Найти в Дзене

Родитель помощник учителю или как?

Отношения с родителями нельзя назвать безоблачными и это мягко сказано. Конфликтные ситуации могут возникнуть совершенно неожиданно из-за пустяка. Всего-навсего потому, что кто-то чегот-то не понял. Чтобы избежать или свести к минимуму негатив, нужно усвоить простую истину – период обучения ребенка в школе нужно проживать всем вместе и ученикам, и родителям, и учителям. В прошлом, преимущественно при советской системе образования, мнение родителей, касающихся учебного процесса, не учитывалось совсем. То, что говорил учитель было непререкаемо и обязательно к исполнению. Если ребенок что-то делал не так, следовал вызов в школу для получения руководства к действию по исправлению ситуации. Сегодня положение вещей изменилось с точностью до наоборот. Стоит появится какой-нибудь проблеме с обучением ребенка, папа или мама появляются в школе без приглашения и с претензиями. Далее жалобы в вышестоящие инстанции, а зачастую и в правоохранительные органы. В таких условиях уже учитель лишний раз н
Оглавление

Отношения с родителями нельзя назвать безоблачными и это мягко сказано. Конфликтные ситуации могут возникнуть совершенно неожиданно из-за пустяка. Всего-навсего потому, что кто-то чегот-то не понял. Чтобы избежать или свести к минимуму негатив, нужно усвоить простую истину – период обучения ребенка в школе нужно проживать всем вместе и ученикам, и родителям, и учителям.

Смена парадигмы

В прошлом, преимущественно при советской системе образования, мнение родителей, касающихся учебного процесса, не учитывалось совсем. То, что говорил учитель было непререкаемо и обязательно к исполнению. Если ребенок что-то делал не так, следовал вызов в школу для получения руководства к действию по исправлению ситуации.

Сегодня положение вещей изменилось с точностью до наоборот. Стоит появится какой-нибудь проблеме с обучением ребенка, папа или мама появляются в школе без приглашения и с претензиями. Далее жалобы в вышестоящие инстанции, а зачастую и в правоохранительные органы. В таких условиях уже учитель лишний раз не хочет связываться и не жаждет незапланированных встреч.

Очень похоже на войну. Одни против других. И происходит это в одном из самых мироустанавливающих заведений – школе. Может лучше заключить мир и попытаться что-то сделать вместе? Есть такие примеры и слава Богу не мало. Причем они были как раньше, в советское время, так существуют и сейчас. Просто здравомыслящих родителей и учителей на все школы, к сожалению, не хватает.

Виноватых в таком дефиците можно, конечно, поискать среди чиновников, внешних врагов страны или на другой планете. Но кажется так на вопрос кто виноват не ответить. Лучше заглянуть внутрь себя, лично перестать вести боевые действия, объявить перемирие и сосредоточится на будущем счастье своего ребенка или ученика.

Мотивы поведения

Общение с родителями остается одной из животрепещущих тем в школе. Очевидно, что папа с мамой больше чем кто-либо другой заинтересованы в образовании своего ребенка. Но исключительно благие намерения не всегда приносят пользу. Эмоциональное и часто не квалифицированное вмешательство в учебный процесс может создать проблемы всем его участникам. Если нет хорошо отлаженного взаимодействия межу администрацией школы и родителями учеников, гарантированно будут возникать конфликты, пострадают от которых прежде всего дети.

Родители склонны вспоминать как они учились сами и проецировать свой школьный опыт на сегодняшнюю действительность. Задача педагога в этом случае грамотно дать понять, что время изменилось. Нужно помочь преодолеть стереотип, что раньше трава была зеленее, небо голубее, а солнце светило ярче. Решив эту проблему, школа, для выполнения своей нелегкой миссии, получит на каждого ребенка незаменимого нештатного помощника, а то и двух.

Учителя, в свою очередь, часто главной своей задачей видят только обучение предмету, совершенно абстрагируясь от воспитания личности. Здесь совместные усилия руководства школы и родительского сообщества должны исправить ситуацию. Насколько это получится, зависит от активности обеих сторон. Если пустить дело на самотек, результат будет неутешительный – общество получит либо неграмотного эстета, либо образованного негодяя. Что из этих двух вариантов хуже неизвестно, одно ясно – ничего хорошего в этом точно нет.

Привлечение родителей

От того, как будут построены коммуникации с родителями зависит качество обучения ребенка. Есть два аспекта отношений: родитель – учитель и родитель – ученик. Вспоминаем традиционные формы общения для обеих категорий: родительское собрание и проверка дневника дома. На этом все. А главный критерий успешности ученика, когда папу или маму не вызывают в школу. То есть, если нет никакой информации из школы, значит все хорошо. Очевидно, что такой поход безнадежно устарел и стал даже опасен.

Правильно делают те школьные администрации, которые активно вовлекают родителей в жизнь школы. Здорово, когда папы ведут спортивные или технические кружки, ходят с детьми в походы, а мамы организовывают культурные мероприятия или праздники и дни рождения с вкусными угощениями. Люди знакомятся, лучше узнают друг с друга. Решают проблемы в теплой, дружественной обстановке. Часто бывают случаи, когда дети уже давно выпустились, а их родители продолжают общаться между собой.

Нельзя забывать информационные технологии. Мессенджеры, видео чаты, социальные сети, все это способствует необходимому общению в условиях тотального дефицита времени. В период пандемии практика онлайн-встреч с родителями показала свою жизнеспособность. Те, кто ранее не мог физически присутствовать на родительских собраниях или по каким-то причинам стеснялся публично выступить, с успехом решали насущные вопросы в онлайн-режиме. Статистика показала, что во многих школах в этот период кардинально снизилось количество жалоб от родителей.

Как учителю общаться с родителями

С недовольными папой или мамой найти общий язык не так сложно. Когда кто-то из них приходит с претензией, достаточно сначала похвалить их ребенка. Это всегда приятно. После того, как будет выпушен пар, можно переходить к обсуждению возникшей проблемы. С таким подходом гарантирован конструктивный диалог без лишних эмоций. Это не единственный прием, который должен быть в арсенале опытного педагога. Вывод – в отношениях с родителями учитель играет роль дирижера и его профессионализм в этом вопросе имеет определяющее значение. Педагог лучше понимает, точки соприкосновения, помимо владения профессией, он тоже родитель. В итоге родные ученика должны понимать, что учитель – это друг и товарищ в важном общем деле.

Первое и главное – учитель ни в коем случае не должен закрываться от родителей. Да, педагог в большинстве случаев прав, но к этому надо умело подвести родных ребенка. Менторский тон и демонстрация своей правоты тут не уместны. Второе – индивидуальная работа. Устаревшие методы, когда, например, на родительском собрании демонстрируются оценки всего класса, у близких неуспевающего ученика ничего кроме агрессии не вызовут. Контакт будет потерян, а восстановить плодотворные отношения возможно уже не получится никогда.

Ошибки родителей

Не менее важно то, как родители выстраивают отношения со своими детьми во время учебы. Школа – это мини модель государства и вообще взрослой жизни. От того, как ребенок проживет этот период, будет зависеть его будущее. Поэтому не стоит поливать ребенка из чайника и выгонять за дверь, когда он не хочет идти в школу. Если это не патологическая лень, от одного пропущенного дня ничего страшного не произойдет. Это гораздо лучше, чем выработать стойкое нежелание посещать школу. И уж совсем никуда не годится приводить аргументы типа: я тоже не хочу идти на работу, но ведь иду. В результате, сегодня он с отвращением пойдет на урок, а завтра будет отбывать номер на работе.

Еще одна губительная ошибка – подстраивать жизнь ребенка под свои нереализованные в детстве мечты. Если когда-то давно папа не доиграл в футбол или хоккей, а мама не дотанцевала или не дорисовала, не нужно против желания заставлять это делать своего сына или дочь. Это больше касается внешкольных мероприятий, но подобные занятия из-под палки не добавляют желание учиться еще чему-либо. После этого маленький человек озлобляется, начинает ненавидеть все и вся вокруг. Получается ребенок проживает не свою жизнь, а хоть и близкого человека, но чужую. Какое уж тут стремление к познанию или творчеству?

Причина родительской агрессивности

Совсем недавно, по меркам времени существования института образования, начали прислушиваться к мнению детей. Чаще и чаще наблюдаются попытки сделать ученика равноправным участником образовательного процесса. Раньше ребенок был низшим звеном в цепочке отношений и вот итог: он вырос, стал родителем и, вспоминая свое незавидное положение в школе, приходит туда агрессивно настроенный по-умолчанию. Он не доверяет учителям, его переполняют желание все изменить, не вникая в суть происходящего.

Учитель должен корректно нивелировать такое поведение. Методы могут быть разные, однако общий принцип должен соблюдаться – никакой агрессии в ответ. Реакция противодействия только усугубит недопонимание. Не секрет, что много кто готов дать совет учителю, как надо преподавать, но мало кто хочет встать не его место. В одной из школ директор провел эксперимент. Когда градус накала при общении с родителями дошел до предела, он предложил провести пробный урок. Показать на практике свое видение, как нужно учить детей. Желающих предсказуемо не нашлось.

А дети главные

Триада учитель, родитель, ученик крайне многообразная и замысловатая сущность. После нехитрого анализа отношений получается парадоксальная картина. Педагог по большому счету лучше всех знает, как правильно организовать отношения. В его руках есть все необходимые методы и инструменты. А ответственность за будущее ребенка исключительно на его близких. Через 10-20-30 лет ни один преподаватель не возьмет на себя вину за неправильные действия в школе, а папа с мамой будут пожинать плоды грубой ошибки всю оставшуюся жизнь.

А что же дети? Они между двух огней. Может не побояться и дать им возможность пораньше самостоятельно принимать решения? Это ведь не значит все бросить на самотек, просто отойти немного в сторону и внимательно наблюдать, не исключая возможность откорректировать процесс при необходимости. Если такой путь для кого-то совсем неприемлем, то хотя бы спросить и понять, чего ребенок хочет. Не делать его пешкой в большой игре, а дать ему осознание того, что он здесь главное действующее лицо.

-2
  • на рынке детского образования с 201 8 года, более 1000 выпускников

Наши ученики:

  • успешно сдают ОГЭ и ЕГЭ по информатике
  • являются победителями Хакатона #КОДРОК2024 в группе 4-7 классы.
  • проходят сертификацию в международном институте Python
  • 200+ школьников в 2024 году посетили наш выездной IT - лагерь #АйДаКемп
  • Наши преподаватели - выпускники профильных ВУЗов по IT-специальностям и действующие разработчики.