Вековые кедры, гладь изумрудных озер, снежники, не тающие даже летом и наше любимое бездорожье Алтая — едем на озера Красной горы
Личное досье:
Гора Красная, высота 2471 м., находиться в Усть-Коксинском районе, в 60 км от Усть-Коксы. По версии ученых, гора имеет вулканическое происхождение — то есть это древний, потухший вулкан. В его кратерах образовались невероятной красоты озера, питающиеся от ледников, которые не тают все лето. На все это и спешат полюбоваться туристы.
Почему название “Красная” — есть три мнения
- красивая
- березка, произрастающая на склонах горы, осенью окрашивается в красный цвет
- здесь растет красный корень
Как добраться:
Вообще проще простого — вбейте в навигатор “Гора Красная” и в путь
Координаты стоянки: 50.082073, 85.223915
Координаты смотровой: 50.073109, 85.224251
На чем добраться:
На внедорожнике. Не слушайте того, кто скажет “да на любой машине можно”. Если вы решили, что это ваша последняя поездка на вашем авто, то можно на любой. Я одного такого умника перед поездкой посмотрела на ютубе, вещал, что на любой пузотерке проедете, за исключением последних 4х км., — там и пешком можно.
- На протяжении всего пути встречаются сложные участки, которые нужно как-то преодолеть. Камни, грязь, затяжной серпантин без асфальта.
- Последние 4 км — это только до стоянки, а до озера еще примерно столько же. И все в гору. И по камням, и по грязи.
- Хорошее качество алтайского бездорожья подтверждают многочисленные заброски. Мы поехали ближе к вечеру. Встречных машин, в основном буханки, и хорошо подготовленные патриоты, попалось штук 20, если не больше. И не более пяти автомобилей, что шли своим ходом — далеко не пузотерки.
Поэтому либо свой внедорожник с прилагаемым водителем, у которого опыт бьет через край, либо заброска от 3000 до 5000 т.р.
Нюансы: с собой обязательно иметь паспорт и свидетельство о рождении на ребенка, вы въезжаете в пограничную зону.
Теперь о нас и о дороге
Проезжаем Усть-Коксу где-то по краешку села, потом едем вдоль реки Катунь, по пути попадаются деревушки Березовка и Огневка. Продукты лучше купить в Усть-Коксе или Усть-Кане: в деревушках не так много выбора, в первой даже хлеб успели разобрать, хотя хлебовозка встретилась нам прямо перед селом, и все как-то гораздо дороже. Следующим и последним населенным пунктом будет Кайтанак.
Между Огневкой и Кайтанаком на берегу Катуни есть кемпинг “шумы Катуни”
В Кайтанаке стоит турбаза “Озера Красной горы”
Сразу за Кайтанаком мы пересекаем большую лужу, проезжаем через поле и начинаем подъем на Кайтанакский перевал. Дорога сразу начинает показывать свой характер — крутой подъем.
Не доезжая верхушки Кайтанакского перевала, пересекаем ручей Пьяный ключ. Почему он пьяный, выяснить не смогла, но виды с этого места красивые. Набрали воды в пьяном ключе (может, поэтому я была навеселе всю дорогу и полезла слушать кедры?), но после мы ее вылили, так как наткнулись на Серебряный ключ — ручей, насыщенный серебром. Конечно набрали серебряной воды.
Еще одна достопримечательность дороги на озера — деревянный статуй мужского пола. Что он символизирует — на месте мы не выяснили, на всякий случай потерев энные места для достатка и прибыли в финансовом плане (ну, а вдруг). По приезде домой я узнала, что трут его женщины, которые хотят ребенка. И, говорят, помогает. Тьфу-тьфу-тьфу три раза через левое плечо.
На Алтае, чем выше в горы поднимаешься, тем сильнее меняется местность — от, например, степной до дремучей тайги. Так и тут — сначала шел лесок с кустарником, березками, потом стали появляться лиственницы, ели, и вот пошли кедры. Боже мой, какие это были кедры! Говорят, им лет по триста, но мне казалось, некоторым куда больше. Могучие, высоченные, с огромными корнями, которые крепко держат землю, и широкой, густой кроной, что скроет от любого дождя. В этих кедрах и начался самый трудный участок пути.
Кстати, кто хочет доехать до нижнего озера и турбазы, как-раз в районе кедров дорога расходится на две, к нижнему озеру нужно уйти правее.Мы не знали, куда хотим, ехали, как вел навигатор и приехали к туристическому лагерю.
Лагерь тоже находился в окружении вековых кедров. Атмосфера — словами не передать. Как будто в другой мир попали. Картину портила только современная палатка с креслами и столиками и надписью “КАФЕ”.
Под кедрами стояли такие же мощные, вырубленные из дерева скамейки и столы. И ни одной человеческой души. Припаркованная буханка говорила о том, что люди здесь где-то есть, мы решили подождать.
Люди пришли, семейная пара из местных. А после и молодая парочка, что жили здесь и работали в кафе. Они нам сказали, что встать можно, где душа пожелает. Места то красивые, но вот палатку тут раскинуть сложно — корни кедров были везде, спать на них как-то криво и жестко. Стали искать пятачок, чтоб поставить ровно машину. Алтайцы подсказали, где можно встать — действительно, очень удобно. Молодежь подтвердила, что встать можно, мангал можно, но нужно пораньше уехать, в часов 11 утра приезжает водитель заброски и всегда там встает.
Мы быстренько раскинули спальник, Андрей отвечал за мангал и жареные колбаски из мяса марала, я готовила весь остальной ужин. Матвей убирал территорию от мусора, его было немного, но таки влажные салфетки, раскиданные везде, как-то действовали на нервы. И остатки еды на столе — соленые огурцы и недоеденный торт.
Наутро мы пораньше встали, перекусили и отправились к горе, естественно, на машине. Дорога туда жуть — острый скальник, большие камни, в одном месте крутой подъем.
Перед нами открылся восхитительный пейзаж — тундровая зона, гора Красная с островками снега, внизу два ярких, бирюзовых озера, с горы ниспадает водопад, питающий одно из озер, и вокруг горы, небо, облака и снежники.
По склонам горы и на берегах озер все лето не тает снег и она имеет свои собственные ледники. Озер насчитывают семь, но, возможно, их больше. Три озера сосредоточены прямо у горы, которые и являются более доступными для туристов. Если доехать до нижнего озера, от него до среднего путь займет примерно час. А от среднего до третьего уже дольше — так как следует сначала взобраться в гору, потом спуститься с нее с другой стороны.
Мы выбрали путь наименьшего сопротивления — просто заехали на машине наверх и оттуда любовались всеми тремя озерами. Если бы не тучи мошкары, я бы отважилась спуститься до озера, но она шибко мешала.
Третье озеро мы нашли не сразу, Андрей его увидел, забравшись повыше. Но все три водоема не входили в его обзор. Я поднялась еще выше и вот они — все три — красоты необычайной! Одно из озер было настолько насыщенного, густого зеленого цвета — глаз не оторвать! Пока мои мужчины ходили за машиной, чтоб подобраться поближе, я сидела на этой высоте и кайфовала от ветра, вида, ощущения свободы и полного счастья.
Ситуация "конфликт"
Нагулявшись, мы поехали вниз, решив перекусить блинчиками с чаем в местном кафе, чтоб не раскладываться заново. И тут нас ждала неприятность.
Водители забросок уже подвозили туристов. Одна буханка встала на том месте, где мы ночевала. Водитель спросил у девушки с парнем, что пекли блины, кто ночевал на ЕГО месте. Мы хором отозвались. И тут такой диалог:
— А чего вы насвинячили?
Я крайне удивилась. Мало того, что мы убираем все за собой, мы убрали и чужой мусор. От нас не осталось ничего, кроме золы на костровище от углей с мангала. Эта зола и довела до бешенства водителя.
— Вы разве не видите, что костровище не оборудовано, значит там нельзя жарить! Есть же места, вы сюда встали!
Андрей спокойно ответил:
— Во-первых там уже жарили до нас, что было очевидно, во-вторых, мы спросили людей, нам сказали, что тут встать можно. В-третьих, раз мы оказались не правы, сейчас я уберу золу.
Вроде бы на этом должен был разрешиться спор, но водитель не унимался:
— Два дебила! Голова нужна, только чтоб шапку носить!
Эту фразу я не услышала, услышала бы, объяснила, кто тут дебил. Я услышала лишь ответ Андрея, который на полпути вернулся назад:
— Мы вообще-то по хорошему хотели, а раз вы так, то сами и убирайте золу.
Мы выпили чай с блинами, уже без настроения, которые оказались чуть ли не золотыми (6 небольших блинчиков и три стаканчика травяного чая 1150 р) и поехали обратно.
К половине пути мы выкинули этот конфликт из головы, считая себя правыми. Место костровища было четко обозначено, там лежала старая зола и угли, местные нам разрешили разжечь мангал, если ему мешала зола, все решается обычным человеческим языком. Он остался с золой и своими оскорблениями, мы поехали дальше, вернув себе нужный настрой. Да, последующие некоторые встречи дали нам понять, что некоторые местные реально думают, что это их собственность. Здесь нельзя было вставать на ЕГО место, а другой нам сказал (и не только нам), что нельзя ездить по ИХ дорогам.
К слову сказать, что это были даже не алтайцы. Вполне себе русского вида мужики, зарабатывающие деньги на забросках.
А дальше нас ждала стрелка рек Катуни и Коксы, обед в кафе в Усть-Коксе, где из-за отключения электричества мы прождали час, и путь к очередной ночевке на реке Урсул.
До новых встреч!
Видео по теме: