Найти в Дзене
DEMIDOV

От этих людей зависела судьба целого государства, но их самолет разбился на Байкале: что стало с Восточным Туркестаном?

Оглавление

Летом 1949 года пассажирский ИЛ-12 потерпел крушение в юго-восточной части Байкала. Советский самолет не набрал нужной высоты и при перелете через хребет врезался в гору Кабанью, высотой всего 1400 метров. Все 5 членов экипажа и 9 пассажиров погибли. На борту самолета находились представители высшего руководства Восточно-Туркестанской республики. В том числе глава правительства республики, министр обороны, его заместитель и вице-премьер. Что могло стать причиной такой административной потере? Как упавший самолет повлиял на независимое государство? Кому это было на руку, рассказываю…

Государство в Азии с тысячелетней историей

Восточный Туркестан находится в центре Азии и зажат между Тянь-Шаньской, Гималайской и Алтайской горными системами. Большая часть региона расположена в пустынях Гоби и Такла-Макан. Такое расположение было экономически выгодным, так как разветвленный на западе шелковый путь в этой местности сливался в узкий проход между пустынями и горами. Здесь были созданы шедевры средневековой архитектуры и литературы.

Исторически территория Восточного Туркестана заселена уйгурами. Исследователи говорят о том, что возраст уйгурской государственности исчисляется тысячелетиями. Так в IV веке до нашей эры здесь был создан Уйгурский Каганат - одно из первых тюркских государств. А в I веке до нашей эры развивалась гаочанская культура, ставшая эпицентром развития буддизма.

-2

Восточный Туркестан находится между монгольской, китайской, индийской и русской культурами. Поэтому с веками эти территории играют важную роль в мировых империях: Монгольской, Тюркской, Маньчжурской, Китайской. Названий у региона много, самые значимые: Джунгария, Малая Бухара, Кашгария, Яркенд, Уйгурия, Семиградие и другие.

Начиная с середины XIX века

На территории Восточного Туркестана значительно прибавляется русских военных, которые своим присутствием сдерживали проникновение Великобритании вглубь Азии. Так и русские географы заинтересовались изучением этого региона (и не просто так).

С революцией в России 1917 года, русских в регионе только прибавилось: часть из них - эмигрировавшие представители белого движения. Также СССР проявлял внимание региону и навязывал коммунистические идеи (весьма удачно) и увеличивал военный потенциал.

Руководство Восточно-Туркестанской республики, 1945 год
Руководство Восточно-Туркестанской республики, 1945 год

Несостоявшаяся республика СССР

В 40-х рассматривался вопрос о вступлении Восточного Туркестана в состав Советского Союза в качестве 17-ой республики. Хоть идея и не была поддержана высшим советским руководством, но к тому моменту коммунизм уже хорошо прижился в регионе. Так некоторые из руководителей имели партбилет и входили в ВКП(б).

СССР добывал в регионе полезные ископаемые, например, урановую руду, которую перевозили на территорию Советского Союза и уже здесь обогащали. Взамен Советский Союз обучал уйгуров военному делу и продавал им оружие.

А в 1944 году способствовал созданию первого в современной истории региона уйгурское государство - Восточно-Туркестанская республика (ВТР). У государства даже была своя валюта, правда обеспеченная Госбанком СССР.

Но независимым государством Восточный Туркестан пробыл не долго. Другой сосед в 1949 году заканчивал с Гражданской войной и имел свои интересы на регион - Китай. Когда к власти в Китае пришли коммунисты, они не признали независимости Восточного Туркестана, считали его частью Китая. Окончательное решение по вопросу независимости должны были решить на заседании Народного политического консультативного совета Китая в августе того же года. С целью попасть на это заседание и вылетел самолет с руководством страны.

Полет в Китай через СССР

Руководство Восточного Туркестана, летевшие советским самолетом ИЛ-12 были сторонниками независимости государства. И (по неофициальным данным) у Председателя Правительства были весомые доводы в пользу независимости.

на фото по середине тот самый ИЛ-12 с номером СССР-Л1844, который потерпел крушение
на фото по середине тот самый ИЛ-12 с номером СССР-Л1844, который потерпел крушение

Так как отдаленные регионы Китая еще пытались проявлять сопротивление, полет до Пекина через территорию Китая был не безопасным. Поэтому было принято решение пролететь над более «безопасным» Советским Союзом. По некоторым версиям, самолет летел через территорию СССР с остановками, чтобы провести консультирование с советским руководством по вопросу государственности.

Так или иначе, но до места назначения самолет все же не долетел. Иркутские диспетчеры были последними, кто связывался с экипажем самолета и срочности или сигнала о бедствии не было. В официальном заключении комиссии было указано, что все системы ИЛ-12 были исправны. Самолет был новым, всего пару месяцев в эксплуатации. Общий налет борта составил всего 92 часа. Причина аварии так и осталась неизвестной. Крушение самолета на Байкале кажется немного странным, оттого и покрывается домыслами и конспирологическими версиями.

Чего опасались в Советском Союзе

По одной из неофициальных версий, в СССР серьезно опасались того, что в Восточном Туркестане могла сохраниться власть Гоминьдана, а значит и влияние Запада, прямо у границ. Поэтому независимость государства была не выгодной. Сторонники этой теории считают, что авария не была случайной.

По другой, более безумной версии, крушение было инсценировано, а всех пассажиров арестовали еще в Иркутске.

Придерживаться каких-либо из версий или нет - решать вам. Они не столь важны, потому что историю уже не изменить. Более важно то, что стало с регионом дальше.

Судьба региона решена.

Новый глава правительства Восточного Туркестана был более лоялен к Китаю. Через неделю после катастрофы он вылетел тем же маршрутом в Пекин и принял участие в заседании, на котором Восточный Туркестан утратил статус независимого государства и стал автономной районом Китая.

Памятник крушению
Памятник крушению

В течение месяца часть народно-освободительной армии Китая была переброшена советскими самолетами через пустыню Гоби на территорию Восточного Туркестана. И 20 октября 1949 года Восточный Туркестан был официально включен в состав КНР.

По сей день регион является частью Китая, но не потерял свою историю, а уйгуры помнят и чтят свои традиции. А вы как считаете, столь судьбоносное крушение было случайностью или чьим-то расчетом?

Спасибо за вашу подписку, лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на канале! Здесь много интересных фактов из истории и не только!