Принято считать, что на формирование личности ребенка больше всего оказывает влияние семья и ближайшее окружение. Так оно и есть – во многом, но это не абсолютная истина. Да, конечно, пока ребенок маленький, он полностью зависит от близких взрослых - родителей, бабушек, дедушек и т.д. Но он растет, и зона его общения и присутствия расширяется, и уже не только близкие родственники теперь способны оказать на него непосредственное влияние.
Взять подростков – родителей они, как правило, слушают в последнюю очередь, если слушают вообще. На первый план выходит общение со сверстниками, другими значимыми людьми, компании и т.д. Влияние разное, и если подросток совершает то или иное действие, то нельзя однозначно сказать, что это родители его так научили и воспитали, что в итоге он поступил именно так. Слишком много факторов влияет – это и восприимчивость к влиянию, и текущее настроение, и возможность себя затормозить, критически осмыслить происходящее, и ситуация, в которой в данный момент оказался ребенок, и его темперамент и характер, степень сформированности навыков общения и т.д. Но основополагающим фактором, все же, является то, что заложили в семье. Не каждый подросток пойдет на криминал, не каждый будет проявлять повышенную жестокость, не каждый будет издеваться над слабыми и т.д. Но факторов, влияющих на поведение подрастающей личности все же много, и нельзя сказать, что только родители и больше никто не формирует этой личности.
На родителей возлагается большая ответственность – воспитание. И многие действительно относятся к этому серьезно, порой даже очень. И это тоже бывает плохо. Когда родители пытаются чересчур сильно влиять на детей, то они забывают, что излишне – это всегда негативно. Слишком навязчиво вклиниваться в жизнь ребенка, не давая ему самому принимать никаких, пусть самых простых, решений в жизни – большая ошибка. Такие родители думают, что только они вправе решать, что и как ребенок не то что делать, а и думать должен. Но пока он маленький, такое насилие еще будет уметь «успех», но потом – либо ребенок взбунтуется, либо окончательно сдастся, и тогда получится аморфная личность, не способная никогда решить что-либо без советчика и ждущая, что все решат за нее. И тот, и другой варианты очевидно плохи.
Мысль о том, что родители должны играть основную роль в воспитании своих детей верная, но это не значит, что только они – ребенок не живет изолированно, нормально, когда у него появляется и другой круг влияния. Задача родителей, на мой взгляд, дать основы – такие ориентиры, на которые ребенок будет опираться тогда, когда у него будут сомнения, как поступить, чтобы был такой стержень внутри, который бы не дал свернуть на опасную дорогу, своего рода ангел-хранитель, когда ребенок понимает, что хорошо, что плохо, куда можно идти, а куда – не стоит, как поступать правильно, а как – нет.
Но это не значит, что он должен мыслить только категориями, которые близки родителям, нет – на основе этих категорий он формирует свою позицию, которая будет наиболее ему близка. А родительские установки – это только основа, но не все. Мировозрение молодого человека строится из разных мнений, установок, мыслей, осмысливается и формируется из совокупности разных влияний.
Когда родители думают, что все зависит только от них, то они обольщаются. Только от нас не зависит ничего. Как правило, это совокупность разных факторов. Но это не значит, что мы, как родители, не должны формировать личности своих детей. Конечно, это наша роль очень важна, но, наверное, не помешает иногда снизить градус вот этой важности и заняться собой. Собственный пример, отсутствие напряженности, удовольствие и радость в личной жизни родителей порой влияют на детей лучше, чем постоянное бдение за ребенком. Здесь, как и везде, необходим разумный баланс между вниманием к ребенку и вниманием к своему состоянию. Но часто наблюдается именно перекос либо в одну, либо в другую сторону.
Крайности, как известно, плохи, не приводят к положительному результату. Поэтому важно научиться балансировать между своей жизнью и жизнью ребенка, давать пространство для каждой этих сфер развиваться самостоятельно, но не изолированно. Присутствие родителей в жизни детей должно быть постоянным, (пока он маленький, по мере взросления оно постепенно снижается) но не навязчивым, внимательным, но не удушливым. Взаимодействие детей в других сферах также важно, и не получится так, что на подрастающего человека будут влиять всегда исключительно родители – и не надо этого. Воспитание в семье – основополагающая, но не единственная среда обитания детей. Важно это осознавать и принимать, а со свой стороны давать самое лучшее из возможного (внимание, заботу, поддержку, время, искренность, пример) – это то единственное, что могут родители для своих детей.
Спасибо за внимание.