Найти тему
Художник Петр Тютрин

Попасть в историю через пастель...

В шоу-бизнес, как гласит народная мудрость, попадают через постель. Бывают и другие способы, вероятно, но они общественности менее интересны. А вот что касается пастели, то тут все намного сложнее. Для достижения успеха стоит пройти сложный и тернистый путь и лишь в процессе восхождения к художественному олимпу люди обращают внимание на этот непростой, но очень живописный материал. Да да, мы поговорим сегодня немного о "мягких цветных карандашах или мелках для живописи", как это кратко описывает поисковик.

Жан-Этьен Лиотар, Шоколадница. ок. 1743—45 гг. Википедия.
Жан-Этьен Лиотар, Шоколадница. ок. 1743—45 гг. Википедия.

В историю я уходить не стану. Упоминание термина датировано аж 1584 годом. И в использовании "цветных карандашей" замечен сам Леонардо. Мне же хочется переместиться в более поздние годы, когда этот материал становиться полноценным и применяется живописцами с завидным мастерством.

Несложно заметить, что при определенной сноровке и исходя из веяний художественной моды, живописцы прошлого добивались поразительных результатов. Цветовое богатство пастели позволяет передавать самые тонкие оттенки. Терпение и навык способствуют работе с самыми мелкими деталями. При подготовке этого материала я был поражен тем, сколь скурпулезны в проработке были мастера прошлого. Начнем с "Шоколадницы" Лиотара. Поразительно чистая по цвету работа. Материальность на самом высочайшем уровне. Фактура тканей, теплохолодность, тональный разбор- все потрясающе. Стакан с водой фотографически натурален. Но саму работу, в целом, отличает цветовая сдержанность. Именно отсюда, можно предположить, взяло начало выражение "пастельные тона".

Моррис де Латур
Моррис де Латур
Моррис де Латур
Моррис де Латур

Многочисленными пастельными портретами остался в истории Моррис де Латур. Их множество. Неожиданно живые, если не сказать приветливые, лица портретируемых смотрят на нас. Сама эпоха рококо диктовала стилистику работ, но живость им придает именно пастель. Особенно это видно в незаконченных вещах. Приведу в пример несколько его портретов. Легкость трактовки, штрих придающий динамики- смело и очень живописно.

Жан-Франсуа Милле
Жан-Франсуа Милле
Жан-Франсуа Милле
Жан-Франсуа Милле

Упомянем одного из основателей барбизонской школы, а именно Жана-Франсуа Милле. Примечательно, что я этот период в изобразительном искусстве не люблю. Проходя по залам Эрмитажа, я ускоряю шаг в залах французской живописи начала 19 века. Тем забавнее отметить, что именно в пастели Милле уходит в более тонкие отношения. Его работы смелее и свежее в этом материале. Тут мы наблюдаем первые ростки импрессионизма к которому и перейдем.

Эдгар Дега
Эдгар Дега
Эдгар Дега
Эдгар Дега

Конец 19-го, начало 20-го века дали миру десятки фантастических авторов. Как в Европе, так и у нас, в России, художников накрыла волна творческой свободы. И конечно же этим певцам цвета и света пастель оказалась очень близка. Эдгар Дега создает многочисленные шедевры. Его балерины и обнаженные, выполненные в своеобразной технике, которую мы безошибочно определим с первого взгляда, стали визитной карточкой художника. Мягкие касания, свободный штрих, линия. Это все пастель Дега.

Мэри Стивенсон Кэссетт
Мэри Стивенсон Кэссетт
Мэри Стивенсон Кэссетт
Мэри Стивенсон Кэссетт

Мэри Стивенсон Кэссетт водит дружбу с Эдгаром Дега и дарит миру десятки блестящих портретов. Живые образы, сочность цветовых решений, пульсирующая воздушность окружения- пастель дает американской художнице реализоваться в полной мере.

Огюст Ренуар
Огюст Ренуар
Огюст Ренуар
Огюст Ренуар

Огюст Ренуар наполняет лист многочисленными цветными штрихами. Он моделирует форму через цвет. Вплавляет в рисунок множество оттенков, создающих праздничное настроение. Рыжие волосы пронизывают зеленые и голубые вкрапления. Тем самым достигается ощущение мерцания поверхности.

Клод Моне экспрессивными прикосновениями передает состояние природы. Несколько движений и мы ощущаем дуновение ветра или повисшую над водой вечернюю тишину.

Клод Моне
Клод Моне
Клод Моне
Клод Моне

В России, в технике пастели работают Репин и Левитан. Потрясающе выразительны портреты Ильи Ефимовича. Ему здесь легче дышится и он, как мне кажется, очень комфортно ощущает себя в эти новые времена. Левитан- мастер. Ему все равно чем работать. Он достигает тонкости отношений и свежести трактовки любым способом.

Илья Ефимович Репин
Илья Ефимович Репин
Илья Ефимович Репин
Илья Ефимович Репин
Исаак Ильич Левитан
Исаак Ильич Левитан
Исаак Ильич Левитан
Исаак Ильич Левитан

Изящный, нервный Врубель пастелью передает напряжение. Сказочный хаос композиций и декоративность портрета- во всем этом пастель ему явно добрый помощник. О Серове и говорить нечего. Мультиинструменталист, он еще и поразительно изящно использует материал. Его пастели бесподобны.

Михаил Александрович Врубель
Михаил Александрович Врубель
Михаил Александрович Врубель
Михаил Александрович Врубель
Валентин Александрович Серов
Валентин Александрович Серов
Валентин Александрович Серов
Валентин Александрович Серов

А теперь несколько слов скажем о художниках нашего времени. Каждый автор извлекает свои преимущества из возможностей пастели. Ruben Belloso Adorna на мой взгляд создает пошлые и бездарные портреты, изумляющие публику размерами. Хотя надо отметить, что для фотореализма пастель подходит очень даже. Вспомним "Шоколадницу".

Британец Tony Allain порадовал смелым подходом. Есть неплохие работы, хотя в пейзаже нередко присутствует едкость и ядовитость. Karen Margulis по большей части однообразна. Немного неловкое, любительское искусство посвящено природе. Цветочки- лютики и весьма неуверенные пейзажи не раскрывают потенциал пастели, хотя эту американку весьма чтят, как на родине, так и за ее пределами.
И наконец Felicity House. Британская художница напомнила мне наши школьные зарисовки. Мы тогда часто пропадали на пустынных улицах и заполняли свои альбомы рисунками карандашом, мелками и прочими мобильными материалами. Была среди них и пастель.
У художницы неплохое чувство листа. Она оставляет работу в свежем, незамученном состоянии. Мы видим у нее и интерьеры, и пейзажи, и натюрморты. Живая линия, светлая гамма, цветовые акценты- вполне приятное ощущение..

Ruben Belloso Adorna
Ruben Belloso Adorna
Tony Allain
Tony Allain
Tony Allain
Tony Allain
Karen Margulis
Karen Margulis
Felicity House
Felicity House
Felicity House
Felicity House

И напоследок упомяну еще двух человек. Один из них- мой отец. Художник живописец, он и в пастели себя чувствует уверенно. Вашему вниманию я предлагаю портрет мамы, которому почти полвека скоро будет и быстрый портрет маленькой сестры, выполненный масляной пастелью на тонированной бумаге. Мне эти работы дороги. В особенности потому, что я в отличие от отца, пастелью так и не увлекся. У меня нет работ в этом материале. И лишь в эти мгновения, я делясь с вами впечатлениями о работах художников понимаю, что этот пробел необходимо восполнить.

Александр Тютрин
Александр Тютрин
Александр Тютрин
Александр Тютрин

Закончу же я упоминанием о Сергее Усике. Этого мастера пастели хорошо знают поклонники в России и за рубежом. На его счету бесчисленное количество пейзажей. Он виртуоз и на его наследии по настоящему можно учиться технике пастельной живописи. И что самое замечательное, Сергей Евгеньевич- наш современник. На его выставки можно сходить. Его можно встретить на пленэре и может даже познакомиться с легендой.
Вот такие дела. А вы пастелью работаете?

Сергей Усик
Сергей Усик
Сергей Усик
Сергей Усик