Найти тему
PSYCONNECT

Почему некоторые люди никогда не стареют?

Иногда, в бессонные ночи, когда на меня накатывает волна меланхолии и ностальгии, я начинаю задумываться о том, как быстро течет время. Совсем недавно я впервые осознал (глубоко и полно), насколько скоротечно наше существование, как безжалостно время отмеряет нам отрезки жизни. Такие мысли сначала пугали меня, и я чувствовал, как они все сильнее и сильнее проникают в глубины моего сознания.

О чем же я думал? О времени. О том, что его катастрофически не хватает. Огромное количество новой информации только усиливает это чувство тревоги, ведь чтобы стать специалистом в какой-то области в современном мире, нужно отгородиться от всей лишней информации, которая обрушивается на нас со всех сторон.

Многим людям не хватает воли или они просто устают от постоянного стремления постичь быстро меняющиеся знания.

Иногда мне кажется, что мой мозг достигает предела своих возможностей. Хотя для кого-то эта усталость может быть оправдана, лично для меня это самое страшное завершение пути.

Что же такое старение?

Сегодня ведется множество исследований, направленных на преодоление биологических ограничений и продление человеческой жизни. Но я не собираюсь углубляться в биохимические и физиологические механизмы старения. Меня больше интересуют психологические и ментальные изменения, которые заставляют людей выглядеть старыми и, что еще хуже, чувствовать себя такими.

Старческая немощь, дряхлость, деменция, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона... Разве только с этими явлениями мы связываем старость? Конечно, многие люди страдают от подобных состояний. Однако я не хочу рассматривать медицинские случаи, которые прямо влияют на физическое и умственное состояние. Это задача медицины — лечить такие расстройства. Моя цель — поговорить о старении здоровых людей. Как часто вы называли кого-то старым, а потом удивлялись, узнав, что ему только что исполнилось 60? Со мной такое случается часто.

Чтобы проиллюстрировать эту мысль, я сначала хочу привести пример «по-настоящему старых» людей, то есть тех, кому за 60, и кого я по ошибке называю старыми, а затем перейти к примеру «старых, но молодых» людей, которые также за 60, но я не осмелюсь назвать их старыми.

«По-настоящему старые» люди

Здесь я приведу личный пример. У меня есть бабушка, которая очень религиозна. Каждый раз, когда я с ней разговариваю, она тут же переводит беседу на церковные темы и пытается навязать мне свои взгляды. Она часто оправдывает это своим личным опытом, который, конечно, не должен быть последним аргументом в споре. С точки зрения термодинамики, всякая биологическая система, достигающая равновесия, умирает.

Замкнутость «по-настоящему старых» людей — это "равновесие", приведшее их к состоянию комфорта. Возможно, по причине усталости или завышенной самооценки такие люди часто перестают быть восприимчивыми и резко ограничивают своё восприятие до такой степени, что любая информация, противоречащая их убеждениям, просто отскакивает от их щита ложной уверенности.

Ум больше не воспринимает новые идеи, и те, что ещё остаются, постепенно "съедаются" мнениями, навязанными телевидением, газетами и окружающими людьми того же склада. Доверчивость неизбежно приводит к истощению ума, ведь рациональный скептицизм требует любопытства и открытого разума, наполненного разнообразным опытом. Это очень опасное состояние, поскольку может привести к принятию ложных убеждений. Возможно, так и появляются секты.

«Если две вещи не сходятся, но вы верите в обе, думая, что где-то есть скрытая связь между ними, — это и есть доверчивость.»

— Умберто Эко

К сожалению, такая ситуация очень распространена среди людей старшего поколения. «Мариноваться в смеси фрейдизма и разбавленного христианства», как точно выразился Олдос Хаксли. Я не хочу слишком акцентировать внимание на этой цитате, поэтому решил не выделять её.

Я вовсе не утверждаю, что религиозные люди — единственные, кто попадает в эту категорию. Я уважаю право людей иметь любые мнения (если только они основаны на доказательствах и могут быть подвергнуты критике).

Догматичные учёные также попадают в категорию «по-настоящему старых» людей. Я хочу подчеркнуть, что любая индоктринация вредна. Она подавляет естественное желание мыслить. В данном случае, убежденность моей бабушки в своей правоте я воспринимаю как признание поражения, которого она сама не осознает. Поражения, которое заключается в отказе от плодотворной и рациональной жизни. Но, несмотря на это, я все равно люблю её. Мы просто слишком разные.

«Старые, но молодые» люди

Теперь давайте рассмотрим «старых, но молодых» людей. Таких примеров немало, и я хочу упомянуть Хорхе Луиса Борхеса. Если вы читали «Книгу песка», вы, возможно, уже догадываетесь, о чём я хочу сказать. Борхес полностью ослеп к 55 годам, но несмотря на это, он продолжал создавать удивительную прозу.

«Разум видел сон. Мир был его сном.»

— Хорхе Луис Борхес

Я был ошеломлён, когда услышал, что некоторые критики называют его произведения «прозой старика». Такое воображение присуще только детям, чей ум ещё не испорчен шаблонным мышлением, навязанным в школе. Я ещё не читал его ранние произведения, но судя по тому, как меня поразила абсолютная легкость и изящество его мысли, Борхес не сдался и не позволил своему разуму замкнуться.

Это акт огромной воли и несогласия с возрастом. Я обещал не затрагивать тему инвалидности, и вы можете возразить, что его жизненная сила стала результатом глубокой внутренней борьбы с предопределённой генетической судьбой, что является скорее исключением, чем правилом. Я могу привести множество примеров людей такого склада, которые здоровы и являются нашими современниками. Один профессор, сейчас ему 73 года. Мы побеседовали о Набокове, и к своему стыду, я до сих пор не прочитал книгу, которую он мне порекомендовал.

Он великолепный лектор, и я чувствовал пыл его ума, эту неутомимую любознательность, его готовность спорить и слушать противоположные аргументы. Я думаю, что отличает таких людей, это способность оценить противоположное мнение и его рассмотреть, прежде чем окончательно отвергнуть. Такой образ мышления естественным образом связан с жаждой знаний, ведь для того, чтобы укреплять свои убеждения, нужно постоянно искать аргументы, подтверждающие или опровергающие их.

Как это связано со временем и что из этого можно вынести?

Из этого следует, что ум — гораздо более тонкая субстанция, чем наше тело. Хочу подчеркнуть, что такое разделение не является картезианством. Я убежденный материалист и не поддерживаю дуализм. Я имею в виду, что очень легко поддаться утешительной мысли и скатиться на путь подтверждающего смещения. В наше время это большое искушение, учитывая количество дезинформации, которой мы подвергаемся. Важно понимать, что критическое мышление — это не привилегия учёных. Безусловно, оно является неотъемлемой частью научного мышления, но нас специально этому не учат.

Критическое мышление — это навык, доступный каждому; это защита и оружие в эпоху информационного взрыва.

С другой стороны, наш ум даёт нам возможность жить за пределами слабости тела, в определённой степени. Это умозаключение освободило меня от иллюзорной зависимости от времени. Пока ты понимаешь, что сделал всё возможное, нет места для сожалений и размышлений. Если человек вложил максимум усилий, то время теряет свою силу, потому что оно больше не является ограничением. Это ещё одна черта «старых, но молодых» людей — стоицизм и способность принять свои неудачи.

Ты сам творец своей жизни. Ты решаешь, будешь ли ты всегда стремиться к чему-то новому и иметь мужество признавать и исправлять свои ошибки или будешь придерживаться единого набора догм, не утруждая себя их проверкой. Я искренне восхищаюсь людьми, которые выбирают первое. Они никогда не стареют и остаются вечно молодыми на протяжении всей истории человечества.

⚠️ Статья носит исключительно информационный характер и не предназначена для замены профессиональной психологической помощи, диагностики или лечения. Вся информация, представленная в статье, является обобщенной и может не соответствовать индивидуальным потребностям или ситуациям.

Будем благодарны за комментариями. Тема интересная, поделитесь своими мыслями