Найти в Дзене
Дербент Вино

WHENDEADSAY (Джанбулат Гамидов): «Летом в Дербенте физически слышно жару, осенью и зимой по-особому звучат ветры»

В Дагестане много талантливой творческой молодежи, поддержать ее — наша задача. Грант от «Дербент Вино» на прохождение арт-резиденции «Сильно» — это возможность для местных художников и представителей творческих профессий громко заявить о себе и реализовать арт-проект при поддержке завода. Представляем очередного победителя: Джанбулат Гамидов — музыкант, звукорежиссер, дизайнер и настоящий «человек-оркестр» из Махачкалы. Он профессионально занимается музыкой с 2018 года: пишет тексты, стихи, биты, инструментальные композиции, развивает авторский сольный проект WHENDEADSAY. Мы созвонились, чтобы познакомиться, узнать, что его вдохновляет, послушать, как для музыканта звучит Дербент (это интересно) и, конечно, обсудить посыл итоговой работы -— инсталляции PLAY.

Джанбулат Гамидов — музыкант, звукорежиссер, дизайнер и настоящий «человек-оркестр» из Махачкалы
Джанбулат Гамидов — музыкант, звукорежиссер, дизайнер и настоящий «человек-оркестр» из Махачкалы

- Джанбулат, когда представляешь музыканта из Дагестана, первые ассоциации с чем-то традиционным, народным, ну либо с эстрадным направлением. Вы же работаете с электронной музыкой, что и необычно, и интересно. Как вы пришли к этому жанру?

Та самая кассета, которую в детстве я нашел вместе плеером, и которую обыграл в своем выпускном проекте в резиденции СИЛЬНО, и стала триггером, запустившим мой интерес к музыке. Тогда я ничего не знал о современных музыкальных направлениях, не понимал принципа работы устройства, случайно во сне нажал кнопку play и заиграла культовая композиция Coolio Gangsters Paradise. Она меня зачаровала. К сожалению, сам исполнитель этого трека уже умер, его не стало в 2022 году. Его уход стал для меня очень неприятной новостью, и вместе с тем, добавил веры в то, что я смогу внести свой вклад в развитие современной музыки и продолжу его наследие, как бы пафосно это ни звучало. У нас много общего, ребята, которые создали и популяризировали жанры рэпа и хип-хопа, через многое прошли: у них было трудное детство, сложности в переходном возрасте, непростой и даже опасный процесс становления, но благодаря творчеству они смогли не только добиться успеха и реализоваться как профессионалы, но и дали надежду другим. Мою жизнь тоже нельзя назвать благополучной, но их музыка дала мне силы и веру в то, что «смогу как они». Я слушал Colio, ONYX, Dr. Dre, MF DOOM, мечтал, вдохновлялся и в скором времени начал создавать первые композиции. Хочу, чтобы моя музыка тоже помогала людям.

-2

- На каких музыкальных инструментах вы играете?

Музыкального образования у меня нет, я самоучка. Играю на гитаре и пианино. Учился методом проб и ошибок: слушал, подбирал аккорды, ноты, придумывал что-то свое. Да, я не могу исполнить произведение академически точно, как этого требует классическая школа, но зато я умею импровизировать: оставьте меня с гитарой в закрытой комнате и через день я представлю новый трек.

-3

- Вы живете в Махачкале, что этот город может дать современному музыканту?

Я родился и вырос в небольшом поселке Бабаюрт, позже переехал в Махачкалу, где и живу десятый год. Город — его среда, культурное и историческое наследие, ментальность жителей, безусловно, оказывают влияние на развитие и творчество музыканта. У нас достаточно строгое общество, западная культура ему чужда, она вызывает осуждение и непонимание. Сочиняя в жанрах hip-hop, rap, alternative и проч., поддержку здесь почти не найти. Если бы я жил где-нибудь на Западе, возможностей бы было гораздо больше. Другой вопрос — мотивация, Махачкала в этом плане дает силы, чтобы не сдаваться, и учит спокойно реагировать на критику.

- Где вы записываете свои композиции?

У меня есть своя маленькая студия, можно сказать, передвижная, переезжает со мной из квартиры в квартиру, это — стол, компьютер, звуковая карта, микрофон. С ее помощью я могу в любом даже неизолированном помещении записывать композиции, сводить треки. Посторонние звуки, например, эхо не будут помехой, впоследствии все лишнее я удалю с помощью специальных программ. Хотя и сведение, и мастеринг —  дело не из легких, это одна из основ звукорежиссуры. В этом направлении мне точно есть еще чему поучиться. Конечно, куда проще было бы работать в профессиональной студии, но найти такую у нас в городе непросто. Но и здесь я вижу для себя  вызов — раз нет, сделай сам! Мысли уже есть.

-4

- Джанбулат, вы музыкант, звукорежиссер, автор текстов и инструментальных композиций — человек, который профессионально работает со звуком. Уверена, что мир звучит для вас иначе, чем для людей, не связанных с музыкой. Пустите нас послушать, расскажите, каким вы слышите Дербент?

Дербент для меня необычный город, его звуки очень отличаются от всех других, где я был. Летом в нем физически слышно жару, осенью и зимой по-особому звучат ветры. Люди здесь постоянно чем-то заняты, этот гул выливается в звон монет, голоса, стук металла, рыночные крики. Дербент был важной точкой в маршруте Великого шелкового пути, его вайб в некотором смысле сохранился в городе, этакая старина, история, которую можно послушать.

- В резиденции СИЛЬНО вы проходили «звуковую» смену, во время которой 9 дней исследовали звук, путешествуя по Дагестану. Расскажите об этом опыте. Что он вам дал?

Прежде всего возможность побыть в среде творческих людей — молодых, активных, талантливых. С ними хочется идти дальше и делать больше, и это не говоря уже про новые инструменты для «творческого высказывания». Я невероятно зарядился. Мне действительно крупно повезло, что я получил грант от «Дербент Вино» и прошел резиденцию. Это колоссальный опыт.

-5

- Вашим итоговым проектом на смене стала инсталляция PLAY, где старый кассетный плеер — и портал в прошлое, запускающий целую цепочку чувств и воспоминаний, и своеобразное средство для саморефлексии. Работа получилась очень личной, но при этом понятной для массового зрителя. Расскажите свою интерпретацию, и какого эффекта хотели добиться, когда ее создавали.

Я хотел показать людям, как мелкая и, казалось бы, несущественная вещь из детства, в моем случае старый кассетный плеер, может сыграть решающую роль в становлении личности и определении жизненного пути. Как услышанный звук, найдя в душе отклик, запускает невидимые механизмы, формируя характер. Все это я рассказывал во время презентации проекта. Объяснял на своем примере: не найди я тогда плеер — не увлекся бы музыкой, не начал изучать английский, не связал свою жизнь с творчеством. Ну и, конечно, работа стала своеобразной попыткой разобраться в себе, рассмотреть, из чего я состою, взглянуть на свои корни, куда они уходят. При этом я прекрасно понимаю, что PLAY поймут не все: кому-то работа покажется странной, кому-то необычной или грустной, но точно будут люди, которых она воодушевит.

-6

- Давайте поговорим о влиянии искусства на городскую среду. Как стрит-арт меняет облик городов, создавая особый визуальный язык и делая их более самобытными и «дружелюбными», мы убедились на примере Новосибирска, Тюмени, Сочи, Дербента и т.д. Скажите, что в этом направлении способна сделать электронная музыка?

Думаю, моя музыка несет вау-эффект. Для местных жителей это и удивление, и гордость (надеюсь))), что их земляк, обычный парень может создавать треки не хуже, чем Snoop Dogg и 50 Cent, а может, и лучше. В основе их творчества — сложные отношения с законом, зависимости, социальное противостояние, здесь у нас параллелей нет. Мой посыл созидательный, через призму искусства я хочу вдохновлять и мотивировать людей развиваться, становиться лучше. Стрит-арт, который вы упомянули, это в некотором смысле бунт, я же действую мягко).

-7

- В прошлом году «Дербент Вино» приняли участие в масштабном всероссийском фестивале «Ночь заводов». На один вечер производство и его территория превратились в стильную арт-площадку с инсталляциями, перфомансами и необычными творческими высказываниями художников. Как считаете, в чем связь виноделия и искусства?

Взять хотя бы пример «Дербент Вино», они поддерживают творческую молодежь Дагестана — художников, скульпторов, музыкантов. Дают дорогу тем, кому не хватало смелости самостоятельно заявить о себе. Помимо материальной помощи, оказывают мощную информационную поддержку, выставляют наши работы, которые, так или иначе, являются размышлениями о местной культуре, истории, визуальных образах, звучании. Для туристов, посещающих винодельню, это дополнительные впечатления о регионе. Считаю, это серьезный вклад в его будущее.