Есть авторы, которые обожают отступления и демонстрируют в них свои литературные способности. Есть читатели и редакторы, которых раздражают отступления в произведениях особенно начинающих авторов. Я никоим образом не хочу обобщать, потому что встречаются авторы, отступления которых никого не раздражают, а, напротив, воспринимаются с возгласом: «Как же это здорово!». Почему так? Разберёмся сначала, что такое отступление в литературе. Разумеется, речь пойдёт не о тактическом отступлении, когда автор писал-писал, а потом решил это дело забросить. Разговор будет о том, что часто называют лирическим отступлением, хотя не все отступления я бы отнесла к лирическим.
Авторское отступление и его виды
Авторское отступление — это особый литературный приём, когда писатель, на время забыв о сюжете и героях, высказывает собственные мысли, оценки, то есть философствует на разные темы. Так как к сюжету отступления не имеют отношения, то они считаются внесюжетными элементами произведения. Классические примеры авторского отступления мы можем найти в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, там этих отступлений много, разных видов. Например:
«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть».
Отступление это небольшое, а дальше идёт связанный с сюжетом текст про Онегина.
Лирическое отступление, о котором мы здесь говорить не будем, тоже авторское, но его отличает… именно лиричность. К нему можно отнести описание погоды, природы, интерьера или отчасти описание дуба у Льва Толстого в «Войне и мире». Да, это описание раздражает многих своей многословностью. Неискушённый читатель XXI вообще не понимает зачем оно тут, тем более два раза.
Так вот, собственно авторские отступления бывают следующих видов.
- Оценочные. В них автор даёт собственную оценку событиям, которые описывает, героям и их поступкам, возможному развитию сюжета.
- Философские. Размышления о жизни, любви, дружбе. О реальности, в которой существует герой или автор. Могут затрагиваться нравственные проблемы или какие-то политические моменты. В качестве примера можно привести размышление Н. В. Гоголя о «Птице-тройке» в поэме «Мёртвые души».
- Психологические. Это размышления о психологических проблемах героя или вообще людей, например, о кризисе взросления, о сложной проблеме выбора, о муках совести и т. д. Кстати, описание дуба у Толстого – это своеобразный метафорический фон для психологического отступления.
- Связанные с личными воспоминаниями автора, когда события книги вызвали у него ассоциации с его прошлым или же настоящим существованием. В «Евгении Онегине» есть много примеров подобных отступлений:
«Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…».
Но остаётся вопрос уместности таких отступлений. Насколько они возможны в тексте и нужны ли они вообще. Я имею в виду взгляд со стороны читателей, так как автору они явно нужны, раз он тратит на них своё время.
Уместность отступлений, с точки зрения читателей
Можно назвать два главных условия уместности отступлений.
- Наличие связи с темой, затронутой в тексте. Не с сюжетом, а именно с темой или общей атмосферой, с поступком героя или антагониста, с судьбой какого-то персонажа, с ситуацией в мире героя. Если такой связи не будет, то отступление покажется неуместной заплатой на полотне текста.
- Идеи отступления должны быть близки или, по крайней мере, понятны читателям. Да, какое-то событие, описываемое автором, может вызвать у него ассоциации, которыми ему захочется поделиться, но эти ассоциации должны возникнуть и у тех, кто читает текст. Отступление, не вызывающее отклика у читателя, он, в лучшем случае, просто пролистнет. В худшем — испытает чувство раздражения и оценит вставку как неуместную.
Здесь придётся снова вернуться к вопросу, который я часто поднимаю в своих статьях. Автор должен хорошо знать свою читательскую аудиторию, а еще лучше принадлежать к её кругу, жить её проблемами и радостями. Испытывая чувство близости к своим читателям, легко писать то, что они с удовольствием читают.
А среди авторов, увы, встречаются те, кто откровенно заявляют, что они презирают читателей. Такие заявления можно встретить в комментариях. Так для чего же пишут эти авторы? Чтобы нравиться исключительно себе? Впрочем, это тема совсем другого разговора. Но, думаю, пойдёт, как иллюстрация отступления.
Зачем нужны отступления
Если посмотреть на этот внесюжетный элемент объективно, то можно отметить, что авторские отступления есть у всех писателей, в том числе весьма именитых и классиков. Раз так, значит, отступления (естественно, уместные) необходимы. Действительно, они выполняют несколько функций.
- Помогают создать образ автора. Это самое важное. К сожалению, современные авторы забывают, что важны не только образы героев, но и авторский. В «Евгении Онегине» есть много примеров подобных отступлений:
«Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…».
Лучшие писатели отличаются тем, что читают не столько их книги, сколько именно их. То есть, неважно, что автор написал, главное, что он написал хоть что-то. И его имя на обложке уже гарантирует, что читатель получит удовольствие. Такое отношение к автору возможно только, если в книге отражается его личность. Сейчас, конечно, есть много разных способов узнать автора ближе. Но его книги всё равно будут на первом месте.
- Отступления помогают наладить контакт с читателем, особенно если в них раскрываются мысли и чувства, созвучные аудитории. Именно отступления создают ощущение доверительной беседы с автором, и читатель мысленно может вступить в диалог, с чем-то согласиться, на что-то возразить. Главное, чтобы отступление не было слишком большим, тогда оно превратится в нудный нравоучительный монолог.
- Отступления помогают переключить внимание читателя, отвлечь его от динамичного сюжета, дать перевести дух. Хорошо работают отступления при переходе к другой главе, к другому герою или к событиям в другом месте/времени. Ну, и такой повествовательный приём, как клиффхенгер, тоже можно завершить отступлением.
То есть отступления вполне допустимы и даже полезны, хоть и не имеют прямой связи с сюжетом. А раздражают они в том случае, если неуместны, слишком большие по объёму или чересчур часто встречаются. Читатель не успел погрузиться в сюжет, а у автора опять возникла потребность поразмышлять о смысле жизни.