Найти тему
Инна Юлусова/Мери Рич

Схема психологического анализа сказок. Ключевые характеристики сказки

Оглавление

Для того, чтобы составить схему психологического анализа сказок, необходимо выделить ключевые характеристики сказки.

Под ключевыми характеристиками понимаются качественные показатели, с помощью которых можно описать авторскую сказку.

Ключевыми характеристиками сказки являются:

  1. Энергоинформационное поле сказки;
  2. Основная тема сказки;
  3. Сюжет сказки;
  4. Линия главного героя сказки;
  5. Символическое поле.

Теперь подробнее о каждой характеристике.

Энергоинформационное поле сказки

Это особая энергия сказки, оставляющая у слушателя определенное "послевкусие", состоящее из ощущений, мыслей, чувств и впечатлений.

Основная тема сказки

Это идея, пронизывающая весь сюжет сказки. Основная тема отражает актуальные жизненные ценности, потребности, "зону ближайшего развития" автора. Основная тема показывает нам то, что является для клиента наиболее значимым в данный момент времени. Над чем он сознательно или бессознательно "работает", к чему стремится.

Наиболее распространенными темами сказок являются:

-тема любви;

- тема детско-родительских взаимоотношений в семье;

- тема личностного роста;

- тема основных жизненных ценностей (сказки с жизненной моралью);

- тема дружбы.

Чтобы определить основную тему, нужно задать вопроссебе или автору:

- О чем эта сказка? Чему она учит?

Основная тема может быть представлена на нескольких уровнях:

  • Ценностном;
  • Ментальном;
  • Эмоциональном;
  • Витальном.

Ценностный уровень содержит общие жизненные ценности, проявленные в сказке.

Ментальный уровень отражает понимание, степень осмысления автором событий, положенных в основу сказки.

Эмоциональный уровень показывает качество чувственно-смыслового проживания основной темы.

Витальный уровень говорит о степени удовлетворенности автора в связи с актуализацией основной темы сказки, к этому уровню относится влияние происходящих в сказке событий на жизнедеятельность героев.

Сюжет сказки

Это изложение хода событий. Работая с сюжетом авторской сказки, нужно обратить внимание на три момента:

  1. Оригинальность сюжета;
  2. Жанровая форма сказки;
  3. Последовательность событий.

Под оригинальностью понимается новизна, необычность сюжета, его непохожесть на популярные фабулы.

Жанры сказок могут быть разными:

  • Авантюрно-приключенческий. В основу сюжета положены откровенные авантюры или приключения.
  • Мистический. Основу сюжета составляют мистические события.
  • Сентиментально-драматический. Основу сюжета составляет рассказ о трогательных взаимоотношениях, имеющих драматические аспекты.
  • Любовно-романтический. Основу сюжета составляет история любви.
  • Реально-драматический. В основе сюжета реальные взаимоотношения, драматически окрашенные.
  • Интрапсихический. В основе сюжета внутренние переживания автора, процесс рефлексии.
  • Морально-нравственный. В основе сюжета описание добродетели или порока, с непременным наказанием последнего.
  • Философский. В основе сюжета драматизация философской идеи, жизненного принципа или явления.
  • История жизни.
  • Смешанный.

Жанр сказки указывает на актуальный для автора характер переживаний и область его интересов.

Линия главного героя

Это ключевая характеристика, отражающая актуальное самоощущение и стремления автора.

Главный герой - это образ автора, либо реальный, либо идеальный.

Здесь для нас важно прояснить четыре момента:

1. Образ себя, отношение к себе, динамика изменений отношения к себе.

Это проявляется через характер описания главного героя: какимион перед нами предстает - красивым или безобразным, успешным или неуспешным; меняется ли его статус и возможности в течение сказки.

2. Образ цели, к чему стремится главный герой.

Это выясняется из финала сказки. Предполагается, что в финале реализуется если не сознательное, то бессознательное стремление героя. Мы можем ответить на вопрос: "Чего герой хотел на самом деле?"

3. Мотивы поступков главного героя. Определяется по сюжету сказки.

4. Отношения с окружающим миром.

Определяются по поступкам героя и характеру влияния на него других персонажей. В этом аспекте также актуален критерий "разрушитель-созидатель".

Символическое поле сказки

Оно отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах.

Работая с символическим полем сказки, мы выписываем наиболее яркие образы и исследуем их символическое значение на двух уровнях: личном и глубинном.

Личное значение можно определить, задав автору вопрос: "Чем для Вас является такой-то образ?"

Глубинное значение выявляется путём размышлений и изучения специальной литературы (словарей символов).

После анализа сказки по ее ключевым характеристикам мы составляем заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки и определяем перспективные задачи психологической работы с автором.

Под конфликтным содержанием сказки понимается совокупность деструктивных элементов, выявленных по каждой ключевой характеристике.

Под ресурсным содержанием сказки понимается совокупность созидательных, конструктивных элементов (духовного, ментального, эмоционального, поведенческого плана), выявленных по каждой ключевой характеристике.

Итак, схема психологического анализа авторской сказки включает в себя семь шагов.

Если перед психологом стоят конкретные задачи диагностики определенных сторон личности автора через его сказку, можно руководствоваться следующей таблицей:

Аспекты анализа авторских сказок в зависимости от задач психодиагностики

Аспекты анализа авторских сказок в зависимости от задач психодиагностики. Из базового курса по Методу Комплексной Сказкотерапии
Аспекты анализа авторских сказок в зависимости от задач психодиагностики. Из базового курса по Методу Комплексной Сказкотерапии

Из базового курса по Методу Комплексной Сказкотерапим

Бела из произв-я "Герой нашего времени" М. Лермонтова. Пятигорск, июль 2024 год. Емануелевский парк
Бела из произв-я "Герой нашего времени" М. Лермонтова. Пятигорск, июль 2024 год. Емануелевский парк

Читайте: