Этот район Москвы получил название от старой Можайской дороги и тесно связан с историей близлежащих села Сетунь и деревни Манухино, последняя из которых, по описанию 1627 года, принадлежала братьям Пушкиным – Воину и Петру, предкам великого русского поэта.
Сегодня Можайский является одним из крупнейших районов Москвы, население которого составляет почти 146 тыс. человек. В последние годы рядом с пятиэтажными домами появляются современные жилые комплексы и крупные транспортные развязки, придающие району уникальный облик.
В августе 2024 года был проведен опрос жителей района, чтобы определить наиболее важные критерии при выборе аптеки. Ввиду большого числа точек фармацевтической розницы, исследование проведено в два этапа. На первом изучались аптеки и аптечные пункты, расположенные к северу от осевой линии района – Можайского шоссе.
Месторасположение
Большинство аптек в северной части района расположено на первых этажах жилых домов или в торговых центрах вдоль Можайского шоссе, где функционирует пять аптек. Дополнительные точки продажи находятся на улицах, поднимающихся от шоссе к железной дороге: три аптеки – на улице Багрицкого, две – на Гвардейской, четыре – на Гришина, и шесть – на Толбухина. Также по одной аптеке можно найти на улицах Красных зорь, Барвихинской и Горбунова.
Жители улиц Маршала Неделина, Кубинка и Говорова, однако, испытывают недоумение: на этих активно населенных магистралях нет ни одного аптечного пункта, даже самого небольшого. Это создает значительные неудобства для пожилых людей, которые не отличаются высокой мобильностью и кому близость аптеки к дому оказывается первостепенной задачей.
Ассортимент
Каких-то особенностей, связанных с наполнением аптечных витрин и полок, а также ярко выраженной специализации аптек на тех или иных нозологиях в ходе исследования выявлено не было. Практически везде респонденты отметили разнообразие предлагаемых препаратов и товаров для здоровья. Лишь в самых маленьких аптечных пунктах предлагается стандартный аптечный набор ЛС и парафармацевтики.
Все сказанное касается как оригинальных иностранных лекарств, так и продукции отечественных производителей. Сами фармацевты демонстрируют хорошее знание номенклатуры ЛП и с готовностью предлагают аналоги дефектурных наименований.
Цена
Исследование показало, что преуменьшать значение данного фактора пока преждевременно. Вместе с тем, поскольку в северной части района преобладают сетевые аптеки, судить о том, где покупать лекарства выгоднее, местным жителям гораздо проще. Ведь во всех точках, принадлежащих к одной сети, цены примерно одинаковые, а об уровне цен в той или иной сети у людей представление давно сложилось. Причем совершенно не имеет значения, где именно расположена аптека, – в проходном месте или не очень.
Люди среднего возраста и молодежь не прочь сэкономить, оформляя заказ через интернет, где цены на лекарства ниже розничных. В случаях же, когда лекарство нужно срочно, фактор цены для многих практически не имеет значения.
Скидки
Существенные скидки владельцам социальной карты москвича предоставляют лишь в нескольких аптечных пунктах. Остальные обходятся собственными дисконтными программами. Впрочем, местные жители к этому давно привыкли, поэтому уже успели обзавестись любыми возможными картами лояльности.
Каждая аптечная сеть стремится постоянно стимулировать спрос, регулярно предлагая дни и месячники распродаж или устанавливая специальные цены.
Профессионализм работников аптеки, дополнительные услуги
Уже не в первый раз данный фактор находится в числе лидеров опроса. И это не случайно. Ведь в условиях, когда ассортиментные и ценовые отличия минимальны, на первый план выходят сугубо эмоциональные предпочтения – это опыт общения с сотрудниками аптек, когда посетитель обращает внимание не только на внешний вид и настроение «первостольника», но и на его профессионализм, отзывчивость, честность и другие подобные качества.
Еще совсем недавно доводилось слышать немало историй про то, как фармацевты сетевых аптек зачастую стремятся продать лекарство подороже, а на дополнительные расспросы посетителей реагируют излишне нервно, а то и вовсе начинают хамить. К великой радости большинства респондентов, во взаимоотношениях между клиентом и «первостольником» произошли зримые перемены к лучшему. Вероятно, в аптечных сетях была проведена работа над ошибками, а к подбору персонала стали относиться более тщательно.
Интерьер
Как показало исследование, люди в районе не избалованы интерьерными изысками и отличаются сугубо утилитарным подходом к визиту в аптеку. К данному фактору они отнеслись безразлично, так что и зацепиться было не за что, если не брать в расчет банальных фраз про чистоту в торговом зале и порядок на полках (ну а как же иначе?). Кроме того, ни в одной аптеке не удалось найти серьезных поводов для критических замечаний.
График работы
В отличие от предыдущей темы, вопрос нехватки круглосуточных аптек оказался одним из самых болезненных для жителей района. Удивительно, но почти на 120 тысяч населения здесь приходится лишь две дежурные аптеки и обе они расположены к северу от Можайского шоссе. Об этом вспоминали почти все респонденты.
Информация представлена в ознакомительных целях и не является медицинской консультацией. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Больше статей:
👉 Читайте нас в Телеграме: @AptekaMosRu. Там интересная инфографика