Найти тему
Die Kleine Insterburg

Инстербург. ЛЮТЕРКИРХА-LUTHERKIRCHE Часть Вторая

Автор — Густав Федтке (Gustav Fedtke)

Перевод, комментарии и иллюстрации — Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart, Esq.)

Лютеркирха - Часть Первая

Согласно Хеннигу при Альбрехте Фридрихе в Инстербурге появился первый дьякон или литовский пастор Пётр Артопаус, занимавший кафедру с 1568 по 1581 годы. За ним последовал Иоганн Хёппнер с 1581 по 1590 годы, а затем Бернхардт Антониус с 1590 по 1610 годы.

Кружка с изображением Лютеркирхи и конверт с церковной печатью. Из собрания фонда Die Kleine Insterburg Евгения А. Стюарта
Кружка с изображением Лютеркирхи и конверт с церковной печатью. Из собрания фонда Die Kleine Insterburg Евгения А. Стюарта

Во времена правления Альбрехта Фридриха, а точнее администраторов Георга Фридриха (1603), во главе церкви стояли учёные протоиереи, которые, вследствие того, что епископский сан был упразднён в 1557 году, а вместо него появилось две консистории (Замландская в Кёнигсберге и Помезанская в Заальфельде), находились под началом Кёнигсбергской консистории и генерал-суперинтендентов. Протестантский епископский сан в Пруссии был упразднён в 1632 году и заменён саном генерал-суперинтендента. Однако эти генерал-суперинтенденты по-прежнему осуществляли контроль над церквями и школами. С этого времени инстербургский проиерей начинает именоваться суперинтендентом. Впрочем титул епископа также всплывает в более поздних актах. Вслед за упомянутым (в предыдущей главе — Е.С.) Ульрихом Бингельштадтом, изменившим своё имя на Меркуретус, в 1575 году пришёл Иоганн Шпербер (1575-1594), родившийся в Зеебурге (Тюрингия). У его отца, который также был проповедником, было двенадцать сыновей, из которых не менее шести перебрались в Пруссию. И все они тоже стали священнослужителями. Этот Иоганн Шпербер ранее был пастором в Алленбурге (в 1562 году). В 1567 году он подписал "Repetitio Corp.doctr.prut" (см. Часть Первую), а затем приехал в Инстербург. По всей видимости он был первым, кто получил сан протоиерея, потому как к этому времени в Инстербург поступал доход с нескольких кирх. Однако в документе от 10 октября 1583 года священник из Инстербурга упоминается лишь как пастор, хотя Хенниг именует его уже протоиереем. Согласно церковным счетам, он был первым, кто взимал инспекционные сборы в размере 5 марок с Норкиттена, Георгенбурга, Гольдапа, Бартенштайна и Краупишкена. В 1579 году инстербургский священник поставил свою подпись под Формулой Согласия (Formula Concordiae).

При нём по приказу курфюрста в 1590 году, с 17 февраля по 20 марта, капитан Бранденбурга , советник курфюрста Людвиг фон Раутер и прочие лица посетили кирху, где обнаружили многочисленные проблемы, а также позаботились о разделении на приходы, уделяя особое внимание на проведение проповедей на литовском и прусском языках. Доклад прусского правительства маркграфу Георгу Фридриху от 4 октября 1589 года свидетельствует о недостатке книг на литовском языке. Из имеющихся можно было найти только катехизис, несколько церковных гимнов и псалмы Давида. Также там упоминалось, что Иоганн Бретке, пастор литовской кирхи в Кёнигсберге, проявлявший заботу о благополучии литовских общин, закончил перевод некоторых богословских текстов и передал их правительству вместе со сборником его проповедей. Распространение этих текстов, благодаря их печати, стало ещё более необходимым, поскольку паписты печатали и распространяли собственный катехизис на литовском языке, что вводило людей в заблуждение. Исходя из этого 12 мая 1590 года нескольким литовским проповедникам было поручено совместно взяться за работу в замке Рагнит. Помимо этого Бретке также взялся за перевод всей Библии. Вместе с ним и после него над церковными сочинениями на литовском языке трудились Бартоломей Вилентус, Лазарь Шенгсток, Иоганн Реза и Иоганн Бем. Иоганн Шпербер скончался в 1594 году. При нём в 1589 году Лютеркирха обрела свой первый орган (Hennig, S. 8).

В июле 1590 года большой пожар превратил практически весь город в пепелище. Утверждалось, что сгорело 140 домов. Уцелела только кирха, дом проповедника, школа и ещё девять зданий.

В 1594 году протоиереем был назначен Георг Рашиус (Раше), уроженец Рёсселя, сменившим своё имя на латинское — Ролзиниус. С 1583 он был пастором в Дренгфурте, а в 1594 призван в Инстербург.

При протоиерее Раше велись споры между разными конфессиями, в частности католиков с протестантами, которые хотели пользоваться теми же правами, что и последние. В результате у протоиерея возникали многочисленные конфликты с подведомственными ему проповедниками большого Инстербургского инспекционного округа. В конце концов он получил рескрипт от 19 мая 1603 года, в котором проповедникам Инстербургского прихода самым решительным образом указывалось на их неповиновение протоиерею.

Примерно в то же самое время (1603 год) скончался маркграф Георг Фридрих фон Ансбах, которому Инстербург был столь многим обязан. Регентские полномочия последнего теперь перешли к курфюрсту Бранденбургскому Иоахиму Фридриху, которому 11 марта 1605 года пришлось пообещать, что прусские католики также будут пользоваться полной свободой вероисповедания и что их более не станут отстранять от высоких и почётных должностей. С 1606 года протоиерею Георгу Раше вместо дохода с четырёх гуфов (гуфа — единица измерения площади крестьянских наделов — Е.С.) в соседнем поместье Зауперн, к западу от города, коими владела церковь, ежегодно выплачивалось жалование в размере 60 марок. Спустя несколько дней протоиерей скончался, и его место занял Тимофей Фабрициус (1608-1617) из Старгарда, что в Померании, родившийся 23 января 1575 года. В 1601 году он был немецким дьяконом в Мемеле, получил степень магистра в Кёнигсберге в 1607 году, а в 1608 году был представлен здесь (в Инстербурге) в качестве протоиерея пастором Валентином Фойерштоком из Георгенбурга.

В 1608 году умер регент Иоахим Фридрих, и ему наследовал его сын Иоганн Сигизмунд, курфюрст Бранденбургский (с 18 июля 1608 года по 23 декабря 1619 года). 28 августа он посетил (согласно рукописной хронике Пастенаци) Инстербург и Кёнигсберг, после чего 30 марта 1609 года направился в Берлин, но 15 апреля вернулся обратно. При нём церковные разногласия, приведшие к Тридцатилетней войне, настолько усилились на территории Пруссии, что католики пожелали рассматривать протестантов лишь как терпимую секту. Поскольку курфюрст стремился получить от польского короля полный контроль над Пруссией в качестве куратора недееспособного Альбрехта Фридриха, то он был вынужден уступить католикам «вопреки всем прежним правам».

Таким образом ему пришлось согласиться, что ректор латинской школы в Инстербурге Якоб Петри должен будет также проповедовать на польском языке, что в Кёнигсбергском Закхайме, то есть на территории всё ещё остававшейся протестантской Пруссии, будет построена первая католическая кирха, что будет введён новый календарь, и что ранее разрушенный католический храм Святой Линды в Растенбурге нужно восстановить, что и произошло в 1618 году, с видимой целью начать отсюда возвращение всего восточного герцогства в лоно католицизма (Hartknoch, Chronik S. 484).

Одновременно с тем, как католицизм стал поднимать голову, Иоганн Сигизмунд на Рождество 1613 года официально перешёл в кальвинизм. В Инстербурге особенно проявил себя Фабиан граф цу Дона, ставший там в 1604 году начальником главного управления. В 1609 году прусские сословия подали жалобу на то, что кальвинист не может быть назначен на такую должность. Его отозвали из Инстербурга, но в Тапиау он также был назначен начальником главного управления, а затем даже обербургграфом, пока, наконец, добровольно не ушёл в отставку, скончавшись как частное лицо в 1621 году. Однако Инстербург он, похоже, покинул ещё в 1607 году, поскольку в том же году церковный счёт подпсиал его преемник Фридрих Эрбтрухзес и граф цу Вальдбург (начальник главного управления в Инстербурге 1634-1635) (Hennig, Chronik S. 54).

Чем больше католики и реформаторы (кальвинисты) пытались закрепиться в Пруссии, тем более активно проявлял себя протоиерей Фабрициус в деле сохранения лютеранской веры и надлежащей церковной организации. В 1605 году он попытался увеличить церковные доходы за счёт «погребальных денег», но такое нововведение было встречено в штыки. В 1609 году сельские кирхи были отделены от города. Каждая такая кирха теперь имела свой приход, но с условием, что они будут выплачивать по 200 марок в год на содержание протоиерея и диакона. Данная сумма в 1650 году была увеличена до 237 марок.

В этом и следующем годах (1609 и 1610 гг.) в Инстербурге свирепствовала чума. Заболел и протоиерей, но благодаря лечившему его доктору медицины Лотусу из Кёнигсберга, чьи услуги были оплачены из церковной казны, сумел выздороветь.

На период болезни его обязанности в Инстербурге приходилось исполнять пастору из Георгенбурга (до 1614 года), за что он получил от кирхи 30 марок и 30 шиллингов. После своего выздоровления протоиерей Фабрициус позаботился о том, чтобы на месте прежней кирхи была построена более прочная. С 1610 по 1612 годы, как уже было сказано, появился храм, построенный из камня.

В 1612 году он написал стихотворение «novi templi Insterb. dedicationen m. Nov. Factam», в котором именует себя только как Pastor Insterburgensis.

В своей рукописной хронике Пастенаци отмечает, что Пирагиненское окно кирхи украшал герб курфюрста и год 1612-й, тогда как на Альтхофском окне значился год 1582-й.

В 1612 году (согласно рукописной хронике Хана) была отремонтирована и капелла (часовня) на кладбище. Отсюда становится ясно, что она, должно быть, существовала ещё до основания города и, вероятно, восходит к эпохе Великих магистров. На панораме Инстербурга, созданной Хартнохом в 1684 году (см. Часть Первую), мы можем видеть, что это была ротонда с куполообразной башней, освещавшаяся с боков и сверху. Судя по тому фундаменту, который до недавнего времени ещё можно было наблюдать на вершине погребального холма, ниже уровня земли, она имела в диаметре от двадцати до двадцати пяти футов. Бывший могильщик Кламм показал мне то место, где он его видел. Таким образом она была построена на самой верхушке холма, справа от нынешней тропы, ведущей к старому конезаводу. Судя по всему в склепе капеллы было погребено несколько человек, потому как несколько надгробных плит, ныне формирующих пол Лютеркирхи, взяты именно отсюда.

На данной открытке, на которой мы можем видеть Газовый завод и мост через Ангерапп, здание капеллы очень хорошо заметно.
На данной открытке, на которой мы можем видеть Газовый завод и мост через Ангерапп, здание капеллы очень хорошо заметно.

В 1615 году протоиерей (Тимофей Фабрициус) распорядился расширить это кладбище и обнести его стеной. Это было необходимо сделать, потому как в чумные годы оно оказалось переполненным. Для этой цели оно было увеличено на 3 метра на север, в сторону Георгенбурга, и на 3 метра на запад, в сторону Альтхофа, с условием, что преступники, казнённые мечом, более не будут хорониться за пределами кладбищенского двора, а будут похоронены на нём, как и другие христиане.

Заслуженный протоиерей Тимофей Фабрициус скончался 7 марта 1617 года, после того, как оказал большое содействие в основании ещё нескольких кирх в окрестностях Инстербурга.

Современное состояние капеллы. Фото взято с сайта — https://urban3p.ru
Современное состояние капеллы. Фото взято с сайта — https://urban3p.ru

Его преемником стал Питер Николай (1617-1640), которого в некоторых источниках также именуют как Кляйке. Он родился в Мемеле, и с 1609 года был пастором в прусском Бранденбурге. На должность своего предшественника он был назначен в 1617 году протоиереем Тильзита Арнольди с окладом всего 200 марок в год. Имея большую семью (10 детей) он пытался увеличить свой доход, из-за чего сдавал свой дом шотландскому коммерсанту, бакалейщику и пивовару, получив с него 200 марок. В те времена марка равнялась 20 прусским грошам. (Некоторые шотландцы, эмигрировавшие со своей родины в XVII столетии, поселились в Инстербурге, привлечённые туда оживлённой речной торговлей, процветавшей благодаря судоходству по Прегелю, после аннулирования у Велау прав на данный вид деятельности). Пивовары и торговцы солодом пообещали возместить протоиерею сумму в 200 марок, если шотландцу запретят варить пиво, после чего совет постановил, что он может заниматься только торговлей. Питер Николай был грамотным литовцем, а потому пастор Кёнигсберга Иоганн Реза прислал ему псалмы Давида, которые перевёл на литовский язык, и прежде чем их опубликовать, решил проконсультироваться с другими проповедниками. При нём в 1618 году были достроены башня кирхи, часть стены и великолепная кафедра. Он также является главным инициатором Инстербургского церковного собора 29 июня 1639 года.

В то время как в Германии протестанты вкладывали сердца и души в защиту очищенного Лютером церковного учения, а благородный король Швеции Густав Адольф с большим энтузиазмом взялся за меч, чтобы даровать своим единоверцам свободу вероисповедания, которую постыдно ущемляли Австрия и Бавария, встретив свою славную смерть в 1632 году в битве при Лютцене, в Восточной Пруссии и особенно в Инстербурге смысл этих высоких целей был настолько далёк от людей, что «в Инстербурге не было даже пуговичных дел мастеров и портных, как и тех, кто мог бы наточить оружие, а 23 марта 1621 года курфюрст лишь посредством подкупа сумел добиться признания его герцогом Прусским».

Когда вскоре, в 1623 году, католики всё же вынудили его взяться за оружие, и он призвал своих вассалов вооружиться для защиты его самого и их общей веры, то ему пришлось добавить, что «на этот раз всё не в шутку, а всерьёз». Однако даже когда Густав Адольф вступил в Пруссию и 6 июля 1626 года захватил Пиллау, призвав жителей Пруссии присоединиться к борьбе за общее дело, никто и ухом не повёл.

Люди были только рады, когда благородный король вскоре вернулся в Швецию, а затем оказался вдалеке от их милой родины в Германии, где и продолжил войну против дерзких католиков. Ведь такое участие в войне ничего не стоило государству! В 1626 году обедневший курфюрст был вынужден выплачивать по 17,000 гульденов в месяц за 300 всадников и 700 наёмных пехотинцев, с трудом завербованных в течение 7 месяцев, в то время как ленники, обязанные браться за оружие, отсиживались дома. Да что там говорить, правитель не смел даже раздавать оружие горожанам, которое те скорее обратили бы против самих себя.

Даже эдикт германского императора о реституции от 1629 года ничего не изменил в этом отношении, а после смерти Густава Адольфа неучастие в войне приобрело ещё больше доводов, поскольку можно было легко убедить себя в том, что войскам курфюрста не подобает воевать под командованием простых шведских генералов. Только непосредственное присутствие самого Густава Адольфа вынуждало курфюрста недолгое время сотрудничать с прославленным шведским монархом.

Более того, ревностные протестанты в Пруссии, бывшие лютеранами только формально, предпочитали вести лишь словесные баталии с католиками и кальвинистами (даже более с последними, чем с первыми), которые к этому времени сильно распространились в Кёнигсберге и по всей Пруссии.

Духовенство также всеми силами старалось увеличить своё влияние и доходы. В первую очередь это произошло благодаря каноническому посещению кирх и последовавшему вслед за этим церковному соглашению в Инстербурге. Помимо установления доходов духовенства и положений, касающихся церковной доктрины и дисциплины, оба документа давали очень чёткую, но к сожалению не очень радужную картину положения сельского населения в те времена. Это особое соглашение инстербургского прихода было подписано в замке Инстербург 18 февраля 1638 года и приведено в Своде постановлений (Corpus Constitutionum) (стр. 34-63).

Герцог Георг Вильгельм ранее назначил канцлера Фабиана фон Остау, обермаршалла Агасфера фон Брандта и придворного советника Фридриха фон Гётцена Посетителями (Visitatoren – так назывались лица, делегированные для посещения людей или мест с целью поддержания веры, дисциплины и исправления злоупотреблений – Е.С.) кирх Замланда. Теперь же он также назначил их Посетителями и литовских кирх при содействии инстербургского протоиерея Питера Николая и Бальтазара фон Грюненденвальде (Грюнвальде), приходского священника в Питерсдорфе (район Велау).

Ими было подготовлено особое соглашение кирх инстербургского прихода, которое было рассмотрено замландской консисторией и утверждено по всем пунктам герцогом как покровителем всех кирх герцогства, «ради процветания литовских кирх, а также исправления и отмены непомерных излишеств. Все кирхи приходов Инстербурга, Тильзита, Рагнита, Лабиау, Таблаукена, Георгенбурга, Заалау и Шаакена должны стремиться к этому».

Посетители лично побывали в каждой кирхе, осмотрели их, выслушали и расспросили обо всём их пасторов и обнаружили, что «под личиной хорошего скрывается множество варварских ошибок, требующих исправления». Исправлений требовали наставления и церковная дисциплина.

Из этих новых постановлений мы можем узнать о тогдашнем положении дел, особенно в сёлах, а потому они заслуживают более пристального внимания.

Что касается вероучения, то «пасторы должны со всем усердием проповедовать (учить и наставлять) Слово Божие доступным языком, потому что литовцы ещё очень мало или совсем ничего о нём не знают».

«Такие беседы должно проводить после различных воскресных и праздничных дней. (Примечание: Обычные проповеди проводились по воскресеньям, а в городе также и по средам, когда дьякон, читавший проповедь на литовском языке по воскресеньям, повторял её на немецком. Для немногочисленных поляков-иммигрантов нанимался специальный проповедник.) Люди обязаны усердно посещать кирху. Многие редко приходят в церковь или много болтают в ней, а также уходят во время проповеди. Приходские священники обязаны докладывать отцам церкви о всяких разговорах в кирхе, входе и выходе из неё, посещении прихожанами трактиров и нерадивом посещении храма.

Всё это необходимо предупреждать в первую очередь, а тех из чьего дома хотя бы один не посещает кирху, нужно штрафовать в размере 3 гроша в квартал. Ежели они не заплатят добровольно, то их следует наказывать. Если они не прислушаются к увещеваниям, то пусть им наденут железный ошейник. Всё это предназначено и направлено не для их погибели или к их вреду, но на их вечное спасение и благополучие. Ибо важнее забота о духовном, небесном и вечном, нежели о телесном, земном и временном, и гораздо ценнее забота о душе, чем о теле».

Автор — Густав Федтке (Gustav Fedtke)

Перевод, комментарии и иллюстрации — Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart, Esq.)

При перепечатке или копировании материала ссылка на данную страницу обязательна. С уважением, Е. А. Стюарт