Я люблю наблюдать за поведением людей в разных ситуациях. В том числе как общаются взрослые с детьми – не обязательно родители, просто разные взрослые – учителя, дяди-тети, друзья семьи, работники сферы услуг, старшее поколение и так далее.
Иногда это бывает любопытно. Начнем с того, что взрослые во многом ведут себя с детьми так, как вели себя с ними самими родители, когда они были маленькими. Манеры поведения, модели взаимодействия, методы воспитания – они в большинстве своем оттуда. Если родителя наказывали в детстве, то, как бы ему ни было тогда плохо, больно, но он, скорее всего, тоже будет также поступать по отношению к своему ребенку. Если ему когда-то не давали высказаться, показать свое недовольство, выразить мнение, то и он не будет слушать своего ребенка. Это происходит неосознанно, никто не отдает себе в этом отчета – но шаблоны сформированы, остается только их применить.
Между тем, таким образом многие родители решают за счет детей свои психологические проблемы, свое неблагополучие срывая на них, отыгрываясь, при этом оправдывая себя тем, что «Все так делают, меня же наказывали, и я нормальным вырос» и так далее. Ну, во-первых, о нормальности можно еще поспорить, во-вторых, следовать по проторенной дорожке гораздо проще, чем начать что-то менять в своем поведении, начинать осознавать, что, может быть, можно по-другому, а в третьих, очень сложно признать, что что-то делаешь не так именно ты, гораздо легче сказать, что ребенок плохой, он не слушается, он плохо себя ведет, не учится и так далее, плохой он, а не я…
Между тем, в поведении несовершеннолетнего ребенка, в его негативных проявлениях очень большую роль, ключевую роль играют родители. В их руках все, а ребенок, по сути, мало что может, он только впитывает установки и выдает реакции на стимулы, и эти реакции в негативном ключе, если его часто подавляют и не учитывают его потребностей.
Таким родителям невдомек, что они калечат детей. Да во многом такие родители – это те же покалеченные когда-то дети. И это очень грустно. Здесь может помочь только осознание этого и изменение собственного поведения, именно собственного, и только через это есть шанс постепенного изменения поведения ребенка в лучшую сторону.
Про учителей я как-то уже писала. Многие из них катятся по проложенным рельсам и думают, что так будет всегда. Но нет, время меняется, реалии меняются, это все отражается на детях, они тоже становятся другими. И это надо признать. И значит должны меняться методы взаимодействия с ними. Хорошо, когда педагоги это понимают, понимают то, что подобно родителю, они должны вести за собой, а не наоборот. Позволять ребенку верховодить ситуацией, значит проявить слабость и несостоятельность. А винить в том, что нет дисциплины и дети не учат уроки, надо прежде всего себя, и через себя, через изменение своего подхода постепенно менять и отношение детей.
Родственники, дяди-тети, старшее поколение – в основном все они уверены, что самые умные, что могут вести себя по-разному, не очень-то заботясь о том, как их будут воспринимать дети. Могут давать обещания, и не выполнять, могут стыдить, сравнивать с другими, навязывать свое видение. И на все это ребенок должен покорно молчать или соглашаться. Но нет – он не должен. На мой взгляд, воспитывать у детей и поощрять собственное мнение, умение его обосновать – это гораздо стратегически полезнее, чем выращивать тень самого себя, а не личность.
Многие любят хаить молодежь, это во все времена так было. Потому что большая разница в возрасте, а значит и в ценностях, приоритетах, ориентирах. Но ведь и мы в том числе задаем им ориентиры. Они смотрят на нас, кто бы что ни говорил. И когда я слышу о ситуации, когда маленький ребенок, пусть он невоспитанный, громко кричит и бегает в общественном месте, мешая другим, (в чем он виноват, если его не научили, не воспитали, не донесли так, чтобы ему было понятно?), вдруг плюнул на дядю, этот дядя, не придумав ничего умнее, чем плюнуть на него в ответ, то у меня просто волосы встают дыбом. И это взрослый человек, на которого должны бы ориентироваться дети? А чем он лучше и умнее этого мальца? Видимо его уровень развития и интеллекта функционирует примерно в районе 4 лет. И такие люди будут чему-то кого-то учить?
Когда взрослые спускаются на уровень детей и начинают действовать также, то ничего хорошего тут ждать не приходится. Это дети могут и хорошо бы, чтобы так и было, учиться у нас и брать с нас пример, но когда взрослый поступает на уровне развития ребенка, то дело плохо. К тому же получается, что ведет именно малыш, а взрослый, видимо, и не взрослый вовсе.
Поэтому прежде, чем хаить детей, давайте посмотрим на себя. На нас ответственность за то, какими они будут. И чем они старше, тем наше влияние на них слабее. Давайте не будем упускать важное, пока они еще маленькие, давайте будем для них положительным примером, давайте забудем обвинения и призывы к совести, а вместо этого обратимся к себе и подумаем, как можно развиваться, что можно привнести хорошего в свою жизнь, что улучшить, как наладить общение с ребенком так, чтобы оно было в радость и нам, и им, чтобы не было слез обиды, чувства разочарования, горечи непонимания, а вместо них появились радость от нахождения рядом, благодарность за каждый прожитый день, общие интересы, совместное время провождения, вдохновение, гордость и взаимное уважение.
Спасибо за внимание!
Читайте также:
Мой подкаст "Ничего личного" - присоединяйтесь)