Найти тему
Инна Юлусова/Мери Рич

Принципы психологического анализа сказок

Оглавление

1. Принцип безусловного принятия внутреннего мира клиента.

Данный принцип отрицает "оценочный подход". Мир, представленный в сказке, воспринимается целостно, безоценочно. Даже в контексте выявления "конфликтного" и "ресурсного" содержания сказки мы отказываемся от прямых оценок.

2. Принцип объективности.

Мы стараемся рассмотреть сказку с разных точек зрения, исследовать разные ее "слои" и "грани".

3. Принцип результативности.

Психологический анализ авторской сказки всегда обусловлен конкретной целью:

- составление психологического заключения (на предмет определения психологического статуса, интересов, мотивов, индивидуальных особенностей автора;

- составление психологических рекомендаций;

- формирование перспективных задач психологической работы с автором.

С опорой на эти принципы мы составляем схему психологического анализа сказок.

Нравственный иммунитет

Первые знания о законах и явлениях жизни человек получает из сказок, притч, легенд, мифов.

Сказки - это лекарство. Они обладают целительной силой, не заставляя нас делать, быть, действовать - достаточно слушать их. В сказках содержатся средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную душевную силу. Сказки рождают волнение, печаль, вопросы, стремления и понимание. В сказках есть наставления, помогающие нам пробиваться через жизненные трудности.

Душа, сознание, чувства человека в процессе соприкосновения со сказками учатся "слушать наставления и приобретать знания". Таким образом, в душе, сознании и бессознательном человека формируется "банк жизненных ситуаций". В его "картотеке" содержатся самые разнообразные данные о мире и человеке. Например, о том:

- как устроен этот мир, кто его создал;

- какие "ловушки", искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни, как с ними справиться;

- как приобретать и ценить дружбу и любовь;

- как строить отношения с родителями и детьми;

- как бороться и прощать и т.д.

Психодиагностика с помощью сказок не только позволяет психологу получить информацию о внутреннем мире автора, но и, при повторных опытах, предоставляет возможность определить динамику его внутреннего состояния. По тому, как меняется энергоинформационное поле сказки, основная тема, сюжет, линия главного героя и символическое поле, можно определить качественные изменения, происходящие с человеком.

Итак, для оценки эффективности психологической работы мы прости клиента сочинить сказку в начале работы и после ее окончания. Для оценки динамики личностных изменений мы простимклиента написать сказку при каждой встрече или 1 раз в 2-3 встречи.

Сочинение сказки само по себе является процессом самотерапии автора, позволяет ему увидеть актуальные противоречия и на бессознательно-символическом уровне начать искать для них "противоядие".

О схеме психологического анализа сказки расскажу в следующей статью.

Из базового курса Метода Комплексной Сказкотерапии.

Пятигорск, июль 2024. Емануелевский парк. С княжной Мери из произв-я "Герой нашего времени" М. Лермонтова
Пятигорск, июль 2024. Емануелевский парк. С княжной Мери из произв-я "Герой нашего времени" М. Лермонтова

Читайте: