Лучшее, что может произойти с нашей высшей школой и разного рода академиями – это перемены. А точнее, два фундаментальных изменения, на совершив которые мы продолжим плодить квази-управленцев.
Во-первых, надо запретить ВУЗам преподавать менеджмент – это предмет для допобразования, а любое «доп» невозможно без базы. В ВУЗах студентам надо давать базу: экономику (что уже местами и делается) и ТЕОРИЮ СИСТЕМ И УПРАВЛЕНИЯ (ТСиУ). То есть, основам управления как такового надо обучать и ставить системное мышление. Управленческое мышление развивается на базе системного, а не формируется само по себе.
При ВУЗах школ УПРАВЛЕНИЯ вообще быть не должно. «А как нам зарабатывать в ВУЗах? На госденьги не проживёшь». Вы им про будущее страны – они вам про деньги и только про деньги... А деньги студентов такой б/ш сейчас идут ВУЗу? Вы уверены?..
Школа управления при юридическом или гуманитарном ВУЗе – это вредительство. Люди уже выбрали для себя неуправленческую тропу. Технарь-управленец может по второму высшему стать и юристом, наоборот не работает. Тип мышления формируется до 21 года.
Для выпускников тех-физ-мат-мед-IT-итд ВУЗов преподавание ТСиУ должно быть полноценным, очным, фундаментальным. Где столько Побисков возьмём – другой вопрос.
Не сдал экзамен по Теории Систем, не продемонстрировал владение логикой, основами АРИЗ и системотехники – всё, в Школу менеджмента и госУПРАВЛЕНИЕ тебе путь заказан. Хочешь учиться делать бизнес – иди в бизнес-школу. Не в школу управления, а в бизнес-школу. Там про деньги, стартапы, маркетинг, продажи. Там тебя могут этому научить успешные ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ.
Хочешь служить государству (госСЛУЖАЩИМ быть), а не управлять социальными системами – милости просим в РАНХиГС. Там тебе, не знающему ТСиУ, не будут читать управление изменениями, потому что и не должны. Управленцев-государственников тоже нужно готовить после, а не вместо.
Захочешь стать управленцем – иди после ВУЗа в школу управления (в школу менеджмента, настоящую). Не сдал на входе экзамен по ТСиУ – не принят, походи на вступительные курсы. Не на те, после которых принимают в ш/м автоматом, а где поздносозревающие мозги доводят напильником. Не осилил – оставайся в предпринимателях, делай деньги, нанимай управленцев, благо язык у вас теперь общий. Хотя бы словарь один если не понимание одинаковое. Бизнесу могут обучать и бизнесмены, а управлению, простите, только РУКОВОДИТЕЛИ.
Нынешнее преподавание Управления Изменениями (этой конвергентной поддисциплины управления) в ВУЗах и академиях – надуваловка для студентов и ущерб стране. Ведь дипломированных и уверенных в своём багаже выпускников потом невозможно переучить. А если их компании становятся победителями каких-либо управленческих игрищ (коих у нас немало проводятся на деньги налогоплательщиков в рамках нацпроектов), то это стопроцентная гарантия того, что знания об управлении развитием организации туда уже не просочатся. В этих головах на месте понятийной базы бестселлеры, модели вроде ADKAR, кейсы и Коттер с Адизесом. Людей ослепляют навсегда..
Каждый ISO-шник, Leanовец, проектный менеджер уверен, что Управление Изменениями – это некий элемент внутри их темы. С 2003-го на всех конференциях по управлению я пыталась достучаться до вузовских преподавателей со степенями – бесполезно. Они и сейчас внушают «дипломированным», что ISO, например, – это инструмент Управления Изменениями... Как верно заметил Шин, отраслевые специалисты не хотят изучать управление ПРИНЦИПИАЛЬНО. Именно об этом видео-цитата.
Второе изменение – преподователи.
Когда бизнес-школы пытаются учить не бизнесу, а управлению – они просто разворачивают модель MBA, выпускают мастеров администрирования. Привезённое от туда, где никогда не было такой управленческой и инженерной школы, как в СССР, эта модель и у нас выпускает претендентов на большие зарплаты, а не управленцев. Пока вы следите за напёрстками, администрирование уже «становится» управлением. Потом люди покупают книгу Шина, чтобы углубить знания об управлении изменениями, – и у них разрыв шаблона, бегство от опасной новизны и ужас «это что же, нас не тому учили?».
Высшая школа, которая вместе с Наукой является носителем Второго голоса в менеджменте (Первым является Практика), никогда не признает ни своего второго места, ни того, что в управлении голосов ТРИ. И преподавать управление должны носители Третьего голоса. Практики, которые второй ногой в науке. Можно составлять преподавательские пары, но не ментор + коуч, а теоретик (носитель Второго голоса) + практик (носитель Третьего). Только так студенты смогут преодолеть когнитивное искажение, с которым они выходят из вузовских стен.
P.S. Это я за лето наобщалась с дипломированными руководителями компаний (и с MBA были тоже), которые уверены, что им давали Управление Изменениями. Ссылка на «Сценарий безоружного» или полную версию этого интервью ничего, разумеется, не меняет. Самое страшное, что может произойти с человеком, руководящим компанией – это защита на учёную степень и победа фирмы к каком-нибудь конкурсе. После этого мотив смены базовых установок мышления пропадает навсегда. Достоевский же писал, что (в менеджменте) опасно быть человеком с убеждениями, потому что надо будет каждое утро задаваться вопросам «а верны ли мои убеждения». За что и люблю системный УИ, он не засахарился ни разу за те 30 лет, что я им занимаюсь. Только вроде бы «всё ясно» – ан нет. Живое знание.
P.S.S. Нет, мы не будем пускать в Kinsmark всех, кто бы что у себя в компаниях не поменял наудачу. Профессиональный клуб – он для тех, кто или уже является профессионалом, или в процессе перехода в этот статус из любителей. Сколько бы нас ни закапывали, мы – семена, и моя задача – сохранить этот фонд; задача же его участников – держаться вместе и помогать друг другу.
P.S. Tommaso, grazie per l'immagine!
Автор: Елена Маркушина (СПб, elena-markushina com)
От Редакции
Эта статья написана живым человеком без применения нейросетей, приложений и т.п. В неравной борьбе каналов за читательское внимание, пожалуйста, поддержите нас подпиской и лайком. Это добавит нам положительной мотивации продолжать работу. Вы также можете влиять на редакторскую политику, сообщив в комментариях, о чём в рамках наших тем вы бы хотели прочесть в будущих публикациях.
Подборка Дао Белой Вороны
Подборка Профессия РАЗВИВАЮЩИЙ
Подборка УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
Подборка ЛИДЕРСТВО