Найти тему

АТОР опубликовал туристический рейтинг вокзалов БАМа: есть армянские и азербайджанские, но самое интересное всё-таки Байкал и природа

Рейтинг для Ассоциации туроператоров России составил историк транспорта Сергей Сигачёв

Ассоциация туроператоров России в «Вестнике АТОР» опубликовала третий рейтинг российских вокзалов. На этот раз историк транспорта и блогер Сергей Сигачёв посвятил его дублёру Транссиба – отметившему 50-летний юбилей БАМу. Удивительная природа сурового региона, протянувшегося от Тайшета до Амура, наложила свой отпечаток – по сути в рейтинге-путеводителе рассказывается не только об уникальных вокзалах, на первом месте там красоты гор, тайги, рек и озёр – не только Байкала, хотя он явный лидер.

Напомним, здесь мы коротко писали о первом рейтинге больших вокзалов, здесь – о рейтинге малых, но очень интересных вокзалов страны.

Как отмечает Сергей Сигачёв, в предыдущих двух рейтингах вокзалы БАМа отсутствовали – «Сибирский.Новостной» указывал на это в своей статье. Тогда автор ответил нам, что хочет выделить их в особую категорию из-за крайней их необычности не только для Сибири, но и всей России, поскольку трассу строил весь Советский Союз. И за конкретные вокзалы и даже посёлки отвечал конкретный город, область или республика. Так и появились в центре Сибири азербайджанские, армянские, казахские, литовские архитектурные мотивы.

Открывает путеводитель первый шедевр – вокзал Северобайкальска (Иркутская область), в его архитектуре отражается находящийся рядом Байкал и его волны:

«Там находится, пожалуй, один из самых необычных вокзалов. Он действительно ни на что не похож и напоминает гигантскую волну с прозрачным остеклением внутри. Интерьер очень светлый и тоже здорово отличается от «соседей». Сам город проектировали и строили ленинградцы, но архитектор вокзала – новосибирец Владимир Авксентюк».

Вокзал в Северобайкальске. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
Вокзал в Северобайкальске. Фото: Сергей Сигачев для АТОР

Дальше на восток стоит вокзал, похожий на восточный дворец – на станции Ангоя, это Северо-Байкальский район Бурятии. Административно это уже не СФО, но географически самая настоящая Сибирь. Поскольку даже стройматериалы строители из Азербайджана завозили со своей родины – идентичность национальная полная.

Ангоя, вокзал. Фото: Михаил Крайнов для АТОР
Ангоя, вокзал. Фото: Михаил Крайнов для АТОР

Чуть восточнее выстроенный уже в армянском стиле вокзал на станции Кюхельбекерская, названной в честь того самого «Кюхли», друга Александра Пушкина и Александра Грибоедова, и его брата. По слухам, [почему «по слухам» – можно прочитать в газете «Гудок» – прим. ред.] декабрист Вильгельм Кюхельбекер отбывал ссылку где-то в окрестностях, хотя исторические факты утверждают, что он отбывал её в другом месте Бурятии, в селе Баргузин, вместе с младшим братом Михаилом. Здание вокзала перекликается архитектурно и со зданиями русских складов-лабазов.

Станция Кюхельбекерская на БАМ. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
Станция Кюхельбекерская на БАМ. Фото: Сергей Сигачев для АТОР

Впрочем, чуть раньше стоило упомянуть расположенный между Ангоей и Кюхельбекерской Новый Уоян:

«Радикально иной образчик архитектуры – вокзал Новый Уоян. Это уже Прибалтика: его строила Литва, и здесь прослеживаются этакие «черепичные» мотивы, похожие на застройку старого средневекового города в Вильнюсе».

Вокзал Новый Уоян. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
Вокзал Новый Уоян. Фото: Сергей Сигачев для АТОР

В рейтинге, к сожалению, нет фото вокзала Таксимо, построенного Латвией. Один из его архитекторов Андрис Кронбергс говорит:

– Моё – фасады с уклоном в «двойные», массивные антисейсмические сваи-фундаменты, такая же жёсткая металлическая связка конструкций, привокзальная площадь. Мне до этого не приходилось проектировать на вечной мерзлоте и при 9-ти бальной сейсмичности. Вокзал – единственный, который стоит на разломе земных тектонических плит, всегда находящихся в движении. Под ним дресва, а в земных недрах «бурлит вулканическая Исландия». При этом мы его спроектировали по-японски – в случае сильнейших толчков он не разрушится, а сложится. [цитируем по тексту дзен-канала «От Байкала до Амура...» - почитайте, там ещё интересные факты – прим. ред.]

Вокзал на станции Таксимо. Фото РЖД
Вокзал на станции Таксимо. Фото РЖД

Для возведения вокзала использовались привезённые из Латвии облицовочный полнотелый кирпич и черепицу завода «Лоде» из Лиепаи, а крышу покрывали ультрамариновой черепицей рижского завода «Добра Спарс».

Зато в рейтинге АТОР от Сергея Сигачёва показана другая «знаменитость» Таксимо: расположенный рядом с вокзалом макет гидросамолёта АНТ-4. Именно такие машины использовались в тридцатые годы для освоения сибирского края. Более того, именно возле Таксимо в 1940 году потерпели аварию две машины АНТ-4 – их краткая история описана здесь.

Станция Таксимо и памятник самолету. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
Станция Таксимо и памятник самолету. Фото: Сергей Сигачев для АТОР

А один из самых интересных вокзалов, построенный Казахской ССР в Новой Чаре – отчасти похож на казахскую юрту. Откуда ей взяться в тайге? Да ведь совсем рядом находятся знаменитые Чарские пески – самая северная песчаная пустыня в мире. А отдельные проплешины песчаных массивов среди тайги видно прямо из окон поезда на подходе к станции. Именно сюда тянули БАМ в первую очередь – в Чарскую котловину, к найденным геологами сразу после войны удоканской меди, кодарскому урану и апсатскому углю. Причём уран начали добывать ещё до прихода железной дороги, в Борлаге возле старой Чары, построив там аэродром.

Вокзал Новая Чара. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
Вокзал Новая Чара. Фото: Сергей Сигачев для АТОР

Сейчас, увы, вокзал перекрашен в белый цвет (посмотреть можно тут) – у чиновников РЖД постоянно возникает желание что-то «улучшить», да так, что пассажирам и туристам становится только сложнее и зачастую хуже, и старый облик потом подчас уже и не вернёшь. Впрочем, в начале сентября по станциям БАМа едет «официальный» фотограф, который будет обновлять фотобанк вокзалов – надеемся, скоро увидим и новые кадры. А пока: в фотобанке РЖД самые свежие снимки вокзала Новой Чары датированы 2013 и 2014 годами.

Новая Чара ночью. Фото РЖД
Новая Чара ночью. Фото РЖД

В рейтинге АТОР его автор обращает внимание и на расположенные дальше на восток, в Амурской области станции Юктали (его строила Челябинская область) и Хорогочи (Свердловская область и Свердловск/Екатеринбург):

«Вокзалы этих станций отражают преобладающий стиль той эпохи – угловатый железобетонный «брежневский» модернизм, который был столь популярен в начале 1980-х годов».

И дальше – станцию Новый Ургал, которую строили Киев и Донецк. А также Тынду – фото её вокзала, похожего на огромную, высотой 48 метров, птицу (кстати, с фонтаном внутри) – в начале статьи.

Но по мнению Сергея Сигачёва, вокзалы лишь дополняют для туристов самую главную достопримечательность БАМа – уникальную и совершенно «дикую», нетронутую природу. В лидерах, конечно, Байкал, но им одним интересности не ограничиваются, пишет автор в «Вестнике АТОР»:

«Невероятно красиво озеро Леприндо – и Малое, и Большое, вдоль которого проходит поезд, забираясь на перевал Мурурин – самую высокую точку железных дорог России. Голубые чаши этих озёр находятся на высоте около 1000 м над уровнем моря».

Озеро Леприндо. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
Озеро Леприндо. Фото: Сергей Сигачев для АТОР

Здесь же в рейтинге и вершины Кодарского хребта, и многочисленные, к примеру, Мысовые возле Северобайкальска, тоннели, и самые длинные в стране Северомуйский (15,3 км) и Байкальский (6,7 км) тоннели (есть ещё подводный в Хабаровске, 7,2 км под руслом Амура, построенный ещё в 1942 году).

И конечно же широкие реки, через которые перекинуты железнодорожные мосты, и рядом с которыми можно сидеть и медитировать буквально часами. Даже без удочек. И без единого человека на десятки километров. Если заняться, то БАМ может стать уникальным туристическим маршрутом, и даже туристические поезда здесь будут как нельзя кстати, считает Сергей Сигачёв:

«Одно из чудес БАМа – Чёртов мост на обходе Северомуйского тоннеля. Сейчас пассажирские поезда там не проходят, они идут напрямую через тоннель – но ходит рабочий поезд, и может быть, когда-нибудь пойдут и туристические поезда».

Чертов мост на БАМ. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
Чертов мост на БАМ. Фото: Сергей Сигачев для АТОР

Сергей Митрухин