Найти тему
От Байкала до Амура...

Рыцари БАМа или Уникальный вокзал на станции Таксимо

«Накануне славного юбилея Байкало-Амурской магистрали, мне захотелось порадовать читателей и подписчиков канала, с которым давно сотрудничаю, чем-то необычным.

Решил блеснуть опытом социолога-интервьюера и разыскать за пределами России тех архитекторов, кто проектировал вокзалы и посёлки на БАМе.

За давностью лет не так просто было это сделать. Но, кто ищет, тот всегда найдёт» — пишет Вячеслав Майер в предисловии к своему интервью с ведущим архитектором Латвии. Это - Андрис Кронбергс.

Автор интервью Вячеслав Майер и ведущий архитектор Латвии Андрис Кронбергс
Автор интервью Вячеслав Майер и ведущий архитектор Латвии Андрис Кронбергс

Встреча наша состоялась 26 февраля в Риге. Его жизненный девиз "Место, задача и заказчик всегда уникальны". С 1988 года он руководит проектным бюро "ARHIS", с момента основания которого его специалистами разработано 400 проектов, в числе которых реконструкция международного аэропорта Рига, проект здания рижского филиала Латвийского банка, офис редакции и типографии "A/C DIENA", дом с двойным фасадом в Риге.

В 2009 году Латвийское государство присудило ему орден Трёх звёзд за вклад, прославляющий архитектуру страны за рубежом.

А начиналось всё, когда в далёких 70-х по заданию Правительства Латвии и ЦК комсомола ему поручили возглавить проектную группу по разработке чертежей железнодорожного вокзала на станции Таксимо.

Группа в составе старшего архитектора Андриса Кронбергса, архитекторов Хелены Васильевой и Эдгарда Трайманса успешно выполнили поручение. На БАМе находится уникальный вокзал, олицетворение Прибалтики. Смело можно сказать, что это архитектурное украшение Муйского района Бурятии.

Вокзал на станции Таксимо. Фото из открытых источников
Вокзал на станции Таксимо. Фото из открытых источников

Строитель и рыцарь – что общего?

- Господин Кронбергис, можно вокзал назвать рыцарским, у вас же фамилия рыцарского происхождения?

- В те времена назвать строителей рыцарями было и опасно, и нескладно. "Комсомолец-рыцарь" звучало "смешно", а вот со строителем сходство наяву. Посудите - рыцарь в доспехах, на коне, строитель - в каске, с инструментом на машине. Их объединяет дело, ведь рыцари могли не только спешиваться с коней и махать мечами, а владели иголками, сами себя обшивали, ковали доспехи, изготовляли и украшали конскую утварь.

Большая часть их проживала не в замках, а в хозяйских, крестьянских, ремесленных домах. Эти дома и являются собирательным образом вокзала. Вокзал - слегка увеличенная копия дворов, разбросанных в районе проживания "королевских куришей"- это юго-западная Латвия. Куриши - потомки жителей Ливонского ордена.

Они входили в сословие рыцарей. На Руси во времена Ивана Грозного и Бориса Годунова они назывались "немецкими рейтарами" и охраняли от крымских кочевников заокскую окраину государства. Это выходцы из города Гольдингена-"Золотого"("das Gold"-Золото, ныне Кульдига) основали в Рязанщине селение Голдино и такое же на Псковской земле.

- Господин Кронбергис, какие у Вас остались воспоминания тех, далёких лет о посещении Муйской долины?

Фото представлено автором
Фото представлено автором

- Долгие холодные поездки, там же летом под плюс 40 градусов, зимой бывает за минус 50. Эти перепады мы, будучи молодыми, переносили легко. Полёты маршрутами "Рига-Москва-Улан-Удэ", а далее -" Улан-Удэ-Северомуйск". Пришлось несколько раз добираться зимниками. Площадку под строительство надо было осматривать, брать пробы грунтов, изучать сейсмику и вечную мерзлоту. Для нас -это было новое ещё неизведанное, - даже ёжится он.

- Ваш вокзал уникален, он резко выделяется среди других вокзалов магистрали. Кто из Вас за что отвечал в его проектировании?

Здание не разрушится, а сложится

- Задачу Латвии на БАМе и Латышской архитектуры мы обсуждали в правительстве Латвии и в проектно- строительных организациях. Взяли наши родные "крутопадающие кровли", наш стройматериал. Точнее нашу глину и керамику, сделали привязку к местности - к дорогам и ландшафту Муйской котловины.

В те времена была "Программа освоения зоны БАМа" и вокзал мы спроектировали, как пересадочный с привокзальной площадью, главной доминантой посёлка Таксимо, центром общественной жизни-концертов, митингов, театральных выступлений и народных гуляний.

Фото представлено автором
Фото представлено автором

- Господин Кронбергис, что конкретно Ваше в облике вокзала?

- Моё - фасады с уклоном в "двойные", массивные антисейсмические сваи - фундаменты, такая же жесткая металлическая связка конструкций, привокзальная площадь. Мне до этого не приходилось проектировать на вечной мерзлоте и при 9-ти бальной сейсмичности.

Вокзал - единственный, который стоит на разломе земных тектонических плит, всегда находящихся в движении. Под ним дресва, а в земных недрах "бурлит вулканическая Исландия". При этом мы его спроектировали по-японски - в случае сильнейших толчков он не разрушится, а сложится.

- Знаю, что все вокзалы на БАМе привозные, из строительных деталей шефских городов и союзных республик. Какие материалы привезли из Латвии?

- Мой коллега Эдгард Трайманс использовал облицовочный полнотелый кирпич и черепицу завода "Лоде", расположенного в городе Лиепа. Глина этих мест издавна применяется для выработки кирпича при строительстве замков, дворцов и крепостей, типа Риги и Даугавпилса. Из этого кирпича и возведен вокзал в Таксимо.

Огромная творческая удача

- Вокзал Таксимо поражает пассажиров и туристов необычной ультрамариновой крышей. Она отливается при любой погоде в искристых цветовых оттенках синевы и кажется фантастической для этих мест.

Вокзал в Таксимо - один из самых красивых на БАМе
Вокзал в Таксимо - один из самых красивых на БАМе

- Крышей занималась Хелена Васильева. Она подобрала такую эмаль, а это род стекла и наполнила её синей краской. Мне кажется, её поразила красота тамошнего драгоценного камня - чароита. Вот такой эмалью она покрыла свою, только там уложенную размером 100 на 60 см черепицу. Наш рижский завод "Добра Спарс", в то время производивший кухонную эмалированную посуду-кастрюли в красный горошек, чайники со свистком переключился временно на черепицу.

Архитектор выразил свою главную мысль в нескольких словах. Вот они:

- Для нас, архитекторов, получить задание на проектирование вокзала огромная творческая удача. Ведь вокзалы - это место встреч и расставаний, радостных и трагичных. Этот вокзал строили строители «ЛатБАМстроя» с привлечением белорусов и местных жителей, а весь процесс возведения шел под нашим архитектурным контролем вплоть до государственной приёмки в 1990 году. Какие это уже далёкие времена.

- Чтобы вы бы пожелали бамовцам?

- Жителям тех суровых мест я желаю долгих лет жизни и процветания.

Вокзал в Таксимо – один из самых красивых на БАМе. С этим согласны многие.

А вам приходилось бывать в Таксимо?

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации