Найти в Дзене
DEMIDOV

Целились в американского разведчика, а сбили пассажирский боинг Кореи: как СССР приблизил возможность начала третьей мировой войны

Оглавление

1 сентября 1983 года произошла страшная ошибка. Силами ПВО СССР был сбит мирный боинг с пассажирами на борту. Как могла произойти такая катастрофа и что стало ее катализатором? А точно ли это был пассажирский самолет - читайте статью до конца!

Новый виток холодной войны

С 1979 года между СССР и США начался новый виток холодной войны. Именно в этом году ко власти в США пришел Рейган. Было высказано желание разместить американские ракеты в Европе. Также в этом году Советский Союз вторгся в Афганистан. Все это только усугубляло отношения между державами. И заставляло пол мира «сидеть как на иголках».

В 1982- 1983 годах американские воздушные разведчики не раз дразнили советских военных своими выходками. То обогнут Камчатку, полетают над Охотским морем. То проведут учения рядом с границей СССР. То «случайно» нарушат советское воздушное пространство. А всего «случайных» залетов в воздушное пространство было прилично.

В общем, границы Советского Союза нарушались «будь здоров!».

Испытывали таким образом на прочность нервы русских, да и систему ПВО, которая не всегда успевала перехватить противника. За каждого упущенного разведчика прилетало от начальства, а тем от начальства повыше. В общем, никто не хотел лишний раз нагоняй получать, поэтому все были на взводе и в повышенной боеготовности.

Американский разведчик (RC-135)
Американский разведчик (RC-135)

Что не так с пилотами пассажирского Боинга?

1 сентября 1983 года корейский пассажирский Боинг, выполняющий рейс KAL 007 Нью-Йорк - Анкоридж - Сеул, отклонился от изначального курса на 500 км. Изначально самолет должен был пролетать над нейтральным водами Тихого океана в направлении Сеула. Но спустя 10 минут после начала полета самолет начал смещаться с курса. Вероятных причин несколько:

  • Пилоты не переключили автопилот на нужный курс,
  • Пилоты переключили автопилот на нужный курс, но по каким-то причинам он не перешел на него
  • Невнимательность пилотов за полетом
  • Ошибка системы воздушного судна
  • А точно ли это был пассажирский Боинг?
Карта маршрута и отклонения пассажирского Боинга
Карта маршрута и отклонения пассажирского Боинга

В итоге самолет очень сильно ушел в сторону. А именно в сторону Камчатки.  Там заметить то заметили неопознанный самолет, но вот среагировать и перехватить до нейтральных вод не успели. Лайнер уже успел пересечь полуостров и полетел дальше над Охотским морем в сторону Сахалина.

Воздушные войска на Сахалине уже были предупреждены о приближающемся «наглом разведчике».

В воздух были подняты три «СУ-15» и один МиГ. Вскоре один из СУ-15 обнаружил и начал преследовать «разведчика». Пилот доложил, что видит бортовые огни и ряд иллюминаторов. На большой скорости на такой высоте, да еще и в темное время суток разглядеть что-либо еще не представлялось возможным. На земле решили, что это ничего не доказывает и перед ними замаскированный разведчик RC-135.

Советский СУ-15
Советский СУ-15

По советским инструкциям требовалось принудить нарушителя к посадке. На связь пилоты не выходили и на предупредительные выстрелы не реагировали. Боинг вскоре вновь должен был выйти в нейтральные воды. А на земле уже по цепочке «с верхов» передавалось распоряжение сбить вражеского разведчика. Одна из двух выпущенных ракет поразила цель. Экипажу удавалось еще минут 5 удерживать управление лайнером и плавно спускаться. Но на высоте 3000 км они потеряли управление и рухнули.

Моделирование момента удара
Моделирование момента удара

Последствия

Со стороны Кореи пришел запрос, не приземлялся ли их пассажирский Боинг примерно где-то на Сахалине? Так как именно там пропала связь с самолетом. Советский МИД ответил, что рейс 007 не приземлялся на Сахалине и никто не имеет сведений о его местонахождении. Лишь спустя несколько часов советское руководство осознало, что сбит был скорее всего не разведчик. И спустя пару дней Советский Союз официально признал, что его силы ПВО сбили самолет, нарушивший советское воздушное пространство, не реагировавший на предупреждения.

Фото из интернета
Фото из интернета

5 сентября американский президент Рейган на официальном выступлении заявил, что атака на корейский самолет «преступление против человечности» и «акт варварской жестокости».

В СССР расследование катастрофы было засекречено на десяток лет. За это время появилось много конспирологических теорий о том, что это действительно был разведчик и многие другие версии. А вы какой версии придерживаетесь?

Например, не совсем понятно, почему знавшие о неправильном маршруте американские военные не предупредили Боинг? ( А ведь они заметили отклонение за пару часов до катастрофы)

Или, как экипаж боинга вышел на связь через 50 минут после предполагаемой гибели?

Как «вещдоки» приплыли к берегам Японии, если течение в то время года было противоположным? (то есть приплыть должны были со стороны Тихого океана, а не Сахалина)

А советские водолазы не только не нашли пассажиров, но и обратили внимание на отсутствие сумок/чемоданов в обломках самолета.

Вопросов больше, чем ответов.

Что из этого правда, а что нет - сейчас трудно определить. Но советская сторона официально признала, что сбила пассажирский Боинг и это было страшной ошибкой.

А уже через 3 недели случилась другая ошибка, которая могла стать началом ядерной войны, или даже стать последней в истории человечества. Читайте в статье по ссылке!

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал! Здесь много исторических фактов и не только!