Найти в Дзене
Фоторазговоры

RAW-файлы. Обработка фотографий. II часть

Оглавление

Эта статья не пособие по работе с конвертором RAW, она часть серии статей о рациональном подходе к обработке фотографий.

Окно конвертера Adobe Camera RAW (ACR)
Окно конвертера Adobe Camera RAW (ACR)

В этой статье мне придется писать очевидные вещи, поэтому тому, кому известно, что такое RAW и почему при съемке следует использовать именно этот формат, читать эту статью смысла нет: ничего нового, вы для себя не откроете!

Для всех остальных, интересующихся фотографией, возможно, будет интересным узнать, что в RAW-формате всегда следует снимать, потому что, при съемке, этот формат обеспечивает сохранение максимального объема информации, зарегистрированной на матрице вашей камеры.

Используя JPG, фотограф фактически "доверяет" фотокамере самостоятельно конвертировать данные, полученные при съемке.

Важно уточнить, что вычислительные возможности камеры очень сильно уступают своим ровесникам-компьютерам и даже, многим ровесникам-смартфонам.

Еще одной причиной не использовать при съемке "компактные" форматы, такие как JPG, является то, что для экономии места на диске, информация о цвете закодирована в трех цветовых каналах, имеющих разрядность 8 bit. Это означает, что каждый цветовой канал позволяет различить 256 значений яркости. Много это или мало?

Человеческое зрение различает примерно 100-150 значений яркости, получается что разрядности в 8 bit, которая описывает 256 значений, должно хватать с запасом? Это верно, но есть нюанс, о котором пойдет речь дальше.

В сумме, 256 значений яркости на канал, позволяют описать более 16 миллионов цветовых оттенков. Этого достаточно, когда речь идет о человеческом зрении.

Но в данном случае, дело не в восприятии, имеет значение еще и процесс обработки. В качестве примера приведу то, как меняется гистограмма после применения к 8 битному изображению S-образной кривой яркости. Такие кривые применяют для перераспределения контраста в изображении и коррекции цвета.

Гистограмма до и после применения S-образной кривой
Гистограмма до и после применения S-образной кривой

Видно, как после обработки гистограмма приобрела вид "гребенки", т.е. некоторые номиналы яркости исчезли из изображения, на практике это значит, что какие-то зоны в изображении, которые до обработки отличались по яркости, после нее потеряли различия и слились, а значит, что некоторые детали в изображении исчезли.

Я показал, что происходит суммарно во всех цветовых каналах, ровно такая же картина наблюдается в каждом цветовом канале отдельно.

Конвертировать (проявлять) фотографии из RAW лучше на компьютере для этого предназначенном, с использованием специализированного программного обеспечения, такого, например, как пакет Adobe Photoshop. И использовать формат с 16 битами на каждый цветовой канал.

Современные конверторы RAW

В состав Photoshop входит конвертер Adobe Camera RAW (сокращенно, ACR). эта программа с каждой версией становится все изощренней и мощней. Сейчас уже значительную часть обработки изображения можно сделать прямо в нем, но лучше этого не делать...

ACR ─ не единственный конвертер, я знаю много фотографов, которые предпочитают использовать, например, ON1. До недавнего времени, я тоже его использовал, но после того, как ACR развился до современного вида, решил отказался от ON1. Но это дело вкуса.

В современных RAW-конверторах есть инструменты для работы с кривыми и масками, еще, все они используют в работе неразрушающие технологии, это значит, что вся редактура находится в специальном файле и любые действия пользователя на исходный файл не влияют.

Редактирование RAW

Основным инструментом RAW-конверторов являются инструменты, оперирующие кривыми яркости, их редактирование, позволяет контролировать яркость и распределение контраста... есть и другие инструменты, но именно эти инструменты самые важные.

В качестве примера, рассмотрим недоэкспонированную фотографию.

исходный RAW-файл
исходный RAW-файл

Все недостатки изображения отлично иллюстрирует гистограмма, но кроме недостатков, она же оптимистично показывает, что все можно исправить... конечно, до известных пределов. :)

Видно, что гистограмма сдвинута в область теней, а синий канал даже имеет там "отсечку". Изображению довольно далеко до полноконтрастного.

После редактирования в ACR
После редактирования в ACR

После обработки картинка стала светлей и ярче, но до цели ей еще далеко. Дело в том, что на этом этапе, я не ставил задачей провести окончательное редактирование яркости и контраста.

Нужно подготовить файл к финальной обработке, чтобы затем продолжить редактирование в редакторе, где инструменты удобней...

В данном случае, мое внимание было приковано к изменениям гистограммы, ее удалось сдвинуть ближе к центру и устранить "отсечку" синего канала.

Напомню старое фотографическое правило "снимай мягко, печатай жестко", хотя пленку сейчас, как и шампанское по утрам, используют только "аристократы и дегенераты"©, правило продолжает работать.

Правда, несколько изменилась формулировка, но смысл сохранился: "конвертируй мягко, обрабатывай жестко". Это означает, что конвертируя RAW, следует сохранить максимум деталей, с тем, чтобы при дальнейшей обработке, перераспределить контраст, избегая провалов.

Как завершить обработку яркости и контраста, я расскажу в соответствующей статье.

Возможности современных версий ACR не ограничиваются только инструментами для работы с яркостью, есть еще и другие, но пользоваться ими нужно с осторожностью, а некоторые, по моему мнению, вообще трогать не стоит.
Полезными могут быть палитры, позволяющие редактировать хроматические аберрации, в разделе "Effects" есть очень полезная регулировка "Dehaze", она позволяет редактировать дымку в изображении, а вот, делать в ACR редактирование цвета или "менять" характер нерезкости, то самое пресловутое "боке", я бы категорически не советовал. Впрочем, выбор за вами!