Двадцать лет назад, в марте 2003 года, США и Великобритания начали военную операцию, направленную на свержение режима Саддама Хусейна в Ираке. Миссия была признана успешной, и Саддам Хусейн был казнен в 2006 году. Ожидалось, что после этой интервенции в Ираке наступят демократия, свобода и равенство. Но то, что происходило на местах, рисует иную картину.
Двойственность конфликта
Есть старая поговорка, отражающая неизбежность хаоса: «Где война, там и беспорядки». Исторически сложилось так, что поражение в войне часто сопровождается гражданскими беспорядками. Когда режим свергается или ослабляется под воздействием внешних сил, образуется вакуум, который может привести к внутреннему конфликту. Ирак не является исключением из этой закономерности. Гражданские беспорядки продолжались в стране еще несколько лет после официального окончания вторжения, и многие считают 2017 год официальным завершением гражданской войны в Ираке.
Эти 15 лет беспорядков серьезно затормозили экономический и социальный прогресс Ирака. Ущерб, нанесенный его экономике, скорее всего, будет ощущаться еще как минимум два десятилетия, если какая-либо значимая мировая держава не ограничится риторикой и не предоставит значительные инвестиции.
Состояние экономики Ирака
В связи с потенциальным возвращением Ирака в центр международного внимания важно оценить состояние его экономики на сегодняшний день, рассмотрев некоторые основные показатели.
Валовой внутренний продукт (ВВП):
Экономика Ирака по-прежнему в значительной степени зависит от нефти, на долю которой приходится 55 % ВВП страны. Этот показатель тревожно высок не из-за обилия добычи нефти, а скорее из-за стагнации других секторов экономики. В 2022 году обрабатывающая промышленность, строительство и общественные товары составляли всего 8 % ВВП Ирака. Для сравнения, в соседнем Иране нефть составляет лишь 23 % ВВП.
Несмотря на ограниченное экономическое разнообразие, ВВП Ирака составляет 208 миллиардов долларов (2021 год, Всемирный банк), что сопоставимо с такими странами, как Греция, Украина или Казахстан. В расчете на душу населения ВВП Ирака составляет 4 224 доллара, что аналогично показателям Шри-Ланки, Намибии или Косово.
Долг и резервы:
Часто говорят, что за навязанную извне демократию приходится платить. Опыт Ирака, похоже, подтверждает это мнение. В 2004 году Международный валютный фонд (МВФ) оценил государственный долг Ирака в 344,3% от ВВП. В течение следующего десятилетия этот показатель сократился более чем в десять раз и составил 32 %. По данным МВФ, на 2022 год государственный долг Ирака составлял 36,7 % ВВП.
В 2022 году Ирак также предпринял усилия по укреплению своих золотых запасов, увеличив их с 96,42 тонны до 130,32 тонны, согласно расчетам Всемирного совета по золоту.
Инфляция:
По сравнению со многими европейскими странами Ираку удается сдерживать инфляцию. За последнее десятилетие инфляция подскочила только в 2021 году, достигнув 8 %, что является скромным ростом. Центральный банк Ирака сообщил, что в ноябре 2022 года инфляция составила 4,5 %.
Однако цены на продукты питания растут быстрее, чем общая инфляция, что характерно для многих развивающихся экономик. Уровень продовольственной инфляции в Ираке составляет 6,32 % в год, что все еще значительно ниже, чем в Германии, России или Литве. Для поддержания стабильности Центральный банк сохраняет учетную ставку на уровне 4 %.
Безработица:
В таких постконфликтных странах, как Ирак, безработица является критически важным показателем будущей стабильности. Чем больше в стране молодых безработных, тем выше риск беспорядков.
Данные по безработице в Ираке скудны, но общий уровень в 14,2% вызывает беспокойство. Безработица среди молодежи обычно еще выше, а при населении в 40 миллионов человек уровень безработицы среди молодежи в 20 % представляет собой серьезную угрозу социальной стабильности. Высокий уровень безработицы говорит о том, что Ирак все еще находится под угрозой будущих социальных потрясений.
Спустя 20 лет после вторжения Ирак по-прежнему остается страной, переживающей последствия войны. Хотя в стране наблюдается некоторая стабилизация, ее экономика по-прежнему сильно зависит от нефти, а безработица остается одной из главных проблем. Отголоски гражданского конфликта продолжают звучать, препятствуя росту и стабильности Ирака. Сможет ли Ирак преодолеть этот период потрясений, во многом будет зависеть от значительных внешних инвестиций и последовательных экономических реформ.
Если понравилась статья, поддержите канал лайком и подпиской, а также делитесь своим мнением в комментариях.