто внешняя красота. Да, в ней не надо искать глубины. На этой выставке нужно просто отдохнуть, вы это заслужили!
Целевой аудиторией журнала, созданного по образцу британских “Country Style” и “Tatler”, было высшее общество, состоятельные люди. В журнале печатали статьи о балах, охотах, путешествиях, великокняжеских помолвках и свадьбах, о великолепных интерьерах, уникальных частных коллекциях, особый акцент делался на жизнь дворянской усадьбы. Обязательными рубриками были отклики на новинки литературы и искусства, премьеры спектаклей, анализы посещения вернисажей, обзоры культурных событий.
Годовая подписная цена журнала была высокой — 11 руб. 50 коп., это дороже пресловутой коровы, которая стоила 8-10 рублей.
Обращаясь к читателям, редактор журнала В. П. Крымов описал главную задачу издания следующим образом: «…радостного так мало в жизни, что его, казалось бы, надо подчеркивать, как можно больше говорить о нем… Красивая жизнь доступна не всем, но она все-таки существует, она создает те особые ценности, которые станут когда-нибудь общим достоянием. Хотелось бы запечатлеть эти черточки русской жизни в прошлом, рисовать постепенно картину того, что есть сейчас, что осталось, как видоизменяется, подчеркнуть красивое в настоящем. Эту задачу ставит себе редакция. Всякая политика, партийность, классовая рознь будут абсолютно чужды журналу.»
В светской хронике освещалась жизнь обеих столиц —Санкт-Петербурга и Москвы. Были рубрики об антиквариате, о спорте и туризме. Большой популярностью у читателей пользовалась рубрика об истории и современном состоянии театра, в которой помещались портреты известных актеров и актрис, причем рядом с ними публиковались портреты как дам из высшего общества, так и представительниц полусвета.
Вот, например, портрет Зинаиды Штильман кисти Исаака Бродского, ученика Ильи Репина, который скорее всего ассоциируется у вас с портретами Ленина. Госпожа Штильман была невысокого роста, имела излишний вес и родимое пятно во всю щеку, тем не менее пять раз выходила замуж (видимо, каждый раз удачно), за ней ухаживал великий князь Дмитрий Павлович. Однажды Лиля Брик спросила у нее, правда ли, что она живет с мужчинами за деньги, и та ответила с искренним удивлением: “А что, Лиля Юрьевна, разве даром лучше?”
Самыми популярными в журнале были очерки в разделе «Усадьба в прошлом и настоящем». На страницах издания можно было познакомиться с архитектурой усадебных зданий, их убранством, личными коллекциями владельцев, их бытом. Жизнь роскошных загородных резиденций представлялась как декорации некоего спектакля, как сегодня мы бы сказали “перформанс” под названием «красивая жизнь».
Одним из основных тезисов “Столицы и усадьбы” было то, что русская усадьба с ее особой жизнью уходит в прошлое. Наилучшей иллюстрацией этой мысли стала картина Василия Максимова “Всё в прошлом”. Художник был выходцем из крестьянской среды, учился в Петербурге в иконописных мастерских, затем поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1866 году Василий Максимов приехал в деревню Шубино Тверской губернии, где работал учителем рисования в имении графов Голенищевых-Кутузовых. Это была богато обставленная усадьба со следами былого величия, которая постепенно приходила в упадок. Именно там у Василия Максимова родилась идея картины, которую он в дальнейшем вынашивал 30 лет. Картина в итоге имела огромный успех, повторить который художнику больше не удалось. Чтобы содержать семью Василий Максимов повторял это произведение более сорока раз!
Две пожилые женщины барыня и её служанка расположились у порога флигеля, а основное здание усадьбы, очевидно, не используется, окна заколочены. Обратите внимание на накрытый расшитой скатертью столик с дорогой фарфоровой посудой, остатками былой роскоши. Рядом со служанкой находится старомодный медный самовар, внешний вид которого обсуждался в переписке Василия Максимова и Павла Третьякова; Третьяков писал: «Летом на воздухе нужно Вам сделать этюд самовара, только действительно старинного, а после, зимой как-нибудь, вписать его в картину. Я её могу Вам привезти тогда». У барыни изящная фарфоровая чашка с позолотой, а у служанки большая кружка, которая стоит на ступеньке рядом с ней, она не смеет поставить чашку на столик вместе со своей хозяйкой.
Зачастую обложки номеров украшали цветные репродукции картин художников—«мирискусников» А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, К. А. Коровина, К. А. Сомова и других. Основной целью художественного творчества мирискусников было показать красоту в субъективном понимании каждого мастера, что давало абсолютную свободу в выборе тем, образов и выразительных средств. В этом смысле задачи художников объединения “Мир искусства” и редакции “Столицы и усадьбы” совпадали: картины и их сюжеты должны нести людям радость.
Для обзоров вернисажей в редакцию журнала был приглашен критик Сергей Кондаков, который отличался консервативными взглядами. Вот, например, его отзыв о выставке футуристов: «Время от времени дома сумасшедших устраивают выставки изделий своих питомцев. Иногда здесь бывают интереснейшие произведения больной души. Футуристы не сумасшедшие и не больные таланты, это просто развязные молодые люди, вроде тех, что торгуют из-под полы на бульварах Парижа или под аркадой Неаполя. Удивительно одно, каким образом императорское общество поощрения художеств прикасается к этому делу… Эта выставка треугольников, молотков, коробок от пудры, ложек, спичек, старых жестяных труб. А по трагическому утверждению одной из посетительниц даже отрубленного хвостика милого Тоби никакого касательства к художеству не имеет. А расчёт господ футуристов прост — всегда найдутся умники, которые будут ходить вокруг хвостика Тоби и глубокомысленно рассуждать — почему он закручен вправо, а не влево». Впрочем, и сегодня многие разделяют мнение Сергея Кондакова о футуристах.
А об этой картине Екатерины Гольдингер Кондаков писал следующее: «Робкий весенний солнечный луч Гольдингера», - критик, по всей видимости, не осознал, что автор женщина, - «золотит серую стену. Несмотря на скромность сюжета, картина эта производит впечатление виртуозного изучения натуры». Екатерина Гольдингер профессионального художественного образования не имела, она брала частные уроки у преподавателей московского училища живописи Константина Савицкого и Леонида Пастернака, затем училась в Париже в мастерской Кормона. Мотив солнечных бликов в интерьере был у художницы одним из самых любимых.
Мне хотелось бы отметить, что на выставке есть работы двух учениц Репина Елены Киселевой и Анны Остроумовой-Лебедевой.
Атмосфера беспечности и погруженности в «красивую жизнь», присущие журналу, не были разрушены даже с началом Первой мировой войны. В № 16–17 за 1914 г. отмечалось: «Наш журнал по своей программе… не должен, кажется нам, ни в чем отступать от прежнего содержания. Мы должны дополнить его иллюстрациями некоторых новых величественных красивых черт русской жизни, вдруг проявившихся среди общего подъема».
Перед вами портрет великой княгини Виктории Федоровны, внучки императора Александра II (по матери) и английской королевы Виктории (по отцу). Девочка получила необычное двойное имя - Виктория Мелита - в честь английской бабушки и места рождения (острова Мальта). Детские годы Виктории Мелиты прошли в Великобритании и на Мальте, где её отец, герцог Саксен-Кобург-Готский служил в королевском военно-морском флоте. Еще в юности Виктория Мелита влюбилась в кузена со стороны матери великого князя Кирилла Владимировича, внука императора Александра II, однако брак между ними был невозможен, поскольку православие не одобряло близкородственные связи. Под давлением королевы Виктории, в 1894 году принцесса вышла замуж за гессенского кузена герцога Эрнста Людвига. Брак счастливым не был, но развод стал возможен только после смерти королевы Виктории. В 1905 году Виктория Мелита вышла замуж за великого князя Кирилла Владимировича, брак не был одобрен ни российским императором, ни английским королем, въезд в Россию, как и проживание в ней, стали запрещены, великий князь Кирилл Владимирович был отстранен от службы на флоте и лишен всех императорских выплат и военного звания. Супруги поселились в Париже, у них родились две дочери. Виктория Мелита перешла в православие и получила имя Виктория Федоровна. В 1907 году гнев Николая II сменился на милость: брак был признан, великий князь Кирилл Владимирович восстановлен в звании и на службе. Виктория Федоровна стала великой княгиней с титулом Императорское высочество. Во время Первой мировой войны она была на передовой, выполняла обязанности медицинской сестры, бывала на фронте под Варшавой, за свою деятельность была награждена тремя Георгиевскими крестами. После событий 1917 года семья великого князя Кирилла Владимировича отправилась в эмиграцию. После гибели Николая II Кирилл Владимирович оказался по старшинству наследования главой императорского дома и провозгласил себя Императором Всероссийским в изгнании Кириллом I.
Выставка очень приятная, единственное, что не понятно и крайне обидно, что в экспозиции не представлено ни одного номера журнала. А ведь при современных подходах к организациям выставок можно было бы не только в витрине представить несколько номеров, но и сделать интерактивный экран, позволяющий зрителю самому полистать издание.
Вторая часть экспозиции посвящена отношению современных художников к гламуру, к так называемой “красивой жизни”, их пониманию того, что такое роскошь. Здесь есть место и рефлексии, и иронии, и откровенному сарказму. На мой взгляд, кураторы проекта очень удачно соединили две части выставки, позволив зрителю посмотреть на dolce vita “вчера и сегодня”.
Мне, конечно, очень близок взгляд Ольги Тобрелутс. О своей серии “Утро в Эрмитаже” она пишет так: “Эта серия родилась, когда я впервые попала в Эрмитаж до открытия музея, в самые ранние часы. Это ли не истинная роскошь – гулять среди сокровищ одному в лучах утреннего солнца?”
Друзья! В Дзене происходят изменения: неактивных подписчиков отписывают от канала. Если вы хотите получать свежие обзоры актуальных выставок в Москве, просто не забывайте ставить лайки, а еще лучше писать краткие комментарии.
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#музей_русского_импрессионизма #журнал_красивой_жизни #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты