«Накануне славного юбилея Байкало-Амурской магистрали, мне захотелось порадовать читателей и подписчиков канала, с которым давно сотрудничаю, чем-то необычным.
Решил блеснуть опытом социолога-интервьюера и разыскать за пределами России тех архитекторов, кто проектировал вокзалы и посёлки на БАМе.
За давностью лет не так просто было это сделать. Но, кто ищет, тот всегда найдёт» — пишет Вячеслав Майер в предисловии к своему интервью с ведущим архитектором Латвии. Это - Андрис Кронбергс.
Встреча наша состоялась 26 февраля в Риге. Его жизненный девиз "Место, задача и заказчик всегда уникальны". С 1988 года он руководит проектным бюро "ARHIS", с момента основания которого его специалистами разработано 400 проектов, в числе которых реконструкция международного аэропорта Рига, проект здания рижского филиала Латвийского банка, офис редакции и типографии "A/C DIENA", дом с двойным фасадом в Риге.
В 2009 году Латвийское государство присудило ему орден Трёх звёзд за вклад, прославляющий архитектуру страны за рубежом.
А начиналось всё, когда в далёких 70-х по заданию Правительства Латвии и ЦК комсомола ему поручили возглавить проектную группу по разработке чертежей железнодорожного вокзала на станции Таксимо.
Группа в составе старшего архитектора Андриса Кронбергса, архитекторов Хелены Васильевой и Эдгарда Трайманса успешно выполнили поручение. На БАМе находится уникальный вокзал, олицетворение Прибалтики. Смело можно сказать, что это архитектурное украшение Муйского района Бурятии.
Строитель и рыцарь – что общего?
- Господин Кронбергис, можно вокзал назвать рыцарским, у вас же фамилия рыцарского происхождения?
- В те времена назвать строителей рыцарями было и опасно, и нескладно. "Комсомолец-рыцарь" звучало "смешно", а вот со строителем сходство наяву. Посудите - рыцарь в доспехах, на коне, строитель - в каске, с инструментом на машине. Их объединяет дело, ведь рыцари могли не только спешиваться с коней и махать мечами, а владели иголками, сами себя обшивали, ковали доспехи, изготовляли и украшали конскую утварь.
Большая часть их проживала не в замках, а в хозяйских, крестьянских, ремесленных домах. Эти дома и являются собирательным образом вокзала. Вокзал - слегка увеличенная копия дворов, разбросанных в районе проживания "королевских куришей"- это юго-западная Латвия. Куриши - потомки жителей Ливонского ордена.
Они входили в сословие рыцарей. На Руси во времена Ивана Грозного и Бориса Годунова они назывались "немецкими рейтарами" и охраняли от крымских кочевников заокскую окраину государства. Это выходцы из города Гольдингена-"Золотого"("das Gold"-Золото, ныне Кульдига) основали в Рязанщине селение Голдино и такое же на Псковской земле.
- Господин Кронбергис, какие у Вас остались воспоминания тех, далёких лет о посещении Муйской долины?
- Долгие холодные поездки, там же летом под плюс 40 градусов, зимой бывает за минус 50. Эти перепады мы, будучи молодыми, переносили легко. Полёты маршрутами "Рига-Москва-Улан-Удэ", а далее -" Улан-Удэ-Северомуйск". Пришлось несколько раз добираться зимниками. Площадку под строительство надо было осматривать, брать пробы грунтов, изучать сейсмику и вечную мерзлоту. Для нас -это было новое ещё неизведанное, - даже ёжится он.
- Ваш вокзал уникален, он резко выделяется среди других вокзалов магистрали. Кто из Вас за что отвечал в его проектировании?
Здание не разрушится, а сложится
- Задачу Латвии на БАМе и Латышской архитектуры мы обсуждали в правительстве Латвии и в проектно- строительных организациях. Взяли наши родные "крутопадающие кровли", наш стройматериал. Точнее нашу глину и керамику, сделали привязку к местности - к дорогам и ландшафту Муйской котловины.
В те времена была "Программа освоения зоны БАМа" и вокзал мы спроектировали, как пересадочный с привокзальной площадью, главной доминантой посёлка Таксимо, центром общественной жизни-концертов, митингов, театральных выступлений и народных гуляний.
- Господин Кронбергис, что конкретно Ваше в облике вокзала?
- Моё - фасады с уклоном в "двойные", массивные антисейсмические сваи - фундаменты, такая же жесткая металлическая связка конструкций, привокзальная площадь. Мне до этого не приходилось проектировать на вечной мерзлоте и при 9-ти бальной сейсмичности.
Вокзал - единственный, который стоит на разломе земных тектонических плит, всегда находящихся в движении. Под ним дресва, а в земных недрах "бурлит вулканическая Исландия". При этом мы его спроектировали по-японски - в случае сильнейших толчков он не разрушится, а сложится.
- Знаю, что все вокзалы на БАМе привозные, из строительных деталей шефских городов и союзных республик. Какие материалы привезли из Латвии?
- Мой коллега Эдгард Трайманс использовал облицовочный полнотелый кирпич и черепицу завода "Лоде", расположенного в городе Лиепа. Глина этих мест издавна применяется для выработки кирпича при строительстве замков, дворцов и крепостей, типа Риги и Даугавпилса. Из этого кирпича и возведен вокзал в Таксимо.
Огромная творческая удача
- Вокзал Таксимо поражает пассажиров и туристов необычной ультрамариновой крышей. Она отливается при любой погоде в искристых цветовых оттенках синевы и кажется фантастической для этих мест.
- Крышей занималась Хелена Васильева. Она подобрала такую эмаль, а это род стекла и наполнила её синей краской. Мне кажется, её поразила красота тамошнего драгоценного камня - чароита. Вот такой эмалью она покрыла свою, только там уложенную размером 100 на 60 см черепицу. Наш рижский завод "Добра Спарс", в то время производивший кухонную эмалированную посуду-кастрюли в красный горошек, чайники со свистком переключился временно на черепицу.
Архитектор выразил свою главную мысль в нескольких словах. Вот они:
- Для нас, архитекторов, получить задание на проектирование вокзала огромная творческая удача. Ведь вокзалы - это место встреч и расставаний, радостных и трагичных. Этот вокзал строили строители «ЛатБАМстроя» с привлечением белорусов и местных жителей, а весь процесс возведения шел под нашим архитектурным контролем вплоть до государственной приёмки в 1990 году. Какие это уже далёкие времена.
- Чтобы вы бы пожелали бамовцам?
- Жителям тех суровых мест я желаю долгих лет жизни и процветания.
Вокзал в Таксимо – один из самых красивых на БАМе. С этим согласны многие.
А вам приходилось бывать в Таксимо?
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации