По материалам городских газет XIX века.
Давно уже было обращено у нас внимание на недостаток в такой многолюдной столице мест, неудобных для названия в печати, но тем не менее всем известных и необходимых решительно для каждого. Мы уже не говорим, как безобразно выглядывают по улицам все впадины, глухие ворота и вообще всякое пристанище, где можно приютиться на минуту для неизбежного расчета с потребностями нашего организма, но самые сцены этих расчетов, помимо всех запрещений, поминутно совершаются на улицах. И горю пособить не возможно.
Хотя у нас и существуют постановления, в силу которых каждый, имеющий известную надобность, может адресоваться в первый же дом, где дворник обязан тотчас же указать известное место, однако это не всегда, и лучше сказать, весьма редко удобоисполнимо. Кто знает наших дворников, которых в ином доме отыскать очень трудно, тот поймет, что человеку, преследуемому известной потребностью, нет возможности исполнить упомянутого постановления. При том же, если бы и случилось, что дворник находился у ворот, то он не только не постарается поспешить удовлетворением справедливого требования, а порой, если является личность в поношенном костюме, готов наговорить грубостей. Единственным благодеянием в этих случаях служат многочисленные спуски на каналах, хотя эти места должны бы сохраняться в особенной чистоте, так как они на виду и возле них же берут для питья воду канальные водовозы.
Значит, для устранения безобразия и для доставления публике удобств удовлетворять известным потребностям организма, необходимо устроить не только будочки, которые давали бы возможность исполнять легкое требование натуры, но и учредить более положительные заведения, в которых можно было бы остаться несколько минут в сносном и по возможности удобном уединении. Устройство первых дОлжно, по моему мнению, лежать на обязанности города, а последние могут быть предоставлены частной предприимчивости, по примеру, западных государств, где исполнение этих самых настоятельных нужд человеческого организма вошло в правила общественного благоустройства и не представлено, как у нас, на произвол различных случайностей.
Было бы только позволение, а я убежден, найдутся люди, которые немедленно приступят к устройству приличных отдельных номерков на самых людных улицах, что доставит им значительную выгоду и более значительное удобство публике. Кто, например, пожалеет каких-нибудь пяти копеек, застегнутый врасплох известной потребностью вдали от своей квартиры? Особенно в этом случае надо бы нам пожалеть бедных женщин, которые по чувству стыдливости готовы перенести страшные мучения, влекущие за собой иногда важную болезнь, нежели зайти даже в уличную будочку, предположив существование последних по улицам Петербурга. Существование приличных кабинетов с отдельными номерами, запирающимися на ключ и снабженных как вентиляцией, так и ватерклозетами, встретили бы у публики полнейшее сочувствие. Я считаю даже излишним приводить примеры и факты неудобств, происходящих от неимения у нас заведений, о которых идет речь, и на которые разве в сотом доме обращено внимание и относительно жильцов.
Что же касается до уличных будочек, устройства которых, как я сказал выше, следовало бы лежать на обязанности города, то я решаюсь предложить один проект, по моим понятиям, удобоисполнимый и справедливый. В последнее время у нас размножились до огромного количества различные заведения с лаконической надписью «Распивочно и на вынос». Положительно можно сказать, что 9/10 из уличных безобразий, происходящих у заборов и возле домов, случается именно вследствие помещения распивочных заведений и даже постоянно возле самых этих заведений. Я полагаю, что распивочные можно бы обложить небольшим налогом с целью устройства необходимых будочек по городу, а именно возле кабаков и портерных, по причине только что мною изложенной. Маленькие эти строеньица можно сделать очень красиво, а город мог бы получить порядочный доход, дозволив наклеивать на них объявления на известное время.
Я убежден, что предложение мое не сочтут за утопию, тем более что она касается обстоятельства в высшей степени необходимого для многолюдной столицы.
Газета «Петербургский листок», 1864 год
P.S. Городские общественные туалеты (ретирадники) появились в Петербурге спустя почти десять лет после публикации данной заметки.
Спасибо, что дочитали до конца, за подписку, лайк, комментарий и поддержку! До новых встреч.
#туалет #питер #спб #петербург #туризм