Найти тему
Die Kleine Insterburg

Инстербург. ЛЮТЕРКИРХА-LUTHERKIRCHE Часть Первая

«Вопрос – “Переводить или нет данную статью?” передо мной никогда не стоял. Скорее возникали другие вопросы. Во-первых – “Когда?” Спустя долгий временной промежуток в голове рождается “Да, прям, вот, сейчас, пока скребёт”. Во-вторых – “Для кого?” Интересующихся темой по пальцам пересчитать. Но даже, если и здесь много излишнего оптимизма, то остаюсь хотя бы я сам. Остальным вкратце поведает экскурсовод. И в-третьих –  “Зачем?”. Тут всё просто. “Чтобы было”.

Итак, история Лютеркирхи славного города Инстербурга. Поехали… Е.С.»

Автор — Густав Федтке (Gustav Fedtke)

Перевод — Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart, Esq.)

Инстербургская Лютеркирха была возведена между 1610 и 1612 годами. Хенниг (Топографическо-историческое описание города Инстербурга) писал об этом так: “Строительство нынешнего церковного здания началось в 1610 году и заняло два года, что отражено и в опубликованном в 1612 году стихотворении протоиерея Тимофея Фабрициуса (с 1608 по 1617 гг.) под наименованием “ In novi templi Insterb. dedicat. m. Nov. factam` sehen kann”. Бёттихер (Памятники архитектуры и искусства) также соглашается с данной точкой зрения, когда пишет: “Нынешняя лютеранская приходская кирха построена в 1610-1612 гг. на своём (прежнем) фундаменте. Его (фундамента) северная и восточная стороны сложены из необработанных полевых камней и, вероятно, относятся ещё ко времени первой кирхи. С другой стороны, южная и западная стороны состоят из кирпичной (крестовой) кладки, которая может покоиться на полевых камнях”.

Панорама Инстербурга, 1684 год. Hartknoch.
Панорама Инстербурга, 1684 год. Hartknoch.

Сама кирха наряду с её башней сложена из кирпича (крестовой кладкой) без всякой отделки, но ныне оштукатурена. Лишь с западной стороны, в правой половине можно заметить небольшой ремонт с более мелкими камнями в кладке. Под осыпающейся штукатуркой заметны ромбовидные орнаменты из глазурованного кирпича, выложенные на западной и южной стороне здания. Впрочем они не относятся ко временам Тевтонского ордена, а были выложены одновременно с остальной кладкой с 1610 по 1612 годы. С другой стороны, в журнале Общества древностей за 1888 год, номер 1, стр. 44, приведено мнение, согласно которому кирха возникла во времена Ордена. Стрельчатые окна на башне также относятся к 1612 году.

Кирха представляет собой прямоугольник с выступающей башней, имеющий длину 38,22 метра и ширину 18,33 метра. С западной стороны имеются две маленькие лестничные башенки, чьи стены выступают на четверть своей окружности. Никаких контрфорсов. Стрельчатые окна и двери, последняя из которых была позднее замурована, на северной стороне кирхи относятся ещё к первоначальной постройке 1610-1612 гг., а остальные были впоследствии обновлены.

Для возведения одних только стен было закуплено 361,400 кирпичей по 4 марки за тысячу штук и 2,920 тонн извести по 12 грошей за каждую тонну. “Учитывая несколько больший размер кирпича, это вполне согласуется с общим объёмом строительных работ” (Bötticher, Die Bau- und Kunstdenkmäler).

Свой вклад в строительство кирхи внесли:

Курфюрст – 578 марок; магистрат – 155 марок; суд – 135 марок; ремесленники – 127 марок; горожане – 293 марки; из ежемесячных пошлин – 357 марок; от пришлых – 125 марок; из штрафов – 99 марок. Итого 1869 марок, благодаря которым всё строительство (за исключением башни) было завершено.

В 1612 году, состоялось открытие (торжественное освящение) кирхи, хотя её достройка, возможно из-за нехватки финансирования, продолжалась до 1650 года.

В любом случае она была построена на месте уже обветшалой и недостаточно просторной деревянной или фахверковой первой кирхи. Год постройки этой самой первой кирхи неизвестен, но она уже существовала в 1537 году. Хенниг (стр. 14) пишет: “Кирха находилась здесь задолго до Реформации, но мы не располагаем о ней никакими сведениями”. Однако можно предположить, что она была передана протестантам вскоре после введения в Пруссии принципов лютеранского вероисповедания, поскольку в только что упомянутом 1537 году здесь уже служил лютеранский священник. Под эгидой двух таких персон, как герцог Альбрехт и епископ Замланда Георг фон Поленц, активно поддержавших Реформацию, в Инстербурге и его окрестностях была немедленно налажена соответствующая церковная организация.

Благодаря проповедям Осиандера в Нюрнберге, в 1522 году, епископ Поленц, друг и хаускомтур Альбрехта в Кёнигсберге, был покорён евангельскими речами Лютера, тогда как Альбрехт превратился в противника ультрамонтанов, а также подавлявших всякое просвещение и свободы епископальной и аристократической партии.

Альбрехт Бранденбург-Ансбахский, Великий магистр Тевтонского ордена.
Альбрехт Бранденбург-Ансбахский, Великий магистр Тевтонского ордена.

Позднее маркграф Альбрехт называл Осиандера своим “Отцом во Христе” и в письме от 30 апреля 1540 года свидетельствовал ему: “Лишь ты один являешься тем инструментом, с помощью которого мы достигли божественного, правильного и истинного понимания того благословения, которое мы ценим столь высоко, что это невозможно выразить словами, а тем более сравнивать с чем-либо”.

К слову: время, на протяжении которого маркграф Альбрехт находился в Нюрнберге с перерывами с 1522 по 1524 год, имело решающее значение не только для земель Ордена, но и для него самого.

В Нюрнберге были заложены основы Краковского мира, который был заключён между маркграфом и королём Польши в Пальмовое (Вербное) воскресенье, 8 апреля 1525 года.

Из Нюрнберга маркграф тайно отправил к Лютеру в Виттенберг письмо и копию орденских уставов, тем самым сделав первый шаг к переходу в протестантизм. По возвращении в Кёнигсберг Альбрехт не только преобразовал религиозный орден в светское герцогство, но и основал Прусскую евангелическую церковь.

5 июля 1525 года герцог открыто одобрил новое учение в своём указе, и весь Орден последовал его примеру. То, как быстро распространилось учение Лютера, видно из восклицания самого реформатора, написавшего в 1525 году: “Узрите чудо! Евангелие мчится в Пруссию на всех парусах, в то время как в Верхней и Нижней Германии его поносят и отвергают со всевозможной яростью”.

Герцог Альбрехт взялся за дело Реформации крайне энергично. Уже 6 июля 1525 года, ещё до получения ответа от доктора Мартина Лютера, он издал правила, касающиеся евангельского богослужения и христианской жизни в герцогстве (s. D. Paul Tschackert, Herzog Albrecht von Preußen, S. 34):

“К хвале и славе Господа Бога и всех Его избранных святых, ради всеобщей христианской веры

1. Пасторы должны проповедовать Евангелие честно и ясно. Напротив, в герцогстве недопустимы проповедники, противоречащие слову Божию, непослушные и подстрекающие к мятежу; общины же должны поддерживать своих духовников, как и прежде. С другой стороны, запрещается

2. неумеренное «обжорство» (национальный порок пруссаков), пьянство и богохульство,

3. непристойная ругань и сквернословие,

4. распутство и

5. религиозные беседы без дисциплины в неподобающих местах. Герцогские чиновники должны обращать серьёзное внимание на лживых проповедников, мятежников и прочих нехристианских учителей, особенно на тех, кто совершает обряд жертвоприношения козла (старинный языческий, старопрусский обряд) или занимаются гаданиями, а в случае надобности, если нет возможности отговорить людей заниматься запрещёнными деяниями, применять к ним меры наказания».

В дополнение к данному предписанию герцог также распорядился о проведении церковных собраний и синодов. Сейчас мы точно знаем, что первым протестантским проповедником — позднее получившим наименование протоиерея — в Инстербурге до 1537 года был Иоганн Тортиловиц фон Батоки, священник, который, по всей видимости, перешёл из папства в лютеранство. Его жалование составляло всего 60 марок (одна марка в то время равнялась 20 прусским грошам).

В приснопамятном 1537 году маркграф Альбрехт своим рескриптом от 24 апреля 1537 года предложил его епископу Помезанскому в качестве протоиерея Ликского. Но поскольку епископ желал назначить на эту должность кого-то другого, 15 мая того же года в отношении епископа Помезанского и амтманна Ангербурга был издан другой рескрипт, согласно которому Тортиловиц, бывший приходским священником Инстербурга, на некоторое время назначается пастром Ангербурга. В другом рескрипте епископу, в котором он назначается пастором в Ангербурге, этот священник называется «старым пастором Инстербурга»; возможно, в это время там уже были два проповедника.

На данном посту его сменил Улдарикус (Ульрих) Бингельштадт (1537-1573), учёный человек, который мог проповедовать не только на немецком, но и на литовском языке, отчего обратился к правительству с просьбой о выплате ему жалования в 1536 году, поскольку за проповедование на двух языках ранее выплачивалась двойная ставка. Он называл себя Улдарикусом Меркуресикусом (Uldaricus Mercuresicus или Mercuretus), поскольку это латинское наименование пролесника — Mercurialis, а место, где он произрастает, называется Mercuretum. Он пережил герцога на несколько лет и вместе с ним пережил период бурного развития науки и распространения протестантизма среди его литовских подданных, коими до этого времени пренебрегали. Примерно в это же самое время, в 1537 году, по словам Хеннига, в Инстербурге крестилось 2,797 лютеран , обвенчано 734 пары и ещё 2,268 человек скончалось.

Епископ Поленц вплоть до своей кончины (10 апреля 1550 года) продолжал всячески поддерживать герцога Альбрехта в вопросах учреждения Прусской церкви и основания её на строгих научных принципах, а потому уже в 1544 году многие школы в Кёнигсберге и небольших городах, включая Кёнигсбергский университет, подготавливали компетентных проповедников и учителей для всей Пруссии, не исключая и Инстербург.

После смерти епископа Поленца Альбрехт на несколько лет оставил должность епископа Замланда и Помезании вакантными, поручив консисториям заботу о церковных учреждениях, пока после долгих богословских споров, уже незадолго до своей смерти не назначил Иоахима Мёрлина епископом Замланда. Последний, вместе с новым епископом Помезании Георгом Венедигером разработал символическую книгу, раскрывавшую смысл лютеранства (die Repitio corporis doctrinae pruthenicae im Jahre 1567), и обязательную для всех прусских проповедников. Ульрих Бингельштадт также поставил свою подпись под этим документом. По этой причине даже в более поздние времена для всех должностей в Инстербурге требовалось исповедование правильного лютеранского вероучения.

-3

Таким образом, вплоть до XVIII века инстербуржцы выработали несколько нетерпимый характер по отношению к инакомыслящим.

Когда в 1525 году герцог Альбрехт провозгласил Пруссию светским герцогством, он преобразовал комтурства в так называемые главные управления. Их возглавляли чиновники с довольно широкими полномочиями, особенно если эти люди были угодны герцогу. В Инстербурге последним пфлегером (или попечителем) был Иоганн Пейн (ставший теперь окружным главой), пользовавшийся большим расположением герцога и по настоянию которого с усердием взявшегося здесь за распространение нового учения.

С помощью Иоганна Пейна Альбрехт принял решение учредить, в дополнение к уже существовавшим кирхам в Георгенбурге, Заалау, Норкиттене и Гольдапе, ещё одиннадцать новых кирх под главенством инстербургского прихода, которые фактически и были основаны с 1544 по 1589 годы. Ими стали:

1. Gumbinnen im Kr. Gumbinnen (1582) 2. Gaweiten, Kr. Goldap (1589) 3. Kattenau, Kr. Stallupönen (1589) 4. Kraupischken, Kr. Ragnit (1568) 5. Kussen, Kr. Pillkallen (точная дата неизвестна) 6. Nemmersdorf, Kr. Gumbinnen (1589) 7. Pillupönen, Kr. Stallupönen (1589) 8. Szittkehmen, Kr. Goldap (1589) 9. Stallupönen, Kr. Stallupönen (1589) 10. Tolmingkehmen, Kr. Stallupönen (1589) 11. Szabienen, Kr. Darkehmen (1589).

В некоторых местах священнослужители назначались ещё до постройки кирх, и они были вынуждены справлять службу в простых домах или даже в сараях.

В 1599 году, согласно церковным счетам Инстербурга, добавились следующие кирхи:

12. Ballethen, Kr. Darkehmen (завершена в 1599) 13. Walterkehmen, Kr. Gumbinnen (1617) 14. Muldszen, Kr. Gerdauen (1603).

Строительство кирхи в Мульдсцене (ныне посёлок Перевалово, Правдинский городской округ — Е.С.) обошлось в 325 марок и 43 шиллинга. Столь низкие затраты на строительство, по всей видимости, представляют собой лишь денежные расходы. Пиломатериалы доставлялись бесплатно. Ремесленные и прядильные работы, обжиг кирпича и само строительство выполнялись рабочими бесплатно, как это происходило и раньше в случае с рыцарскими замками.

Площадь всей церковной епархии теперь составляла приблизительно 36 квадратных миль и находилась под надзором протоиерея Инстербургского, хотя всё это время и не имела чётких границ. Вместо этого, каждый населённый пункт мог свободно придерживаться той кирхи, которая больше нравилась его жителям или находилась к нему ближе всего. Это мешало проповедникам лучше узнать своих прихожан и искоренить языческие заблуждения. Наряду с этим существовали и другие неурядицы, порождаемые невежеством и суевериями. Первые проповедники в этих приходах как правило плохо знали литовский язык, и им приходилось пользоваться услугами толмачей или переводчиков, которые с возвышенного места разъясняли литовцам слова священника. Довольно часто они не понимали его слов и озвучивали свою версию сказанного им. С целью исправить данное положение, Альбрехт создал в только что основанном им Кёнигсбергском университете группу, в которой 8 литовских студентов за его счёт прошли обучение на литовских священнослужителей. Помимо этого с его подачи был сделан перевод Библии и лютеранского катехизаса на литовский, прусский и замландский языки.

Доходы от всех этих кирх, исчисляемые в 9,686 марок, передавались протоиерею в Инстербурге, который в свою очередь перераспределял эти деньги между проповедниками. В 1588 году поступило всего 2,070 марок, а общие расходы, согласно рукописной записи от 1590 года, составили 1,344 марки. Жалование проповедника изначально составляло 60 марок. Из этих доходов также велось финансирование строительства сельских кирх. Сами проповедники могли собирать лишь неопределённое вознаграждение за погребение, венчание и прочие оказываемые ими услуги. Только в 1609 году все эти сельские приходы были отделены от инстербургской кирхи, и с тех пор должны были лишь подавать отчёт в главное управление Инстербурга, получать там жалование и ежегодно вносить 200 марок на содержание протоиерея и капеллана в Инстербурге. В 1650 году эта сумма составляла 237 марок, то есть каждая кирха должна была сдавать по 15 марок ежегодно.

Хотя в этом первом церковном органе и присутствовало ещё множество недостатков, однако была заложена основа для распространения истинной веры по всей Надровии. По этой причине сам маркграф Альбрехт написал в предисловии к катехизису, переведённому на прусский язык 4 марта 1561 года: «И поскольку мы первоначально обнаруживали всякого рода языческие суеверия и злоупотребления, особенно среди жителей Судовии и Пруссии, то мы воспользуемся разнообразными христианскими средствами и способами для их искоренения, равно как и всякой антихристианской мерзости, вследствие чего повелеваем своим протоиереям и пастырям, проповедникам и священнослужителям читать этот перевод катехизиса и заучивать его наизусть».

Основав по-истине христианское государство в Пруссии герцог Альбрехт скончался 20 марта 1568 года в один день со своей супругой.

Его преемником стал Альбрехт II Фридрих, герцог Пруссии 1568-1618.

Продолжение следует...

Автор — Густав Федтке (Gustav Fedtke)

Перевод — Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart, Esq.)

При перепечатке или копировании материала ссылка на данную страницу обязательна. С уважением, Е. А. Стюарт